• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ичкерии больше нет У наследников Масхадова не осталось ни политической перспективы, ни социальной базы

Политический журнал. 2005. № 9. 14 марта

...Леонид Сюкияйнен, доктор юридических наук, профессор Высшей школы экономики
Эффект гибели Масхадова, скорее всего, будет кратковременным и ситуативным. Она прямо не решает тех проблем, которые ставит перед собой федеральный центр. Не думаю, что в связи с этим событием наступит какой-то серьезный перелом. В целом перспективы движения чеченского сепаратизма по всем направлениям - политическим, военным, международным - все-таки ухудшаются...

В Чечне уничтожен лидер сепаратистов Аслан Масхадов. Российские силовики сдержали одно из своих обещаний, но их осталось еще много. Главное из них - доведение контртеррористической операции до логического конца - они еще не выполнили.

Новые радикалы
Чеченские сепаратисты спустя два дня после уничтожения Масхадова выбрали нового лидера - председателя "шариатского суда" Абдул-Халима Садулаева. Официальные лица поспешили заявить, что не знают, кто это такой. Но события в Чечне всегда были полны разных загадок. Как, например, задержанные ранее боевики могли оказаться в бесланской школе? Вот и новый "президент Ичкерии" в октябре 2002 г. уже задерживался российскими спецслужбами. Тогда против Абдул-Халима Садулаева было выдвинуто много обвинений, большинство из которых он даже якобы признал. В частности, похищение главы миссии "Врачи без границ" Кеннета Глака, убийство заместителей главы администрации населенного пункта Старые Атаги Руслана Джумаева и Авади Башаева, убийство сына участкового уполномоченного милиции, его брата и еще одного местного жителя, участие 1 марта 2000 г. в составе бандгруппы под командованием Хаттаба в боестолкновении с 76-й ротой десантников Псковской дивизии, в ходе которой почти весь личный состав роты погиб, взрыв кафе в Чири-Юрте, в результате которого погибли 8 посетителей, убийство водителя такси в селе Старые Атаги. Интересно, как с таким послужным списком бандит мог гулять на свободе? Но случилось то, что и предсказывалось. Во главе сепаратистов оказался молодой 28-летний экстремист, который вырос на войне и ничего другого делать больше не умеет и не хочет.
Кстати, Аслан Масхадов не выполнил многих своих обещаний. Например, в 1997 г., став президентом, он обещал вернуть боевиков к мирной жизни. Не вышло. Масхадов обещал не допустить гражданской войны в Чечне. Для него была лучше война с Россией, чем "афганский вариант". В итоге Чечня получила и войну с Россией, и гражданскую войну. Был у Масхадова и еще один "принцип" -не переносить боевые действия за пределы Чечни. Дескать, весь мир должен видеть, что чеченцы борются за независимость своего государства. Потом своим "указом" он создал дагестанский, ингушский и другие северокавказские "фронты".

