• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Внештатный громоотвод Какие танцы будут на площадке для широкого диалога

Политический журнал. 2005. № 33. 10 октября

...К "достойнейшим из достойных" подходили не только с точки зрения симпатий власти или тех, кто непосредственно занимался составлением этого списка (в частности, вероятно, поэтому там оказались Валерий Фадеев, Алексей Чадаев, Михаил Шмаков, Александр Шохин, Алина Кабаева, Елена Зелинская)...
...К тому же список универсален: интеллектуалы Валерий Тишков и Ярослав Кузьминов вполне уравновешиваются знаменитыми спортсменками...

Обнародован "президентский список" первых 42 членов Общественной палаты. По сути замысла, на новый орган возложены функции Кремля. О необходимости создания Общественной палаты президент Путин впервые публично заявил 13 сентября 2004 г. на расширенном заседании правительства, где огласил свою программу перестройки государства в рамках борьбы с терроризмом. "Хотел бы также подчеркнуть: если мы рассчитываем на помощь общества в борьбе с террористами, то люди должны быть уверены, что их мнение будет услышано, - сказал президент. - В этой связи я считаю продуманной идею образования Общественной палаты как площадки для широкого диалога, где могли бы быть представлены и подробно обсуждены гражданские инициативы, и, что не менее важно, такая палата должна стать местом проведения общественной экспертизы тех ключевых государственных решений и прежде всего законопроектов, которые касаются перспектив развития всей страны, которые имеют общенациональное значение. Фактически речь идет о гражданском контроле за работой госаппарата, включая правоохранительные органы и специальные службы, что сегодня, на мой взгляд, чрезвычайно важно".

Предложение Путина о создании новой "площадки для широкого диалога" общества и власти содержательно не могло быть связано с трагедией в Беслане. Так же, как и идеи о фактическом назначении губернаторов и о пропорциональной системе выборов в Госдуму. Ясно, что эти новации были давно подготовлены кремлевской администрацией, и для начала их воплощения в жизнь даже не требовалось формального повода. Но президент так умело увязал причину и следствие, что не фраза об "общественной экспертизе" законопроектов, "которые имеют общенациональное значение", а именно мысль о "гражданском контроле" за силовиками многим показалась почти революционной. Ведь силовики, напрямую подчиняющиеся президенту, тогда явно проштрафились. Выходит, что пусть и неким намеком, но Путин все же извинялся перед обществом за их бездействие и давал понять, что президенту тоже нужна помощь.

Миссия стрелочников
Однако в связи с палатой можно говорить о предумышленном смешении понятий. Очевидно, что она была задумана как, во-первых, орган коллегиальный, во-вторых, корпоративный, представляющий интересы так называемого гражданского общества, наконец, в-третьих, орган экспертный. Как правило, представительные органы, построенные по принципам корпоративной, или цеховой, представленности, организуются политическим истеблишментом в целях консервативного закрепления основания режима. Это своего рода советы "старейшин", совещание с которыми всегда служило гарантией того, что реформаторские усилия власти будут соответствовать духу традиции, что традиция будет предохранена от враждебных ей предписаний. С другой стороны, палату называют органом экспертным - очень двусмысленное слово, которое предполагает, что члены палаты будут носителями некоторого специального, политически значимого знания.
Вот как характеризует Общественную палату один из авторов этого проекта Глеб Павловский: "Речь идет об определенной институции, состав которой не избирается, а кооптируется по известной, открытой процедуре от разных гражданских корпораций - профсоюзов, экологических и правозащитных групп, этнокультурных групп. Создается коллективная экспертная инстанция, олицетворяющая в некотором смысле независимую компетентность... Это совет как бы профессионалов-экспертов". Таким образом, в этом чудном смешении традиционно охранных функций старейшин и профессиональной компетенции экспертов власть получила удобный механизм превращения символического капитала Истины и Знания в капитал Власти. Но когда Павловский мимоходом упоминает о том, что в Общественную палату "парламент может отправлять законопроекты в каких-то регламентируемых случаях", становится понятно, что этот экспертный орган создан именно в качестве клапана, перераспределяющего ответственность за принятие решении с властей предержащих на аморфный коллегиальный орган. Как писал известный немецкий социолог Макс Вебер, "коллегиальность всегда представляет собой разделение ответственности, когда в рамках самых широких комиссий ответственность совершенно исчезает". Привлекаемый в Общественную палату символический капитал специального или академического знания будет использоваться в качестве своеобразного камуфляжа процесса рассеяния ответственности власти.
В Британии и Германии, как и во многих других западных странах, экспертные площадки, разного рода внепарламентские комиссии чаще всего используются правительствами для того, чтобы именно их устами формулировать политику по самым взрывоопасным, горячим и непопулярным проблемам, вроде иммиграции или рынка труда. В нашей стране такими горячими вопросами могут стать вопросы приватизации или национализации, той же рационализации льгот или ЖКХ. И теперь политика по этим вопросам может быть сформулирована не президентом или премьером, но старейшинами и специалистами.
Подобный громоотвод, естественно, создается из-за боязни понижения рейтинга популярности и потери голосов избирателей. Внешне все выглядит довольно демократично - рассеивая ответственность, власть как бы делится своими полномочиями. Происходит как бы прогрессивное разделение властей и компетенций, но одновременно центральная власть получает очень удобный механизм вывода себя из-под ударов критики и перераспределения ответственности.

