• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кремлевская партитура Владимир Путин готов "заказывать музыку" российским правозащитникам

Газета. 2005. № 134. 21 июля

...Глава Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов, очевидно, решил пояснить президенту, что должно быть главным в разговоре с его гостем. И заявил, что в Белоруссии "появились сотни политзаключенных и создана система страха". Он предупредил Путина, что если ситуация не изменится, а без вмешательства Москвы это невозможно, "наши конкуренты из-за рубежа непременно спровоцируют кровавые события, которые потом будут использоваться как заставка. CNN будет это показывать годами"...

Кремль готов финансировать деятельность российских правозащитников, но в обмен на отказ от денег Запада. Вчера на первой встрече с членами президентского совета по правам человека Владимир Путин высказал недовольство теми, кто пользуется помощью зарубежных фондов, активно финансирующих политические проекты в России: "Кто платит, тот и музыку заказывает". Но сколько денег государство готово выделить на поддержку российских правозащитников, президент так и не уточнил.

Взять под государственную опеку российских правозащитников Путин решил еще год назад. Тогда он подписал указ, по которому президентская администрация, комиссия по правам человека и правительство создают Международный правозащитный центр. Президент обязал своих полпредов советоваться с правозащитниками, а региональные власти - оказывать им "материально-техническую помощь".
У представителей неправительственных организаций этот документ вызвал неоднозначную реакцию. Одни считали, что указ поможет развитию правозащитного движения, другие полагали, что Кремль стремится взять его под свой контроль. Недавно эта организация начала работать под эгидой президентского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества (бывшая комиссия по правам человека), с представителями которого Владимир Путин, а также глава его администрации Дмитрий Медведев впервые встречался вчера.

"То, что поступает из-за границы, - это слезы"
В Екатерининском зале Кремля вчера собрались 26 членов совета, среди которых известные правозащитники, в том числе председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, журналисты - Владимир Соловьев, Виталий Третьяков и Владимир Познер, а также судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова.
Членам совета президент предложил обсудить механизмы взаимодействия некоммерческих организаций с государством - и тут же заговорил о деньгах. Власть могла бы оказывать финансовую помощь правозащитникам через социальные конкурсы и гранты, осторожно заметил Путин. "Единственное, что меня беспокоит, чтобы вы не думали, что это форма подкупа со стороны государства" , - сказал президент. Ведь деньги, поступающие правозащитникам из-за границы, - "это слезы" , уточнил он. Правда, как выяснилось позже, эти "слезы" вполне могут привести президента в ярость.
Впрочем, собравшихся в Кремле вопрос подкупа, похоже, волновал меньше всего. Президент Института национального проекта "Общественный договор" Александр Аузан заявил, что государственные инвестиции в гражданское общество - нормальная практика. Однако жить на одно госфинансирование правозащитники не готовы - их интересуют еще частные инвестиции, в том числе и иностранные.

"Я категорически возражаю"
При упоминании иностранных инвестиций Путин взорвался. Изменившись в лице и повысив голос он отчеканил: "Я категорически возражаю против финансирования из-за рубежа политической деятельности. Ни одно уважающее себя государство этого не допустит, и мы не допустим". Фактически это звучало как ультиматум: или господдержка, или деньги Запада.
Возможно, что столь резкая реакция была связана с недавним заявлением конгресса США о выделении в следующем году 85 млн. долларов на "программы содействия демократии и экономическим реформам в России" , из которых 5 млн. пойдут на "поддержку программ по развитию политических партий".
Разговор о западных деньгах настолько задел президента, что он не сразу вспомнил отчество вице-премьера. "Мне Жуков Александр Андр... да, правильно, Дмитриевич, докладывал, что деньги выделяются на конкретные политические проекты, - президент запнулся, но продолжил: - Вы же правильно сказали - кто платит, тот и музыку заказывает".Таким образом, президент фактически повторил тезис из своего прошлогоднего послания Федеральному собранию: часть правозащитников обслуживает "сомнительные групповые и коммерческие интересы". Тогда же представители Минюста обвинили в организации тюремных бунтов правозащитников, сговорившихся с криминалитетом, за которым угадываются "уши олигархов" , в частности Бориса Березовского.

"Она не поддается что-то"
Правозащитники вчера все же попытались указать власти и на ее собственные ошибки. Так, сопредседатель совета международной общественной организации "Международный социально-экологический союз" Святослав Забелин говорил о том, что хуже всего к экологии относятся именно в госкомпаниях. "Одна известная компания проявила чудеса изворотливости" , - докладывал он президенту о том, как проводилась экологическая экспертиза лоббируемого "Роснефтью" нефтепровода из Восточной Сибири в направлении Тихоокеанского побережья.
Экологической поддержкой проекта, по словам Забелина, занималась созданная этой компанией общественная организация. Упоминать о том, что совет директоров "Роснефти" возглавляет замглавы президентской администрации Игорь Сечин, Забелин не стал, но отметил, что "мы с Дмитрием Анатольевичем (Медведев. - Газета) пытались ее ("Роснефть". - Газета) приструнить, но она не поддается что-то".
Путин, уже успевший остыть после своей обвинительной речи в адрес западных финансистов, снова повысил было голос, объясняя, что "экологические экспертизы не должны препятствовать развитию страны и ее экономики". Однако быстро перешел на доверительный тон и предложил вернуться к этой теме позже.

"CNN будет это показывать годами"
Сразу после встречи с правозащитниками Владимир Путин отправился в резиденцию Завидово - на встречу с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Глава Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов, очевидно, решил пояснить президенту, что должно быть главным в разговоре с его гостем. И заявил, что в Белоруссии "появились сотни политзаключенных и создана система страха". Он предупредил Путина, что если ситуация не изменится, а без вмешательства Москвы это невозможно, "наши конкуренты из-за рубежа непременно спровоцируют кровавые события, которые потом будут использоваться как заставка. CNN будет это показывать годами".
В ответ помрачневший Путин заявил, что у него будет возможность обсудить эту тему с Лукашенко. После этого встреча с правозащитниками продолжилась за закрытыми дверями.