• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Шторм в пиратской бухте

Время новостей. 21 апреля 2009

По словам исследователя экономики символического обмена, конструктивного критика копирайта, профессора Высшей школы экономики Александра Долгина: "Сигнал из Швеции будет услышан, но в обозримой перспективе россиянам подобные процессы не угрожают. Есть что-то противоестественное в том, чтобы принуждать покупать искусство через суд".

В пятницу суд в Стокгольме приговорил четверых создателей файлообменного сервиса The Pirate Bay (Пиратская бухта) — Петера Сунде, Фредерика Нейжа, Готфрида Свартхольма Варга и Карла Лундстрема к одному году лишения свободы и взысканию 3,5 млн долл. в пользу пострадавших правообладателей.

The Pirate Bay (ТВР) был создан в 2004 году. С помощью этого сервиса посетители могли нелегально скачивать музыку, фильмы и компьютерные программы и обмениваться ими через специально созданную сеть. К 21 сентября 2008 года число зарегистрированных пользователей TBP превысило три миллиона человек.

Дело The Pirate Bay началось в феврале этого года. Представителей сайта обвиняли в нарушении авторских прав и пособничестве распространителям материалов, нарушающих закон. Власти Швеции и присоединившийся к ним ряд правообладателей требовали возместить убытки на сумму более 10 млн евро. Решающим обстоятельством стал тот факт, что The Pirate Bay был прибыльным предприятием, зарабатывающим на пользователях ресурса (доход получали с размещения рекламы).

Создатели TPB с приговором не согласны и намерены его обжаловать, если понадобится, они готовы обращаться даже в Верховный европейский суд.

В течение нескольких минут после решения суда через The Pirate Bay было скачано более десяти миллионов файлов. Поклонники сервиса организовали акции протеста в нескольких городах Швеции.

Хакеры также поддержали пиратов. Как стало известно вчера, они атаковали сайты Международной федерации фонографической индустрии и юристов, принимавших участие в процессе по делу торрент-трекера Pirate Bay на стороне обвинения.

Российским аналогичным сервисам пока бояться нечего: отечественному правосудию пока не удалось добраться до файлообменных сетей. Когда это случится, непонятно.

По мнению председателя московской коллегии адвокатов Андрея Князева, кроме всплеска общественного интереса вокруг процесса по делу TPB приговор шведского суда никаких последствий для российских правообладателей иметь не будет. "Причина в том, что российская правовая системе не прецедентна", — уверен г-н Князев. И то, что способно остановить шведских пиратов, абсолютно ничем не угрожает российским.

Поэт Алексей Андреев, последовательный сторонник "копилефта", радуется этому обстоятельству: "В России очень богатый пиратский рынок. Чем позже он станет походить на цивилизованный, тем лучше будет представителям этой индустрии". Использование терминов "рынок" и "индустрия" Алексей считает верным: "Это как индустрия, например, паленой водки".

По словам исследователя экономики символического обмена, конструктивного критика копирайта, профессора Высшей школы экономики Александра Долгина: "Сигнал из Швеции будет услышан, но в обозримой перспективе россиянам подобные процессы не угрожают. Есть что-то противоестественное в том, чтобы принуждать покупать искусство через суд". По мнению г-на Долгина, законы о копирайте уже давно требуют изменений: "Альтернатива копирайту одна — широкая практика добровольных благодарственных платежей, с помощью которых слушатели смогут вознаграждать непосредственно создателей".

Но упомянутая "широкая практика" пока существует только за рубежом. В России по подобной модели работают лишь отдельные независимые разработчики (например, "Антиплагиат Killer"), которые добровольно выкладывают в Интернет продукты своего труда. Массовой подобная практика вряд ли станет. Для этого требуется более цивилизованный рынок. А большинство игроков Рунета и его пользователи до такой модели пока не доросли.