• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ЕС – это не столько демократическое, сколько технократическое и бюрократическое предприятие

Кремль.org. 15 июля 2005

Выступление Сергея Медведева*, профессора кафедры прикладной политологии Высшей школы экономики, на заседании «Круглого стола» по теме «Европейский Союз на постсоветском пространстве: итоги и перспективы», 01.07.05.

Выступление Сергея Медведева*, профессора кафедры прикладной политологии Высшей школы экономики, на заседании «Круглого стола» по теме «Европейский Союз на постсоветском пространстве: итоги и перспективы», 01.07.05.

Я согласен с тем, что говорилось здесь по поводу сходства оранжевых революций на постсоветском пространстве, и в частности, на Украине, с теми, что произошли во Франции и в Голландии. Можно говорить о своеобразном духе 68-го года, который существует в Европе. Можно вспомнить и протесты января-февраля против монетизации льгот, и нынешние волнения на Северном Кавказе. Поднимаются Кыргызстан, Узбекистан, и вот теперь Франция и Голландия. И все это подходит под общий знаменатель – это протест широких масс, протест избирателей против бюрократически-элитных проектов, какими являются одновременно и властные проекты на постсоветском пространстве, и Евросоюз. Это первое. Второе: Евросоюз как недемократический элитный проект. Понимаете, нужно четко представлять, что ЕС – это не столько демократическое, сколько технократическое и бюрократическое предприятие, это просвещенческий проект, стоящий в одном ряду с Советским Союзом, и с фашизмом.
Я здесь не ставлю знак равенства, но надо понимать, что это просвещенческие проекты, основанные на контроле над пространством.
И в этом смысле Брюсселем правят не избиратели, не политический европейский класс, Брюсселем правит бюрократия. Нет европейского политического класса, есть брюссельская бюрократия, а бюрократия мыслит бюрократически и в отношении России, и в отношении постстветского пространства. То есть, мышление не в категориях стратегии, а в категориях интеграции, где интеграция – это альфа и омега брюссельского внешнеполитического мышления.
Если страна интегрируема, в отношении ее есть внешняя политика, если страна принципиально не интегрируема, в отношении нее внешней политики нет. И вы знаете, в этом отношении я очень часто противопоставляю ЕС и НАТО. Приходится признать парадокс: НАТО для России гораздо более интересная организация, чем Евросоюз.
В свое время, в 90-е годы очень много политического капитала было инвестировано у нас на противодействие расширению НАТО, но мне кажется, реально, гораздо большую угрозу России несет расширение Евросоюза, – угрозу изоляции России. НАТО – организация англосаксонская, протестантская, это безопасность, а Евросоюз – организация католическая, стоящая на галльской риторике, на основах интеграции. Несмотря на то, что Россия имеет прямое отношение к вопросам безопасности в Европе, НАТО, своей внешней политикой не оставит Россию, зато ЕС очень даже просто может изолировать Россию, потому что Россия, как уже было сказано, не интегрируема.
Третье. ЕС не располагает стратегией, не располагает внешнеполитическим видением. ЕС может являться некоей либеральной империей или империей вообще для постстветского пространства, хотя мне кажется, что это несколько раздутые опасения. У ЕС нет плана помимо интеграции.
Если Украина интегрируема, появляются некие технические процессы и планы для взаимодействия с Украиной. Однако если вдруг оказывается, что Украина не так уж сильно интегрируема, как это казалось еще полгода назад, вся внешняя политика в отношении Украины, да и всего остального постстветского пространства проваливается.
И тут мы переходим к четвертому пункту, суть которого в том, что новая квазиреволюционная ситуация в Европе значительно сужает пространство для внешнеполитического маневра ЕС. Я не знаю, как долго это продлится, но у ЕС уже были подобные провалы, достаточно вспомнить историю провала Европейского оборонительного сообщества 54-го года, или провалы референдумов Маастрихтского договора в 93-м году. Должно было пройти три-четыре года, прежде чем ЕС снова набирал свой темп интеграции.
Сегодня Великобритания стала председателем Евросоюза, и мне кажется, что по крайней мере до середины 2007 года, мы будем наблюдать провал политики расширения Евросоюза на постсоветском пространстве. Появившееся у нас окно возможностей Россия должна использовать. Можно не сомневаться, что расширение ЕС рано или поздно возобновится. В 2007, 2008 или в 2009 году этот паровоз тронется дальше, и России должна пытаться минимизировать возможный изоляционистский эффект от будущего расширения Евросоюза. Для этого необходимо налаживать контакты в странах, являющихся потенциальными объектами расширения, работая с элитами этих стран.

* Сергей Медведев включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.