• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не вместо, а вместе

Время (Алматы). 2005. № 38. 22 сентября

..."Политические технологии - это инструмент в руках общества, который позволяет создать связи между обществом, интересами, целями, проблемами разных социальных групп и политиками, которые, в общем-то, практически редко имеют инструменты получения обратной связи", - считает известный российский политтехнолог Алексей Ситников, президент консалтинговой группы "Имидж-контакт", доктор психологических наук. Другой эксперт, председатель правления фонда "Центр политических технологий" М. Урнов поясняет, что политтехнологии - это "набор средств, с помощью которых политика присутствует в жизни общества"...

Модное нынче слово "политтехнологии" ассоциируется прежде всего с выборными кампаниями: громкие слоганы, бурные теледебаты, пачки компромата. Специалисты, впрочем, уточняют: политтехнологии применимы отнюдь не только в период выборов. "Политические технологии - это инструмент в руках общества, который позволяет создать связи между обществом, интересами, целями, проблемами разных социальных групп и политиками, которые, в общем-то, практически редко имеют инструменты получения обратной связи", - считает известный российский политтехнолог Алексей Ситников, президент консалтинговой группы "Имидж-контакт", доктор психологических наук. Другой эксперт, председатель правления фонда "Центр политических технологий" М. Урнов поясняет, что политтехнологии - это "набор средств, с помощью которых политика присутствует в жизни общества".
После распада Советского Союза многие эксперты, основываясь на процентном соотношении крупных национальных групп, называли Казахстан кандидатом номер один на возникновение межнациональных конфликтов. Но республике удалось избежать печального опыта Нагорного Карабаха, Приднестровья, Киргизии, Абхазии... Казалось бы, межнациональная стабильность в Казахстане - факт неопровержимый, но осеннее обострение политической борьбы в стране вновь привлекает внимание к этнической карте. "Слева" раздаются голоса, готовые поставить под сомнение достижения страны в национальной политике. Мол, межэтническая стабильность в стране - дар судьбы, особенность гостеприимного и веротерпимого казахского народа. А правящий режим лишь усиленно эксплуатирует волей случая сложившиеся обстоятельства, приписывая "мир и согласие" себе в заслугу. Видимо, уже забылась ситуация, когда после обретения суверенитета тысячи жителей некоренной национальности, не уверенные в своем будущем, покидали страну, когда националистические партии и движения "Алаш орда", "Азат" выдвигали лозунг "Казахстан - для казахов", а на севере республики требовали территориальной автономии и присоединения к России, когда любая перепалка в автобусе или магазине грозила вылиться в кровавую драму, как на Ошском базаре... Для укрепления своих позиций в то сумбурное время власть могла избрать несколько путей: пойти по пути натурализации и языковых инспекций, как в Прибалтике; или создания мононационального государства, как в Грузии; или заигрывания с религиозными течениями, как в Узбекистане. Но казахстанские модераторы политических процессов выбрали другой путь. Не дожидаясь возникновения прямых конфликтов на национальной почве, они сделали несколько ключевых шагов, которые и определили будущую межнациональную стабильность в стране.
За последние десять лет объем ВВП в стране увеличился с 700 до 3300 долларов (в 2004 году), Казахстан привлек в экономику порядка 40 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций и вошел в пятерку наиболее динамично развивающихся стран мира.
В результате применения президентской командой чистых политтехнологий, не ограничивающихся предвыборной кампанейщиной, а направленных на глубокие изменения в обществе, межэтнические отношения были гармонизированы.
Все жители, независимо от национальности, получили гражданство. Государство четко определило свой светский характер, а политические объединения на религиозной основе были запрещены. Русский язык обрел статус официального и используется параллельно с казахским, государственным языком. Правящий режим отверг любые формы искусственного выдавливания некоренного населения, не стал стремиться к ассимиляции всего населения в некий унифицированный единый народ. Власти начали последовательно проводить политику гармонизации межэтнических отношений, так, чтобы все казахстанцы имели равные права и возможности независимо от нации и языка, чтобы каждая нация жила полнокровной жизнью, возрождала свои традиции и культуру. За прошедшие годы государству удалось поднять статус казахского языка и культуры, не ущемляя интересы других народов и национальностей. Сегодня казахи составляют 53 процента от общего числа жителей, но и остальные граждане страны - представители более чем 110 национальностей - не чувствуют себя здесь чужими. Не удивительно, что вот уже несколько лет наблюдается обратная волна миграции: те, кто сгоряча уехал в начале девяностых, хотят вернуться. Казахстанские власти сняли с повестки дня национальный вопрос, сплотив казахстанцев вокруг решения экономических проблем. Не нужно быть экономистом, чтобы понять - без межэтнической стабильности это было бы невозможно. Российская "Независимая газета" с некоторым удивлением констатирует факт: казахстанские славянские общественные организации, которые долгое время находились в оппозиции к власти (славянское общество "Лад", Союз казаков степного края, Союз казаков Семиречья), сейчас все силы бросили на поддержку Назарбаева. Руководитель фонда "Благовест" Юрий Захаров на собрании оппозиции в Астане сказал: "Учитывая взвешенную социально-экономическую и национальную политику президента нашего государства, русская община Казахстана, славянское движение "Лад", Союз казаков Семиречья, Союз казаков степного края, фонд "Благовест" решили объединить свои усилия на предстоящих выборах в защиту интересов русского населения. Для этих целей мы учредили неформальный координационный совет, получили благословение Русской Православной церкви, заручились поддержкой бизнеса, общественных кругов Казахстана и России". Было бы глупо считать, что столь авторитетные и давно существующие национальные организации можно было бы одновременно перетащить на сторону правящего режима силой или с помощью пресловутого административного ресурса. В отличие от соседей по СНГ казахстанская власть никогда не использовала силовые методы в столь деликатной сфере этнических отношений. Даже когда появление казачьих отрядов в форме вызывало обостренно негативную реакцию коренного населения, власти не пошли на репрессивные меры. Технология принципиального отказа от них стала демонстрацией не слабости, а мудрости и тонкого расчета президентской команды: ведь насилие рождает только насилие. Она позволила направить высвободившуюся энергию национального сознания в созидательное русло.
