• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гайдар понял, как спасти Ирак В Багдаде состоялась конференция по реформированию иракской экономики

РБК daily. 2003. № 184. 26 сентября

«Я бы хотел, чтобы Россия участвовала в восстановлении Ирака». Такое заявление сделал по итогам поездки в Багдад бывший и.о. премьера правительства РФ Егор Гайдар. По его словам, такое участие прежде всего в интересах российских компаний, у которых заключено немало контрактов c иракской стороной.

«Я бы хотел, чтобы Россия участвовала в восстановлении Ирака». Такое заявление сделал по итогам поездки в Багдад бывший и.о. премьера правительства РФ Егор Гайдар. По его словам, такое участие прежде всего в интересах российских компаний, у которых заключено немало контрактов c иракской стороной.
Миссия нынешнего сопредседателя движения «Союз Правых Сил» на Средний Восток заключалась, впрочем, не столько в советах самой России, сколько в рекомендациях по реформированию иракской экономики. О таких рекомендациях Е. Гайдара, также как и ряд бывших и нынешних государственных деятелей постсоциалистических стран (в их числе экс-президент Болгарии и бывший премьер Эстонии), попросила оккупационная администрация Пола Бремера. Американцев интересовал опыт этих стран по переходу к рынку.
Гости из Восточной и Центральной Европы обнаружили в Ираке «экономическую систему более свободную, чем в СССР», даже в СССР поздних времен. Помимо сектора «рационирования» (в котором производился и обращался набор определенной группы товаров, продаваемых населению по фиксированным ценам), от режима Саддама Хусейна остался и свободный рынок, в частности продовольствия. Сравнение «не в пользу» СССР может в данном случае показаться спорным, поскольку при всей «государственности» экономики Союза легальный свободный рынок продовольствия существовал там и в брежневское время (колхозные рынки, кооперативная торговля), а к 1991 г., когда в стране расплодились не только всевозможные ларьки, но и биржи, не заметить рынка продовольствия, промтоваров и т. д. было никак невозможно.
Однако чем ближе ситуация в Ираке к положению в странах социализма в период их возвращения в лоно капитализма, тем ценнее могут оказаться советы тех, кто уже пережил реформы. Хотя не факт, что эти реформы получатся лучше, чем они были проведены в той же России или Болгарии, испытавших, как известно, и демографический «провал», и глубокий и долговременный спад производства, прежде чем последовал рост (до сих пор, впрочем, не компенсировавший ущерба 1990-х годов). Некоторые рекомендации уже озвучены.
Так, по итогам трех дней пребывания в Ираке директор российского Института экономики переходного периода рекомендовал максимально расширить рыночный сектор. В частности, немедленно либерализовать цены на бензин, который завозится в Ирак из других стран и продается населению по фиксированным низким ценам (а население, в свою очередь, его перепродает за рубеж по рыночной цене). И не только на бензин.
Бывший и. о. премьера выступил в своем репертуаре: масштабный отпуск цен в соответствии с программой Е. Гайдара уже испытали граждане РФ в 1992 году. Существенная разница с нынешней ситуацией заключается в том, что в начале 1990-х годов сам «шокотерапевт» прислушивался к советам американцев («инструктировал» российские реформы гарвардский профессор Джеффри Сакс и ряд других экспертов, в том числе от МВФ и ВБ). Теперь США хотят узнать, насколько проведенный в России эксперимент можно повторить в Ираке.
Помимо практического опыта, США наверняка хотели извлечь из конференции восточноевропейских консультантов в Багдаде определенную политическую выгоду. Как известно, ввиду проблем с обустройством оккупированной страны Америка вынуждена была попытаться призвать на помощь другие державы под флагом ООН. Символично, что совещание с участием Е. Гайдара прошло накануне сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая как раз должна обсуждать проблемы Среднего Востока. США как бы показывают международному сообществу, что в решении вопросов Ирака уже принимают участие различные заинтересованные стороны. Как в военном смысле (присутствие в стране британского, польского и др. контингентов), так и в экономическом. Не случайно и пост главного советника по экономике при правительственном коалиционном совете Ирака должен вскоре занять представитель Польши - ее экс-министр финансов и вице-премьер Марек Белка.
В этом назначении в определенном смысле можно видеть признак того, что американцы готовы рассматривать различные варианты рецептов «излечения» Ирака. Несмотря на то что Марек Белка известен как рыночник не менее радикальный, чем Гайдар, его взгляды на вопросы «переходного периода» несколько иные. Польский реформатор достаточно сурово критиковал российских реформаторов, в частности, за слишком буквальное следование предписаниям МВФ: «С МВФ Россия попалась в настоящую ловушку. Фонд просит все приватизировать, либерализовать, и Россия так и поступает… Мы (я имею в виду Польшу) никогда не попадались на их удочку, а просто постепенно перестраивали все институты». Впрочем, польский эксперимент, как и российский, также предусматривал «шоковую терапию», поэтому иракцам, возможно, в ближайшее время придется испытать еще один «шок и трепет». Только уже мирный и, по всей вероятности, с одобрения ООН.
Отдел политики