• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не поддаться страху

Радио России. 2005. № 10:30. 11 июля

Трагедия в Лондоне напомнила, в каком жестоком и беспощадном мире мы живем. Добро здесь не всегда побеждает зло. Террористы совершенно иначе представляют себе, как устроен мир. О природе терроризма и борьбе с ним – беседа с профессором кафедры прикладной политологии Высшей школы экономики Сергеем Медведевым*.

Трагедия в Лондоне напомнила, в каком жестоком и беспощадном мире мы живем. Добро здесь не всегда побеждает зло. Террористы совершенно иначе представляют себе, как устроен мир. О природе терроризма и борьбе с ним – беседа с профессором кафедры прикладной политологии Высшей школы экономики Сергеем Медведевым*.

– После терактов в Лондоне стали говорить о том, что объявлена война цивилизации. Вы согласны?
МЕДВЕДЕВ*: Совершенно не согласен. Повторяя это, мы воспроизводим дискурс террористов. С точки зрения террористов, цивилизацией являются они, а мы, запад, несущий культуру Голливуда и поп-культуру, – варвары, пришедшие на священную землю ислама. Кроме того, здесь воспроизводится форма мышления, которая оправдывала 500 лет европейского колониализма. Мы просто узурпировали право называться цивилизацией. Я нисколько не оправдываю терроризм, но нельзя ставить знак равенства между террористами-смертниками и той гигантской незападной цивилизацией, которая за этим стоит. Надо понять, что они другие.
Суть политики – в том, что мы формируем понятие о самих себе за счет того, что проецируем образ «другого». В этом смысле террористы – очень удобный образ «другого», за счет которого Запад, на протяжении сотни лет находящийся в состоянии все возрастающего кризиса, может поддерживать внутреннее единство и обеспечивать легитимность своих нынешних правителей.
– Но ведь Лондон всегда демонстрировал терпимое отношение к исламским радикалам. Однако это его не спасло.
МЕДВЕДЕВ*: Согласен. Но в долгосрочной перспективе англичане проявляют правильный и гибкий подход к вопросам сосуществования с внешним миром. У них очень долгий хороший остаток имперской традиции, которая, в том числе, проявлялась в том, что они несут ответственность за нации, которыми правят. В большой степени они создали Индию как нацию, создали там правовую инфраструктуру. У британцев остался в хорошем смысле менталитет понимания других, сосуществования с ними и их изучения.
– После терактов в Лондоне один из консерваторов из оппозиции сказал, что, прежде всего, надо сохранить прежний образ жизни, открытость своей страны и гражданские свободы. Он призывает не поддаваться страху. Но если ничего не менять, взрывы будут продолжаться? Или нет?
МЕДВЕДЕВ*: Вы сказали главное: нельзя поддаваться страху. Страх – доминанта нынешних международных отношений. Состояние, которое наступило после терактов 11 сентября 2001 года в США. 90-е годы были временем надежды: упала Берлинская стена, демократизировалась Россия, росла новая экономика и информационные технологии, пришла новая волна социал-демократических либеральных лидеров, которые приспосабливали западные страны к глобализации, открывались Азия и Китай. А в 2000-е годы все начинает рушиться: рушится культура демократии и либерализма, рушится новая экономика. Мы входим в новое состояние мировой системы и международных отношений. И в этом новом состоянии есть две доминанты: страх (психологическая доминанта) и нефть (материальная доминанта). В это новое время в системе международных отношений, где бал правят нефть и страх, Россия оказывается гораздо более востребованной. В 90-е Россия представляла собой проблемную зону транзита, нужно было собраться, дать ей кредиты, не допустить к власти коммунистов. Сплошная головная боль. Сейчас появилось безразличие к внутренней системе России, но в то же время Россия видится как способ решения глобальных проблем – терроризма, глобальной безопасности, нераспространения ядерного оружия и энергетической безопасности.
– Мы должны гордиться, что нужны миру.
МЕДВЕДЕВ*: В краткосрочной перспективе это очень тешит самолюбие. Но я не считаю, что в долгосрочной мы сможем основывать свое место в мире на этих двух интерфейсах. Нефть консервирует наше положение в мировой системе как поставщика сырьевых ресурсов. Когда страны очень сильно полагаются на экспорт нефти, велика вероятность, что в таких нефтегосударствах авторитарные внутренние системы. Нефтяная экономика по определению невероятно иерархична и авторитарна. В ней очень сложно развиться малому и среднему бизнесу. В такой стране вынужденным образом достигаются балансы между государством и крупными корпорациями. Наша зацикленность на нефти и, сейчас, на безопасности сулят очень большие для будущего России в мире. Нужно основывать союз с Западом на либеральных ценностях, на постиндустриальной экономике и человеческом потенциале.
Теракты в Лондоне показали, что с сентября 2001 года, когда Джордж Буш объявил глобальную войну с терроризмом, эта война не приносит никаких успехов, несмотря на совершенно фантастические финансовые вливания и военные усилия.
Террористические организации – сетевые и децентрализованные структуры, и централизацию им противопоставить нельзя.
Решение проблем терроризма заключается в децентрализации усилий мирового сообщества и отдельных государств и в очень длительной психологической перестройке, которая нужна и Западу и самой России. У России очень большой потенциал. Россия – это гигантское тело, которое родилось на перекрестии цивилизаций. Мы столетиями жили вместе, интегрировали себя в мусульманскую и буддийскую культуры. Россия могла бы явить миру пример культурной интеграции. Это, возможно, главный рецепт борьбы с терроризмом.

Досье
Медведев Сергей Александрович*, профессор кафедры прикладной политологии Высшей школы экономики.
Родился 20 декабря 1966 г. в Москве.
Окончил МГУ и Карлов университет в Праге по специальности «Международная журналистика», а также Колумбийский университет в Нью-Йорке по специальности «Международные отношения».
Работал в Институте Европы РАН, в научных институтах Италии, Финляндии и Германии.
Преподавал в Европе, США, Индии, Австралии.
Кандидат исторических наук.
В круг научных интересов Сергея Медведева* входят новейшая история России, демократия и глобализация, политика и экономика в информационную эпоху, теория постмодерна, культурная антропология и семиотика.
Автор 5 книг и десятков статей.
Эксперт Российско-европейского центра экономической политики.

(Полностью беседу с Сергеем Медведевым* слушайте в аудиозаписи).

* Сергей Медведев включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.