• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В пенсионной реформе рискнуть могут молодые и неплохо зарабатывающие - Сергей Смирнов

ИТАР-ТАСС # Урал. 23 августа 2013

Директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ  Сергей Смирнов о предложениях Министерства финансов РФ и группы экспертов ведущих российских научных центров  по сокращению бюджетных расходов в социальной сфере.

Минфин совместно с группой экспертов ведущих российских научных центров выработал ряд предложений по сокращению бюджетных расходов в социальной сфере и в сентябре представит их президенту Владимиру Путину. Среди первоочередных и наиболее эффективных мер, выработанных Минфином, плановое замедление роста трудовых пенсий и пересмотр правил их начисления. Экономисты уверены, что финансовое руководство страны готовится провести новую пенсионную реформу, которая окончательно оформит отечественную систему пенсионного обеспечения в качестве "программы эконом-класса”. О том, как эти изменения повлияют на размер пенсии будущих пенсионеров, ИТАР-ТАСС рассказал директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ "Высшая школа экономики" Сергей Смирнов, активно участвовавший в обсуждении новых правил начисления трудовых пенсий.

- В последнее время Пенсионный фонд России по радио и телевидению призывает работающих граждан, родившихся в 1967 году и позднее, определиться с размером накопительной части будущей пенсии. Есть два варианта – 2% и 6%. Зачем нужно делать этот выбор и что все это значит?

- Меняется не только размер страховой части пенсии и порядок ее начисления, грядет целый ряд изменений, которые, по сути, являются новой пенсионной реформой. И эта реформа фактически перечеркивает то, что было заложено в реформе 2002 года, в результате которой пенсия стала состоять из трех частей – базовой, страховой и накопительной. Напомню, что накопительная часть с 2008 года составляет 6%, а всего работодатель отчисляет в ПФР 22% от фонда заработной платы предприятия. Я бы не хотел критиковать, но об этой реформе можно пока с уверенностью сказать только, что она приведет к созданию намного более непрозрачной пенсионной системы, чем действующая сейчас. Ситуация изменилась, появилось множество неблагоприятных факторов. Правительство вынуждено что-то менять, так как в противном случае у государства возникнут большие сложности с выполнением пенсионных обязательств. По сути, государство теперь снимает с себя ответственность за выбор страхового коэффициента и перекладывает ее на гражданина. Сейчас гражданам предлагается самим решить, верят ли они в накопительный принцип формирования пенсий или же делают ставку на традиционную распределительную систему, которую целиком и полностью администрирует правительство. От этого, по сути, зависит и выбор между 2% и 6%. Выбирая шестипроцентный тариф, вы принимает на себя риски, связанные с неэффективным использованием средств накопительной части.

- Какой же выбор сделать?

- Тем, для кого пенсия – дело уже среднесрочной перспективы, то есть мужчинам 1968-го года рождения и немного моложе, я бы не рекомендовал увеличивать накопительную часть c 2% до 6%, так как увеличение страховой части автоматически ведет к пропорциональному уменьшению гарантий государства. А молодые и неплохо зарабатывающие могут и рискнуть. А, в общем, я считаю, чем мы меньше зависим от государства, тем лучше. Государство как бы говорит: “иди под мое крылышко, откажись вообще от накопительной части”. Об этом свидетельствует и предлагаемый размер накопительного коэффициента, который будет использоваться для расчета пенсии с 1 января 2015 года - для тех, у кого нет накопительной части, он составляет 1, при накопительной части 2% – 0,91, а при 6-ти % накопительной части – всего 0,727.

- Зачем правительству так резко менять подходы к пенсионному обеспечению?