На счастье инсайдерам
Формирование Общественной палаты проходило томительно долго и под завесой строгой секретности. Только иногда в СМИ просачивалась информация из Кремля, что речь идет о тщательном конкурсном отборе, в котором участвуют даже не сотни, а многие тысячи кандидатов.
В Кремль на совещание приглашали общественников, политэкспертов и правозащитников, которые обсуждали, чем же конкретно должна заниматься палата. На одном из таких совещаний у правозащитников сдали нервы, и они заявили, что отказываются от участия в Общественной палате. Потому что этот орган явно дублирует Федеральное собрание, не несет никакой ответственности и будет находиться под полным контролем президентской администрации. "Широкая площадка для диалога" автоматически очистилась от людей, имеющих свою позицию, которая редко совпадает с позицией официальной власти.
Нелегкий конкурсный отбор претендентов в "президентский список" Общественной палаты, который имеет некую фору перед остальными членами ОП, привел к тому, что президентские "общественники" были утверждены в самый последний возможный по закону день. Источники "ПЖ" в Кремле даже утверждали, что сам Путин потерял интерес к своей идее годичной давности, но те, кому было поручено довести начатое дело до конца, с задачей все же справились. Да и как им было с ней не справиться, если даже в бюджете на будущий год на этот новый орган запланировано 120-140 млн. руб.
Обнародование "президентского списка" ОП внесло некоторую ясность в будущее этого проекта Кремля. К "достойнейшим из достойных" подходили не только с точки зрения симпатий власти или тех, кто непосредственно занимался составлением этого списка (в частности, вероятно, поэтому там оказались Валерий Фадеев, Алексей Чадаев, Михаил Шмаков, Александр Шохин, Алина Кабаева, Елена Зелинская). Наблюдается и политкорректный подход - в этом списке 13 женщин, что является абсолютным рекордом в составе любой организации, если, конечно, она не сугубо женская. В нем люди разных национальностей и почти все (кроме католиков) представители ведущих религиозных конфессий. Наконец, здесь оказались уважаемые врачи и учителя, есть журналист, писатель, художник, адвокат... К тому же список универсален: интеллектуалы Валерий Тишков и Ярослав Кузьминов вполне уравновешиваются знаменитыми спортсменками. В принципе эти 42 человека, одна ее треть, представляют уменьшенную модель Общественной палаты. В расширенном варианте ничего кардинально нового не предвидится.
По словам замглавы администрации президента Владислава Суркова, палата должна будет решать самый широкий круг проблем. Например, обсуждать проблемы экологии, малоимущих, проводить общественную экспертизу законопроектов, инициировать общественные расследования, решать вопросы контроля за деятельностью силовых структур и даже "курировать государственный кадровый резерв". Эти лучшие люди, которые по закону будут собираться не реже двух раз в год, в свободное от основной работы время, вполне могут "вызывать к себе государственных функционеров и заслушивать их". Они могут ездить за границу в качестве народных дипломатов и расширять свои международные контакты, что также предписано законом об Общественной палате. Они могут практически все.
Президентская администрация, создав новый публичный орган, фактически продемонстрировала, как работает ее внутренняя, скрытая сторона, приводящая в движение внешние, открытые для широкой публики учреждения. Таким же образом в России создается многопартийная система. Да и инкубатором партий является все та же президентская администрация. Миссия, которая выпала членам Общественной палаты, заключается в том, чтобы они составили корпус публичных функционеров, "внешних агентов" функционеров-инсайдеров в структурах властной вертикали, в администрации президента и правительстве.
Поэтому понятно, почему столь много забот возложили на членов Общественной палаты, почему они явно отбирают хлеб даже у депутатов и членов верхней палаты парламента. А нерадивых бюрократов, с которыми им, конечно же, придется столкнуться, они будут обливать "общественным порицанием". Теперь, скажем мы, у инсайдеров появилась возможность управлять даже совестью нации.