Последний "умеренный"
Сейчас все, кто осудил уничтожение Масхадова, говорят, что потерян последний шанс установить мир в Чечне, не стало единственного "умеренного" лидера боевиков. В последнее время этот немолодой уже человек, сидящий где-то в Чечне, занимался только тем, что сочинял указы, записывал на аудио- и видеокассеты виртуальные интервью, производил какие-то кадровые назначения. У него и имени-то толком не было. Все свои указы он подписывал как Халид, весь мир его знал как Аслана.
Может быть, Масхадов в отличие от Басаева и был "умеренным". Но что было толку от умеренного Масхадова, который не имел никакого влияния на "отмороженного" Басаева? Он в Чечне, наверное, оставался один такой - умеренный. Все его окружение - от личных телохранителей и "министров обороны" до депутатов "ичкерийского" парламента - давно отказалось от сопротивления. Последние его соратники сдали своего президента спецслужбам. Ни Басаева, с одной стороны, ни Рамзана Кадырова - с другой, ни арабских наемников - с третьей умеренными назвать никто не решится. И если уж войну можно остановить только за столом переговоров, то за него надо садиться с Басаевым.
Все последние годы Масхадов занимался только тем, что пытался торговаться непонятно с кем. Вы, говорил, выведете войска, а мы извинимся перед чеченским народом за доставленные ему страдания. Позовите, говорил, меня, только как следует позовите, а я подумаю, ехать ли мне в Беслан спасать детей. Я, говорил, сам отдам Басаева под суд, но только после войны.
Был такой Арби Бараев, у которого, как принято выражаться, руки по локоть в крови. В годы чеченской "независимости" Масхадов отдал его под суд. Шариатский. Правоверный мусульманин и просто отчаянный парень Арби Бараев трижды поклялся на Коране, что он чист перед законом и Аллахом. И все - свободен! Федеральные силы уничтожили Арби Бараева во вторую кампанию. Его племянник, не менее отчаянный парень Мовсар, которому Масхадов подарил возможность еще несколько лет набираться опыта у своего дядюшки, в октябре 2002 г. оказался на Дубровке.
В масхадовской Чечне за три года вообще не было вынесено ни одного(!) приговора похитителям людей. Может, работорговля была мифом? Вроде нет. За все три года в Чечне было вынесено только два приговора троим несчастным, публично расстрелянным на площади Дружбы народов за бытовые преступления.
Именно этот "умеренный" Масхадов собирался "после войны" отдать Басаева под суд. После "Норд-Оста" он его отстранил от всех должностей. Мужественный поступок! После нападения на Ингушетию в июне прошлого года Масхадов лично принимал от Басаева доклад о проделанной работе. Субординация! После Беслана Масхадов сказал, что не приемлет такие методы. Умеренный!
Один из главных мифов: Масхадов боролся за независимость Чечни, за светлое будущее чеченского народа. Любой неглупый человек, коим, безусловно, являлся Масхадов, не мог не понимать, что ни одно государство не отдаст часть своей территории детоубийцам. Хотя бы потому, что другие государства не позволят. Так что это уже был не сепаратизм, это - фатализм.

Настоящий антитеррор
Что теперь будет в Чечне? Разнообразия оценок на самом деле не наблюдается. Они, с одной стороны, одинаковые, с другой - диаметрально противоположные. Например, председатель Госсовета Чечни Таус Джабраилов считает, что уничтожение Аслана Масхадова ускорит процесс достижения мира и стабильности в республике. По его мнению, Масхадов был виновен в трагедии чеченского народа, а теперь республика задышит нормальной жизнью.
Главный редактор популярной в республике газеты "Чеченское общество" Тимур Алиев придерживается другого, но тоже весьма распространенного мнения. Алиев заявил Агентству национальных новостей: "Уничтожение Аслана Масхадова означает не окончание войны в Чечне, а переход военных действий на новый, более радикальный этап. Устранением Масхадова Кремль как бы дал ответ на его инициативы по перемирию и переговорам. То есть продемонстрировал неприемлемость такого варианта решения для Москвы, сделавшей ставку исключительно на силовое решение вопроса. Аналогичное предложение - "войну на уничтожение" - выдвигает и Шамиль Басаев. Если до сих пор инициативы Масхадова были неким сдерживающим для него фактором, то сейчас радикальные силы боевиков, лидером которых является Басаев, получат полную свободу. Что это означает, уже показали "Норд-Ост" и Беслан".
В своем последнем в жизни интервью, буквально за несколько дней до гибели, Аслан Масхадов заявил: "Достаточно 30 минут честного диалога с глазу на глаз, чтобы остановить эту войну, чтобы объяснить президенту Российской Федерации, чего вообще хотят чеченцы". Впрочем, это он говорил все последние пять лет. Так вот, главным или по крайней мере самым очевидным результатом устранения Аслана Масхадова стала ясность в вопросе о переговорах - теперь их не будет никогда. Отныне многое из того, что происходит в Чечне, будет иметь простые и однозначные оценки. Беда только в том, что эта ясность не прибавляет безопасности.
Один из бывших лидеров чеченских сепаратистов, попросивший не называть его имени, заявил АНН, что теперь социальная поддержка боевиков уменьшится. Масхадов имел социальную базу, а она может быть только у человека, у которого есть хоть какая-то политическая перспектива. "У тех товарищей, которые там остались, нет никакой политической перспективы, - сказал собеседник АНН. - А значит, у них не будет никакой социальной базы. Политическая составляющая ушла вместе с Масхадовым. С его устранением вопросы Конституции, государственности Ичкерии ушли в небытие. Отныне события в Чечне в полном смысле слова можно называть так, как они до сих пор официально и назывались, - контртеррористическая операция".
В то же время в возможности новых терактов почти никто не сомневается. На прямой вопрос о том, будут ли боевики мстить за смерть Масхадова, собеседник АНН, хорошо знакомый с настроениями в этой специфической среде, ответил: "Кому мстить? Всей армии, что ли? Вопрос не в том, будут ли террористы связывать свой бандитизм с гибелью Масхадова. Они это делали раньше, будут делать и теперь. Но перспектив у них нет никаких. Там остались одни отморозки, у которых, как о них говорят, руки по локоть в крови. Люди, может быть, будут страдать и гибнуть, но конец этим отморозкам придет".
В своем последнем интервью сам Масхадов говорил, что "народ России будет постоянно испытывать страх перед возможным возмездием со стороны шахидов-смертников". И это действительно так, пока на свободе остаются Басаев и его люди. Равноценной же замены Масхадову, кто бы ни пришел на его место, уже не будет. Источник АНН полагает, что в любом случае всем будет заправлять Басаев. Полноценная политическая замена просто исключена. Если говорить о людях более или менее чистоплотных, то они все уже далеко от Чечни. А оставшиеся воспринимаются в самой республике так, как их и именуют СМИ, - террористы.
P.S. Аслан Масхадов мог бы оказаться на месте Ахмата Кадырова. То есть не быть взорванным 9 мая 2004 г. (хотя и это возможно), а стать избранным - второй раз - президентом Чечни, Он бы и Героем России мог стать. У него была бы такая возможность, если бы он в 1999 г. пошел на сотрудничество с федеральной властью, если бы он в августе приехал в Хасавюрт и извинился перед дагестанцами за вторжение Басаева. Но в Хасавюрт приехал муфтий Кадыров. И Кадыров, и Масхадов - некогда соратники, а потом враги - свой выбор сделали. Оба дошли до конца. Скорее всего, ни один не жалел о своем выборе.

