• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Единство противоположностей "Я с трудом представляю Касьянова в качестве знамени революции или вождя, который что-то штурмует", - говорит лидер "Яблока" Григорий Явлинский

Итоги. 2005. № 10. 8 марта

Возможно ли появление на следующих парламентских выборах объединенной правой оппозиции или "Яблоко" и СПС - две вещи несовместные? Лидер "яблочников" Григорий Явлинский размышляет об этом в интервью "Итогам".

Возможно ли появление на следующих парламентских выборах объединенной правой оппозиции или "Яблоко" и СПС - две вещи несовместные? Лидер "яблочников" Григорий Явлинский размышляет об этом в интервью "Итогам".
- Григорий Алексеевич, вы двенадцать лет находитесь в оппозиции. К власти приходить собираетесь?
- Да.
- Когда и с кем?
- Надеюсь, в результате выборов в Госдуму, а затем и на президентских выборах вместе с российским народом. Я хочу, чтобы Россия начала двигаться в сторону современного европейского государства.
- Вы в союзники весь российский народ записываете?
- Для победы нужно большинство избирателей. Как на Украине.
- В каком качестве вы собираетесь победить?
- В качестве объединенной оппозиции. Кто будет лидером, не так важно. Важно, чтобы победила идея создания современного европейского государства. Государство, где есть разделение властей, независимые суд и пресса, где правительство подотчетно парламенту, где есть общественный контроль за спецслужбами, где крупный бизнес не находится под пятой государства, где развивается средний и малый бизнес, неприкосновенны права собственности...
- Кто виноват, похоже, вы знаете. А что делать, чтобы "европейская сказка" стала былью?
- Во-первых, надо отвоевать право на свободу слова. Во-вторых, заставить власть вести диалог в форме "круглого стола" относительно честных выборов. Потом проведение честных выборов под контролем общества и победа на них.
- На каких условиях "Яблоко" готово к объединению с Союзом правых сил и другими правыми?
- Мы предложили свою структуру в качестве основы для создания объединенной демократической партии. Обратите внимание - как основа, а не монополия, которая всех подчиняет, чем иногда грешат некоторые наши коллеги по переговорам. Мы предлагаем всем потенциальным союзникам разделить эти принципы и подписаться под четкими программными требованиями. В частности, мы выступаем против авторитарного режима, за демонтаж олигархической экономической системы страны, за введение компенсационных механизмов возмещения ущерба, нанесенного обществу криминальной приватизацией, а также за создание социально-экономической программы преодоления колоссального социального расслоения в стране.
- Гарри Каспаров призывает начать создание объединенной правой партии с чистого листа. Как вам эта идея и его же предупреждение, что можно обойтись и без "Яблока"?
- Мы ему желаем удачи. Сумеет он или нет построить партию, мы с ними после этого поговорим. Но "Яблоко" двенадцать лет в политике, за нас голосуют миллионы избирателей. И для нас удивительной является позиция некоторых коллег, которые ни с того ни с сего просят "Яблоко" быстро выдать им учредительные документы нашей партии и отойти в сторону. Наоборот, мы хотим сделать объединительный процесс таким, чтобы, если наши партнеры передумают быть в оппозиции, "Яблоко" не оказалось с пустыми руками. Мы идеологическая партия и не можем пустить дело на самотек. Может быть, нас мало, но у нас есть убеждения, ради которых мы находимся в политике. Я считаю, что смутные времена в России, в том числе и с нашей помощью, рано или поздно закончатся. Наступит нормальная жизнь, и наша позиция будет востребована обществом.Нужно только не опускать руки до этого момента, сохранить политическое ядро, идти на различные союзы ради того, чтобы приблизить время свободы.
- Когда, на ваш взгляд, станет окончательно ясно, будет создана объединенная оппозиция или нет?
- Объединенная демократическая оппозиция есть и будет. Насколько широкая? В каком составе? Кто вам сейчас ответит на эти вопросы? Гарри Каспаров с Владимиром Рыжковым заняты созданием собственной партии. СПС определяется, что им дальше делать. Посмотрим, что будет в итоге этой бурной деятельности. Надо набраться терпения.
