• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лоббисты против лоббизма

Газета.Ru. 2005. № 19:22. 13 сентября

...По мнению политолога Марка Урнова, «если в целом коррупция исчисляется в $40 млрд, то политическая – это много миллиардов долларов, причем она растет с бешеной скоростью»...

Рынок лоббистских услуг в политике оценивается в несколько миллиардов долларов. Депутат Николай Павлов жалуется, что в Думу постоянно ходят представители бизнеса, предлагая деньги депутатам, и ратует за принятие нового закона о лоббизме. Эксперты же считают выступление Павлова не более чем «депутатским лоббизмом».

Член комитета Госдумы по безопасности Николай Павлов во вторник назвал тему незаконного лоббизма в рамках законодательной власти «архиактуальной». Депутат считает, что лоббирование интересов коммерческих структур необходимо ввести в правовое русло, и настаивает на реанимировании закона о лоббизме, который был инициирован Ириной Хакамадой, Борисом Немцовым и Борисом Надеждиным из СПС в декабре 2003 года. С целью того, чтобы официальные лобби тех или иных компаний регистрировались на законных условиях, «как это происходит в большинстве стран с парламентской республикой», отметил Павлов.
На вопрос «Газеты.Ru», можно ли сейчас оценить рынок лоббистских услуг в России, депутат ответил:
«Речь идет о серьезных деньгах: индивидуальные вопросы – это миллионы долларов, а предвыборные кампании – это сотни миллионов долларов».
Как считают эксперты, депутат существенно преуменьшает объемы рынка лоббистских услуг в политике. Он исчисляется миллиардами долларов.
По мнению Алексея Барских из центра «Политконъюнктура», «это несколько миллиардов долларов, точно не меньше: предвыборная кампания стоит около $0,5–1 млн, принятие федерального закона стоит несколько десятков миллионов долларов».
По мнению политолога Марка Урнова, «если в целом коррупция исчисляется в $40 млрд, то политическая – это много миллиардов долларов, причем она растет с бешеной скоростью».
По утверждению Николая Павлова, сейчас больше всех лоббируют свои интересы «эксплуататоры недр: нефть, газ, алмазы, золото и другие драгоценные металлы. Но представители такого бизнеса не ходят в Думу, они ходят в правительство, и сейчас они правят бал».
Слова депутата подтверждают независимые эксперты. Как считает политолог Алексей Макаркин, государственная служба наиболее коррупционна, разрешительные органы самые в этом смысле привлекательные для лоббистов. А Дума, по мнению аналитиков, постепенно теряет свои позиции. Как рассказал «Газете.Ru» Урнов, «теперь, когда уже Дума не играет такую важную роль, как раньше, уровень коррупции там, конечно же, снизился».
Павлов утверждает, что «черные» лоббисты приходят в Думу и «ловят депутатов в столовых, коридорах, туалетах и предлагают деньги за то, чтобы пролоббировать тот или иной интерес». «У среднего депутат зарплата небольшая, а значит, возникает соблазн содействия. И никто от этого не застрахован. Каждый день к тебе приходят и что-то просят. И так в думе постоянно», – утверждает депутат.
Павлов привел ряд примеров из личной практики. Депутат рассказал о случае с «Мегафоном» и «Альфа Телекомом» и «делом бизнесмена Рожецкина». «После возобновления уголовного дела пришли люди, представители «Альфа Телеком», и предлагали поехать в Швейцарию для того, чтобы на суде отказаться от своих прежних заявлений и дать показания в их пользу. Естественно, предполагалось, что такая активность будет вознаграждена», – рассказал Павлов.
Депутат привел еще несколько примеров откровенного лоббизма со стороны бизнес-сообществ, среди которых Архангельский комбинат ЦБК и член фракции «Родина» Крупчак, против которого было возбуждено уголовное дело.
На просьбу назвать еще какие-нибудь компании, которые пытались предложить взятку Павлову за определенные услуги, депутат сказал, что сейчас эпоха политкорректности и «негра негром» уже назвать нельзя, и добавил, что «тайна сия есть великая». А также обозначил, что «депутаты не любят разговаривать на эту тему даже между собой». Однако «примерно 30–40% депутатов сталкиваются с подобной ситуацией и ведут себя определенным образом», – утверждает Павлов.
Выступление активиста из «Родины», как назвал его Алексей Макаркин, крайнего националиста и радикала, политологи оценивают как типичный пример индивидуального депутатского лоббизма. Как считает Макаркин, «наших депутатов активно используют компании в своих интересах, и, хоть их полномочия несколько ограничены, все равно у них есть некоторый вес. Представители Думы действуют с помощью депутатских запросов, публичных заявлений в прессе, причем делают это представители самых разных партий».
По словам Урнова, то, что «Родина» обычно апеллирует темой коррупционности как одной из ключевых моментов против действующего правительства в рамках своей предвыборной кампании, – известное дело.