- Чтобы и волки были сыты, и овцы целы. При этом волки – это пенсионный фонд, состояние которого сейчас вызывает большую озабоченность, а овцы, извините, это мы с вами. В бюджете ПФР брешь, и причин ее образования много. Не последнюю роль сыграл тот факт, что накопительную часть пенсии вывели из режима текущих выплат, к этим деньгам никто не мог прикасаться, в то время, как поступления в бюджет на текущие выплаты сократились. Кроме того длительное время ухудшалась демографическая структура общества. Сейчас в трудовую жизнь вступает поколение родившихся в начале 90-х, в период “демографической ямы”. Еще один фактор, непосредственно связанный с наполнением пенсионного фонда – это небольшие в среднем по стране зарплаты. Иначе говоря, у нас вообще недостаточная налогооблагаемая база, которая дополнительно сокращается за счет высокого уровня теневых доходов.

- В чем состоит принципиальное отличие той пенсионной системы, которая существует в России сегодня, и той, что должна появиться с 1 января 2015 года?

- Когда запускалась первая пенсионная реформа нулевых, принцип был простой и ясный: больше заработаешь – больше начисления будут сделаны на твой пенсионный счет, и, соответственно, большую пенсию получишь в старости. Кроме того, существовало всего два показателя, по которым каждый мог без проблем рассчитать свою пенсию – это трудовой стаж и размер заработной платы. Все это отражалось в пресловутых “письмах счастья”, которые рассылал пенсионный фонд. Там отображалось текущее состояние личного пенсионного счета работающего гражданина. Также там были видны все индексации. В таком виде пенсионная система, на мой взгляд, давала абсолютно правильный стимул большинству работников: больше заработал – больше получил. Размер пенсии определялся простым делением получившейся к концу трудовой деятельности суммы на личном пенсионном счету на так называемый коэффициент дожития 228 месяцев (расчетная величина продолжительности жизни человека после выхода на пенсию – ИТАР-ТАСС) и прибавлением к получившемуся результату фиксированной части (она сохраняется в новой системе). Теперь все становится значительно сложнее. Если вариант, который сейчас находится в правительстве получит одобрение, будет введен так называемый индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). Он определяется как сумма годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов за все годы, которые человек работал, а работодатель за него делал отчисления в пенсионный фонд. Годовой пенсионный коэффициент (ПК) определяется за каждый проработанный год индивидуально и является отношением зарплаты к предельному размеру базы для начисления страховых взносов (с 1 января 2013 года – 568 тыс. руб. в год) помноженным на накопительный коэффициент (1 или 0,91 или 0,727 – в зависимости от размера накопительной части – ИТАР-ТАСС). При этом задается максимально возможный размер годового ПК – он не может превышать десяти.

- Почему именно десяти? Десяти чего?

- Это, как говорят экономисты, арбитражно установленная величина. У вас может быть запредельная зарплата, но более 10 вы не получите, так как это верхний предел годового пенсионного коэффициента. Если у человека трудовой стаж 30 лет, и все эти годы он получал по максимуму, то это значит, что за свою карьеру он заработал 300 таких условных баллов, и именно такой у него за всю трудовую жизнь ИПК накопился. ИПК, по сути, тот товар, который мы меняем на пенсию в конце трудовой карьеры.

- Раз речь идет о неких условных единицах, то каков механизм определения реальной стоимости ИПК?

- Здесь начинается самое интересное: правительство ежегодно устанавливает “стоимость” ИПК. Каким будет это значение в году вашего выхода на пенсию, никто не знает, как никто и не может прогнозировать, какие факторы повлияют на его формирование – увеличение или снижение. Для такого расчета должны существовать подробные регламенты, но пока их нет. Можно предположить, что на расчет будут влиять разные факторы, в том числе и такие макроэкономические, как состояние бюджетной системы страны в целом и наполнение пенсионного фонда в текущем году. Или же, например, экономический кризис. Получается довольно любопытная система. Мы работали и произвели на продажу определенный ИПК, а государство у нас его выкупает в год выхода на пенсию. Но цену устанавливает каждый раз новую. Это чем-то напоминает систему продовольственных карточек, норму выдачи которых в тяжелые времена определяли в зависимости от того, сколько было продуктов на складах. Остается только надеяться, что стоимость ИПК не будет хотя бы сокращаться, и, назначая ее, правительство будет учитывать величину инфляции. Но таких обязательств государство на себя пока не взяло. Можно сказать, что государство гарантирует выплату пенсии, но ее размер можно только прогнозировать с той или иной точностью.