Объять необъятное
На первый взгляд складывается впечатление, что с таким сонмом прав и обязанностей общественники просто не справятся. Это физически невозможно. Но впечатление обманчиво, потому что на самом деле каждый член ОП будет заниматься конкретно своим делом, в котором он хоть что-то понимает. Таким образом, то ли общество начнет активно участвовать в бюрократическом процессе, то ли у бюрократов заберут часть их функций и перебросят на представителей общества. И то, и другое теоретически заманчиво, но практически приводит к описанному смешению полномочий и компетенций, а значит, и к растворению ответственности. Чиновничьи кланы современной России настолько сильны и неуязвимы (тем более если речь идет о силовиках), что никакие подобные общественные институты, даже при власти, не только не смогут, как публично провозглашается, пробить хоть маленькую брешь в их самообороне, но, напротив, еще круче воздвигнут их бастионы. Рекомендации ОП навсегда так и останутся рекомендациями, потому что с полицейским режимом, с тотальной коррупцией и засильем кадров "особой направленности" вряд ли можно бороться посредством совещательного народного органа, который будет исполнять охранные функции.
Палата, естественно, имеет право на жизнь как некий социально-политический эксперимент, отвлекающий общество от выражения недовольства властью. Провести этот эксперимент особенно важно именно сейчас, накануне парламентских и президентских выборов. Страна должна видеть, что Путин, во-первых, слов на ветер не бросает, сказал: будет палата, - и она есть. Во-вторых, президент, взявший в свое время на себя всю ответственность за все происходящее, осознал (возможно, именно после Беслана), что эта ноша одному человеку не под силу. И правительство с таким грузом не справляется, и силовики. Почему? Да потому, что сам народ ни в чем не принимает участия. Были выборные губернаторы - стали президентские назначенцы. Были депутаты Госдумы от одномандатных округов - стали политические партии. Обществу остается только наблюдать за тем, что происходит в стране, на экране телевизора. Происходит что-то странное: Путин бьется практически в одиночку. Народ ему сочувствует и из месяца в месяц повышает рейтинг президента своим безграничным доверием. На фоне мизерного авторитета кабинета министров, парламента, судов, милиции, армии и разных прочих структур это выглядит по меньшей мере трогательно.
Теперь простое наблюдение закончилось. Началась попытка активного участия. С нового года члены Общественной палаты, по сути замысла, должны взять на себя функции кремлевских чиновников Игоря Сечина и Виктора Иванова (кураторство государственного кадрового резерва), функции генерального прокурора Владимира Устинова (общественное порицание коррумпированных чиновников вместо их уголовного преследования), функции премьера Михаила Фрадкова (проблемы экологии и малоимущих) и даже функции самого президента Путина (контроль за деятельностью силовых структур). И тогда уже сам глава государства, который, по словам главы ФЭП Глеба Павловского, "никуда не уйдет и молчать не будет", может наблюдать со стороны, как общество ведет диалог с властью на "широкой площадке".
Труд внештатных консультантов и экспертов остается востребованным, поскольку имеет очевидное преимущество: их активность позволяет вывести даже непопулярную политику из-под надзора электората. Кроме того, в процессе медийного взаимодействия с общественностью некая политическая акция может быть апробирована и уточнена, а самые непопулярные ее элементы отбракованы без риска для ответственных политических лидеров. По всей видимости, российская государственность, развивающаяся по пути электоральной демократии, вырабатывая свой собственный политический стиль, воспроизведет типичный для современных либеральных государств политический ландшафт: в выработке и формулировке политических практик экспертные комиссии и центры все больше будут замещать некогда прямые функции парламентов и публичных институтов государства.
Возможно, что роль Общественной палаты в этом процессе будет не так уж и велика - всего лишь роль клаки. Точнее, одной из клак, поддерживающих "реформы". Возможно, политтехнологам даже не потребуется ничего грандиозного, вроде создания нового государства на основе союза с Белоруссией или Казахстаном, чтобы оставить правящий класс на прежних позициях.