При поддержке и финансировании государства созданы и функционируют более 100 этнических школ, 170 языковых центров, около 20 республиканских и региональных национальных изданий, 6 национальных театров, 44 телевизионные студии вещают на 12 языках.
По замыслу политтехнологов, реализация идей национального возрождения в рамках легальных государственных институтов стала бы превентивным механизмом, предотвращающим опасность межнациональных столкновений. Одним из первых таких институтов стала Ассамблея народов Казахстана, созданная указом президента в 1995 году и получившая статус консультативно-совещательного органа при президенте РК. С началом деятельности Ассамблеи национальные меньшинства республики получили реальную возможность возрождения языка, традиций, обучения детей на родном языке, развития связей с исторической родиной и зарубежными диаспорами, причем под патронажем государства. При поддержке и финансировании государства созданы и функционируют более 100 этнических школ, 170 языковых центров, около 20 республиканских и региональных национальных изданий, 6 национальных театров, 44 телевизионные студии вещают на 12 языках - такого нет практически ни в одном государстве мира. Через объединение всех этнических меньшинств страны в национально-культурные центры (сейчас их 450) Ассамблея предоставляет им возможность доводить на самый высокий уровень - до акимов, до президента - свои проблемы и решать их, а власти дает возможность через эту же вертикаль получать обратную связь: изучать настроения и нужды национальных групп. Вертикаль малых ассамблей народов Казахстана, умело выстроенная сверху донизу, является своего рода диалоговой площадкой между властью и этническими элитами. И в качестве примера ожидаемого, хотя и не мгновенного результата - переход славянских обществ от критики власти к активной поддержке ее действий, что говорит о технологически выверенной национальной политике, когда власть на протяжении многих лет уделяла пристальное внимание выстраиванию оптимального баланса между интересами национального большинства и защитой прав меньшинств.
В этой связи показательным является перенос столицы из Алматы в Астану. Он явился чрезвычайно неожиданным и богатым на позитивные последствия политтехнологическим ходом из разряда тех, что сами по себе выигрывают целые партии. С одной стороны, этот шаг позволил преодолеть оторванность северных регионов страны от активной политической жизни республики, вовлек север в бурные экономические и политические реформы, тем самым устранив центростремительные тенденции в регионе, тяготеющем к России. С другой стороны, с переносом столицы активизировались миграционные потоки с перенаселенного юга на север, выравнялись демографические перекосы, когда казахское население было сосредоточено в одной части страны, а русское - в другой. Тем самым руководству страны удалось нивелировать не только экономическое противостояние промышленного севера и аграрного юга, не только этническое противостояние политизированного Алматы и отстраненного от политической жизни севера, но и ослабить клановые, жузовые и региональные противоречия внутри самой правящей элиты. Все это говорит о том, что казахстанское руководство уверенно и своевременно использует упреждающие меры противодействия дестабилизирующим тенденциям. Чувствуется, что за действиями президентской команды политтехнологов стоит опытный дирижер, который чутко улавливает назревающие тенденции, предугадывает действия оппозиции и знает изнутри политическую верхушку страны. По мнению журналистов и политологов, роль капитана команды политтехнологов выполняет Адильбек Джаксыбеков, глава президентской администрации - политик, который умеет рассчитать партию на много ходов вперед и хорошо знает расстановку сил в казахстанской политической элите.
"Опыт Казахстана показывает, что национальное и конфессиональное многообразие нужно рассматривать как благословение, а не как бич", - сказал по этому поводу генеральный секретарь ООН Кофи Аннан.
Главным методом, принятым на вооружение президентских политтехнологов, стала игра на опережение, моделирование позитивных общественно значимых событий. Для примера можно назвать проведение в 2003 году в Астане съезда лидеров мировых и традиционных религий. Всплеск религиозного экстремизма в мире и регионе Центральной Азии вызвал пророчества о неминуемом вовлечении Казахстана в орбиту деятельности международных экстремистских организаций, о культурологическом расколе страны, лежащей на стыке ислама, христианства, буддизма. И в качестве упреждающей меры, демонстрирующей всему миру казахстанскую модель межконфессиональных отношений, был организован форум мировых религий в Астане. Высокотехнологичная и грамотно выстроенная стратегия власти в плане межконфессиональных и межэтнических отношений получила благословение высших духовных иерархов и была высоко оценена внутри страны и за рубежом.
Анализируя российскую реальность, философ Сергей Кочерев говорит: "Специфической особенностью политтехнологий, которые сегодня преобладают в России, является их негативная направленность, состоящая в том, что привлекательный имидж политика создается исключительно путем очернения образа его оппонента. В то время как, согласно западным политическим школам, только позитивные идеи и образы могут стать основой для перспективных проектов". В Казахстане явное предпочтение "негативу" отдают оппозиционные партии и движения, которые всю свою предвыборную агитацию строят на критике правящей власти. Президентские политтехнологи идут более трудоемким, но и более эффективным путем разработки позитивных проектов и благоприятных перемен в обществе.