- Каковы перспективы создания лево-правой оппозиции? Вы, например, готовы к объединению с Зюгановым или Семигиным?
- Вы предлагаете очень острые политические блюда, а я их не очень люблю. Одним из критериев вхождения в объединенную оппозицию являются поддержка общеевропейских ценностей и отстаивание европейского направления развития России. Готовы ли к этому в КПРФ, для которой Ленин и Сталин и сегодня живее всех живых? Но на левой стороне есть социал-демократы, есть, например, партия пенсионеров. Это может быть интересным. Вообще объединиться "против" - небольшая проблема. Важнее и сложнее объединиться "за".
- Вопрос о создании оппозиции поднимается не первый раз, но пока никак не решается...
- Дело в том, что сегодня демократы слабы. У людей из-за войн и дефолтов наступило глубокое разочарование в "успехах" демократии.
- А вы себя не считаете ответственным за все это?
- Не я дискредитировал демократию в России. Не я был все это время президентом страны и руководителем реформ.
- Я просто пытаюсь понять, на следующих выборах мы увидим примерно те же действия в плане объединения правых, что и на предыдущих?
- А я вам рассказываю, что существует партия "Яблоко", объединяющая ряд партий, а есть другие партии. Такие, как СПС, например. У нее другая политическая история, другие программы и...
- И, извините, перебиваю вас, объединяться вы с ней не будете...
- Это всегда была партия другого направления, как и партия Зюганова. Мы знаем, какова роль СПС и ее предшественников в создании полукриминальной олигархической системы, мы помним: "Кириенко - в Думу, Путина - в президенты", "В Чечне возрождается российская армия", "Вперед - к либеральной империи". И совсем свежее: "Мы - не партия нищих, чтобы защищать пенсионеров". То есть мы знаем, как СПС относится к прошлому режиму и как к настоящему. Так вот, нас не устраивает ни тот ни другой. Бессмысленно бороться с сегодняшней властью, чтобы вернуть к власти олигархическую семибанкирщину, чтобы через восемь лет правления Владимира Путина наступила новая редакция олигархического режима. Мы отказываемся выбирать между плохим и худшим. Это принципиальная позиция. Но в СПС есть много людей, с кем нам легко найти общий язык. С другими мы иногда можем быть попутчиками на определенных условиях и четко расписать роли, но мы не можем с ними сливаться. Какая из этих групп будет доминировать, неизвестно. Но от этого зависит, будет ли на следующих выборах две партии - объединенная демократическая с либерально-социальной идеологией и неоконсервативная - или одна.
- Украинские события показали, что к власти легче прийти, когда во главе оппозиции находятся политические тяжеловесы. Может ли бывший премьер Михаил Касьянов стать подобным лидером у нас?
- Конечно, неплохо, когда у кандидата на пост президента есть статус экс-премьера и опыт управления государством. Но что касается Михаила Михайловича, то, боюсь, он из другой оперы. Он представляет совершенно иные силы, нежели Виктор Ющенко на Украине. Кроме того, я с трудом представляю Касьянова в качестве знамени революции или вождя, который что-то штурмует.
- Себя на месте лидера революционных масс вы представляете?
- Я против революций. Я за исполнение Конституции.
- Молодежное "Яблоко" и "Идущие без Путина" договорились об объединении в структуру, похожую на "ПОРУ", действовавшую на Украине. Вы считаете этот союз актуальным?
- Это всегда актуально и никогда не рано. Я их поддерживаю. Раз уж общаться по телевидению с гражданами не дают, будем вести реальный диалог с людьми на улицах.
- А вы уверены, что вам по плечу все, что вы задумали?
- "Яблоко" в себе уверено как никогда. Да, мы прекрасно отдаем себе отчет, что создавать в нынешних условиях оппозицию чрезвычайно сложно. В авторитарной системе она может быть либо в качестве диссидентов, либо иметь криминальный оттенок. Нормальная оппозиция может существовать, если есть равный или хотя бы какой-то доступ к телеэфиру, существуют независимые источники финансирования партий, независимый суд. Но мы оптимисты. Все будет хорошо.