- Какие еще принципиальные изменения ждут тех, кто пойдет на пенсию после 1 января 2015 года?

- Судя по проекту реформы, который сейчас в правительстве, новелл будет несколько.

Во-первых, будет увеличена продолжительность минимального стажа, необходимого для начисления трудовой пенсии. Я всегда был солидарен с нашим правительством, когда оно выступало за увеличения минимального порога, 5 лет – это просто смешно. В обсуждаемом сейчас варианте минимальный порог начисления трудовой пенсии повышен до 15 лет. Это социально оправданный срок. Второй важной новеллой должна стать фиксация пенсий работающих пенсионеров. Сейчас их пенсии корректируются ежегодно, так как работодатель продолжает делать отчисления в пенсионный фонд и наращивают, таким образом, объем средств на личном пенсионном счету работающего пенсионера - точно так же, как и на счету любого другого работника. После вступления в силу новых правил начисления пенсии этого больше не будет - работающий пенсионер пожизненно будет получать пенсию такого размера, который ему был назначен в момент выхода на пенсию. Корректироваться она будет только по решению правительства - например, в зависимости от уровня инфляции, как это происходит с пенсиями неработающих пенсионеров. После того, как президент Владимир Путин заявил, что пенсионный возраст в России не будет увеличен, стало понятно, что придется прибегнуть к помощи более тонких настроек, чтобы сохранить баланс в пенсионной системе. Прямой альтернативой увеличению пенсионного возраста может стать схема стимулирования более позднего добровольного выхода на пенсию. Она предполагает, что достигшие пенсионного возраста трудящиеся добровольно отказываются от оформления пенсии и продолжают работать, а за каждый год переработки получают дополнительный поправочный коэффициент, на который в дальнейшем умножается расчетный размер их пенсии. Вводится целая таблица таких коэффициентов. Но на самом деле если переработка меньше 5 лет, то увеличение пенсии получится незначительным. Однако, начиная с пятого года добровольно продленного стажа, увеличение пенсии может быть весьма ощутимым. По большому счету, нам предлагается сыграть в лотерею, где выигрывает тот, кто доживает до максимально отсроченной даты выхода на пенсию, и при этом живет еще довольно долго, чтобы какое-то время еще получать повышенную пенсию. При средней продолжительности жизни мужчин 63 года (на 10-11 лет ниже, чем в развитых странах) говорить о каких-то значительных выгодах такого выбора не приходится. Но для женщин, продолжительность жизни которых в России всего на несколько лет ниже, чем на Западе, это может быть интересным. Говоря серьезно, речь идет об отсрочке выполнения пенсионных обязательств государства.

- Но хотя бы у дам есть шанс выиграть в этой лотереи и действительно что-то зарабодать дополнительно?

- Я думаю, специалисты ПФР до того, как формулировать предложение по добровольной отсрочке пенсионного возраста, внимательно изучили статистику смертности и все хорошенько просчитали. Выходя позже на “большую пенсию”, в абсолютных цифрах вы получите до конца жизни примерно столько же, сколько получили бы за более долгий период без повышающего коэффициента. К тому же шансы вообще не дожить до пенсии при ее отсрочке тоже увеличиваются.

- Можно ли сказать, что новая реформа позволит увеличить пенсии по старости в нашей стране?

- На самом деле все эти изменения минимально скажутся на уровне жизни пенсионеров. В 2015 году, по прогнозу, доход неработающего пенсионера будет равен в среднем двум прожиточным минимумам пенсионера (ПМП – он ниже прожиточного минимума работающего человека и ребенка, считается, что пожилые люди мало пользуются транспортом и меньше едят – ИТАР-ТАСС). В абсолютном выражении до 2020 года средняя пенсия в России, очевидно, будет сохраняться на уровне ниже 20 тыс. рублей в месяц.