• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2004. № 10:19. 11 марта

Конструкция логичная, но вряд ли эффективная

Андрей Александрович, как Вы оцениваете изменения структуры правительства, насколько в этих изменениях были учтены разработки Высшей школы экономики, и куда теперь переместится штаб реформ (Греф явно теряет эту роль)?
В целом можно сказать, что в произошедших изменениях есть некая логика. Если судить по тому, как это все происходило на начальной стадии: разговоры о том, что уже есть человек, но его никто не называет, можно было бы ждать гораздо худшего. Все не так плохо - логика прослеживается в укрупнении министерств, в распределении полномочий. Но уже сейчас видны проблемы, которые явно будут возникать и дальше: проблемы конкретного разграничения функций и необходимого взаимодействия между средствами, службами, агентствами. Сама по себе конструкция более-менее понятна, но на самом деле она не вполне вписывается в существующую нормативную базу хотя бы потому, что в части законов прописаны конкретные органы, которые существовали с конкретным набором полномочий, куда входили и надзорные, и регулятивные функции.
Неясность того, как будут вписываться произошедшие изменения в правительстве в существующую нормативную базу, порождает некие сомнения в том, что такая конструкция будет эффективной. Грубо говоря, можно было ожидать худшего, и хорошо, что хоть какая-то логика прослеживается. В этой конструкции все не свелось просто к каким-то персональным перестановкам, но эффективность новой конструкции пока еще не очевидна.
В отношении того, насколько велика была роль Высшей школы экономики во всем этом, на мой взгляд, она была не очень большой. Это вопрос в некоторой мере не ко мне, потому что этими вопросами занимаются другие коллеги в Школе. По моим ощущениям, какие-то идеологические тезисы, исходившие от ВШЭ, в рамках данной операции использовались, но в конкретных мероприятиях по переподчинению одних структур другим каких-то специальных аналитических разработок Высшей школы экономики не использовалось. В большей степени это была аппаратная операция, реализованная Путиным и его ближайшим окружением.
В отношении того, что все смещается от Грефа, мне так не кажется, потому что его ведомство укрепило позиции, получив дополнительные полномочия, и фактически он будет продолжать заниматься тем, чем он и занимался. Некоторые новые возможности могут возникать в объединенном Министерстве образования и науки с приходом Фурсенко. Мне кажется, что это может быть шансом для начала реального реформирования науки. Об этом давно говорилось, но долгое время власть не решалась на какие-то конкретные шаги. Думаю, что Фурсенко мог бы попытаться это сделать. Здесь полезен его предшествующий академический опыт, его бизнес-опыт и его независимость от Академии наук. А образовательная система сегодня может быть лучшим полем, лучшей площадкой для развития исследовательской деятельности, фундаментальных, прикладных наук (как показывает опыт тех же 1990-х гг.).
Какие-то новые возможности также могут быть связаны с формированием единого Министерства здравоохранения и социального обеспечения с приходом туда Зурабова, который больше чем Шевченко понимает, как работает страховой бизнес и как можно внедрять иные экономические принципы в деятельность бюджетных учреждений.