* * *
Со стороны
ARAB NEWS (Саудовская Аравия)
Для президента Владимира Путина было вполне естественным, провозгласить убийство Масхадова своей большой победой в борьбе против терроризма. Однако это строго российская точка зрения. За пределами России полагают, что кровью Масхадова подписаны смертные приговоры новым тысячам чеченцев и русских. О русском народе можно сказать, что он упрям. Русские куда лучше понимают мучительную агонию войны на истощение, чем молниеносный блицкриг. В нынешнем политическом климате Путину не следует опасаться лишиться поддержки своего электората по причине продолжающегося кровопролития и больших финансовых расходов на борьбу с чеченской независимостью.

* * *
Комментарий
Леонид Сюкияйнен, доктор юридических наук, профессор Высшей школы экономики
Эффект гибели Масхадова, скорее всего, будет кратковременным и ситуативным. Она прямо не решает тех проблем, которые ставит перед собой федеральный центр. Не думаю, что в связи с этим событием наступит какой-то серьезный перелом. В целом перспективы движения чеченского сепаратизма по всем направлениям - политическим, военным, международным - все-таки ухудшаются. Что бы Закаев ни говорил о том, что сопротивление будет продолжаться, пока "оккупанты" не уйдут или не сядут за стол переговоров, но реально возможности сепаратистов все больше сужаются. Однако вряд ли сегодня можно ожидать абсолютного перелома. Например, спада деятельности сепаратистов либо их резкой активизации. Сегодня в Чечне главное не сопротивление боевиков или сепаратистов. Речь идет о способности федерального правительства добиться поддержки со стороны чеченцев, тех, кто нейтрален или даже симпатизирует федеральной стороне. Им надоела война, но они просто никому не доверяют.Кроме того, нужно добиться единства среди самих чеченцев, даже лояльных федеральному центру. Единства чеченской позиции нет ни в диаспоре, ни в самой Чечне. Главное для успеха - добиться, во-первых, консолидации чеченцев, во-вторых, хотя бы минимального доверия к федеральному центру. А противодействие экстремистам - это уже производное.