• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Запад нам не поможет Президент выступил против финансирования политической деятельности из-за рубежа

Известия. 2005. № 125. 21 июля

...Кого пригласили в Кремль
Сергей Караганов - Общественный совет по внешней и оборонной политике
Ярослав Кузьминов - ректор Высшей школы экономики
Тамара Морщакова - судья Конституционного суда в отставке..

"Категорически возражаю против финансирования из-за рубежа политической деятельности в РФ! Ни одно уважающее себя государство этого не допускает!" - заявил вчера Владимир Путин на заседании президентского Совета по правам человека. Путин собирался услышать мнение правозащитников о том, как преодолеть отчужденность простых граждан и государства, и о том, каким образом не превратить Общественную палату в "коллективного советника действующей бюрократии". Но общественные деятели, собравшиеся в Кремле, продемонстрировали свою независимость от власти. В итоге пришлось говорить Путину, причем не только о деятельности западных фондов в России.

Президентский Совет по правам человека появился совсем недавно, весной, до этого он именовался комиссией. "Это не просто смена вывески, произошел переход в новое качество" , - гордо доложила руководитель обеих структур Элла Памфилова.
Памфилова приступила к передаче президенту объемистых докладов Совета, сопровождая их комментариями. "Это промежуточные результаты мониторинга Жилищного кодекса. Просто невозможно без слез читать про все эти мытарства" - в руки Путину перешла первая папка. "Происходит, на наш взгляд, исход государства из образования" - тем же путем проследовала вторая. "Проблема детей выпала из поля зрения исполнительной власти и Госдумы, вот по усыновлению за рубежом они могут часами рассуждать, а сесть и подумать над системными мерами для исправления внутренней ситуации... " - речь Памфиловой периодически прерывалась горестными вздохами.
Но даже Дума, как следовало из ее слов, ведет себя почти идеально по сравнению с Белым домом: "Хочу привести пример вопиющей безнравственности и черствости правительства - это неисполнение вашего прямого поручения от 8 декабря 2003 года".
Из пояснений стало ясно, что черствость действительно вопиющая: речь идет о пенсиях для инвалидов российских "горячих точек" , деньги на которые Минфин упорно не выделяет. Путин на весь долгий доклад ответил кратко: "Документы будут изучены и соответствующим образом обработаны".
С ожидаемой колеи правозащитная тема сошла в процессе выступления Александр Аузана. В своем долгом докладе он непринужденно оперировал процентами и образными сравнениями. Например, такими: "Некоммерческий сектор по количеству барьеров на входе похож только на алкогольную промышленность, а на мой взгляд, общественная деятельность не есть производство сивухи". Путин не выдержал: "Простите, не въезжаю, как говорят некоторые". Аузан объяснил - речь идет о доступе к грантам международных организаций. Путин опять не выдержал:
- Категорически возражаю против финансирования из-за рубежа политической деятельности в РФ! Ни одно уважающее себя государство этого не допускает! И мы не допустим!
Казалось, что резкость его тона имеет отношение к чему-то далеко выходящему за рамки Совета. Так и оказалось: "Мне недавно Жуков совершенно конкретные факты докладывал, совершенно конкретные!" Почему о вмешательстве западных фондов во внутреннюю политику сообщал экономический вице-премьер, а не, например, директор ФСБ, так и осталось непонятным, но этот всплеск закончился следующим президентским призывом: "Давайте мы свои проблемы сами будем решать, мы же не первобытное общество!"
Следующим слово взял эколог Святослав Забелин, но и тут разговор неожиданно вернулся к вредителям, пытающимся через благие намерения достичь вовсе не благих целей. Забелин заговорил было о том, что некоторые новые маршруты экспорта энергоресурсов наносят непоправимый урон природе. Причем, настаивал он, чем больше в компании госучастия, тем меньше внимания уделяет она экологии. Эколог продолжил: "Вот, например, труба из Восточной Сибири на Дальний Восток - так там известная компания проявляет чудеса изворотливости! Мы с Дмитрием Анатольевичем (Медведевым, главой президентской администрации. - "Известия") пытались ее немного приструнить, но... " По лицам некоторых из собравшихся проскользнула вполне читаемая улыбка: Забелин имел в виду "Роснефть" , совет директоров которой возглавляет Игорь Сечин, замглавы кремлевской администрации. Путин же, как выяснилось, в бескорыстие экологов не очень верит:
- Как только мы начинаем что-нибудь делать, одна из линий атаки на нас - всегда экологические проблемы. Порт рядом с Финляндией начали строить - так наши партнеры, достоверно мне известно, вложили деньги в деятельность экологов, только бы торпедировать развитие этого "проекта. Теперь экологические проблемы в датских проливах - суда там, видите ли, не те...
Чего Путин точно не собирался делать, так это публично обсуждать на Совете ситуацию в Белоруссии, тем более что сразу после заседания ему предстояла встреча с Александром Лукашенко. Сергей Караганов, который должен был рассказать о мигрантах и соотечественниках, вдруг заговорил об "атмосфере страха" , царящей в братском государстве, и о том, что ситуацию надо резко менять. Не ответить Путин не мог, ответить - тоже. Так что ограничился лаконичным: "У меня будет возможность с Александром Григорьевичем поговорить. Пообсуждаем".
"На встрече с нами речь шла о недопустимости финансирования из-за рубежа только политической деятельности общественных организаций. По сути президент логично провозгласил то, что закреплено российской Конституцией, и никоим образом не имел в виду запрет финансирования некоммерческой деятельности" , - скромно прокомментировал Аузан итоги встречи.

Кого пригласили в Кремль
Людмила Алексеева - председатель Московской Хельсинкской группы.
Александр Аузан - президент Института национального проекта "Общественный договор"
Светлана Ганнушкина - председатель организации "Гражданское содействие"
Святослав Забелин - Международный социально-экологический союз
Сергей Караганов - Общественный совет по внешней и оборонной политике
Ярослав Кузьминов - ректор Высшей школы экономики
Ида Куклина - Союз комитетов солдатских матерей
Юрий Левада - Аналитический центр Юрия Левады
Сергей Марков - Национальный гражданский комитет по международным делам
Тамара Морщакова - судья Конституционного суда в отставке
Алексей Подберезкин - Правозащитный центр
Владимир Познер - президент фонда "Академия российского телевидения"
Владимир Соловьев - тележурналист
Александр Сунгуров - Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр "Стратегия"
Виталий Третьяков - главный редактор журнала "Политический класс"