• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Политики против бизнесменов В Украинском парламенте идет ожесточенная борьба между элитами

Московские новости. 2006. № 23. 23 июня

...Марк Урнов, председатель фонда аналитических программ "Экспертиза":
- Договор Ющенко с Януковичем был бы странным и чреват большими кризисами. Я не думаю, что эта кооперация была бы устойчивой. "Оранжевая" коалиция тоже нестабильна - это не значит, что все сейчас пойдет тихо да гладко. Еще надо преодолеть очень много противоречий. Но, в общем, парламентский союз создали люди, которые уже один раз объединялись и примерно одинаково представляют себе будущее Украины, за исключением момента быстрого вступления Украины в НАТО - внутри созданной коалиции не все одобряют это решение...

Формирование коалиции в украинском парламенте в первую очередь сильно затрудняли немонолитность и идеологическая аморфность партий. Дело в том, что их списки создавались из двух источников - из политических команд, формировавшихся вокруг лидеров, и представителей спонсоров.
Результат - сегодня практически во всех партиях и блоках, за исключением, пожалуй, коммунистической партии Украины (КПУ), происходят сильные конфликты между политическими командами и представителями бизнеса. Наиболее острое противостояние наблюдается внутри Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) и социалистической партии Украины (СПУ).
Итоги выборов показали, что самыми удачными были политические инвестиции тех бизнес-групп, которые финансировали крупные партии с раскрученными лидерами. Инвестиции в "венчурные" проекты оказались малоуспешными. К примеру, такие гиганты украинского бизнеса, как концерн "Интерпайп", принадлежащий зятю экс-президента Кучмы Виктору Пинчуку, и группа "Индустриальный союз Донбасса" (ИСД), не получили в нынешнем составе Рады ни одного депутатского места. Спонсируемые олигархами проекты Блок Литвина, "Вече" и "Эко + 25" не смогли преодолеть 3-процентный барьер.
В то же время менее крупные бизнес-группы сумели удачно вложить инвестиции в политику и теперь могут похвастаться достаточно широким представительством в Раде. Так, группа "Финансы и кредит" (основные активы - Полтавский ГОК, "АвтоКрАЗ", годовой оборот - около $ 400 млн.) успешно провела в парламент пятерых депутатов: двоих по списку "Нашей Украины" (НУ), еще двоих - по списку БЮТ, и одного - по списку СПУ. Днепропетровская группа "Приват" (основные активы - в металлургии, нефтепереработке и банковской сфере, годовой оборот - около $ 3, 5 млрд.) также проявила дальновидность. "Приват" сделала ставку на НУ и БЮТ, которые хоть и вели в ходе избирательной кампании непримиримую борьбу, однако имели реальные шансы попасть в парламент.
Группа Василия Хмельницкого - Андрея Иванова, основной бизнес которых связан с киевским коммунальным хозяйством, удачно делегировала своих представителей в списки идеологических противников - БЮТ и Партии регионов (ПР).
Те представители бизнеса, которые вложились в партии-конкуренты, минимизировали политические риски. Присутствие интересов бизнеса в идеологически полярных структурах легко объясняет многие, на первый взгляд парадоксальные, политические решения партий-победительниц.
В этой связи становится неминуем конфликт между представителями от "политики" и от "бизнеса". Если у первых сохранился некий идеологический запал, то у вторых задачи сугубо прагматичные - они не хотят оказаться в оппозиции и лоббируют всевозможные варианты коалиций с точки зрения соблюдения интересов спонсоров. К примеру, донецкий бизнесмен Владимир Бойко, один из основных спонсоров соцпартии, имеет совместный бизнес с донецкой группой братьев Клюевых (оба брата избирались по спискам ПР). Стоит ли говорить, что Бойко лелеет идею создания правящей коалиции на основе Партии регионов. Группе "Финансы и кредит", представители которой находятся в НУ, БЮТ и СПУ, сам Бог велел быть сторонниками "оранжевой" коалиции.
Представители крупных промышленных бизнес-структур озабочены проблемой роста цен на энергоносители и не хотят ухудшать отношения с Россией. В этом едины как "оранжевые" олигархи из НУ (Петр Порошенко, Николай Мартыненко, Давид Жвания), так и представители горно-металлургического бизнеса - финансового ядра Партии регионов, а также промышленники из соцпартии. В то же время представители националистических политических команд НУ и БЮТ готовы безбоязненно идти на обострение отношений с Москвой по вопросам статуса русского языка и членства Украины в НАТО.
Не избежать внутренних разногласий и Партии регионов. Она состоит из двух крупных групп - "донецких" (ключевой бизнес-игрок ЗАО System Capital Management (SCM) Рината Ахметова) и ряда представителей привлеченного бизнеса из других регионов (Одесса, Харьков и т.д.). Если донецкие бизнес-группы безоговорочно признают лидерство Ахметова, представители других регионов склоняются к самостоятельной игре. Эксперты не исключают, что в будущем центром притяжения для этих групп может стать экс-губернатор Харьковской области Евгений Кушнарев.
Стратегия Рината Ахметова и значительной части "донецких" предполагает создание системы государственного протекционизма крупному бизнесу под незамысловатым лозунгом "Что хорошо для SCM - хорошо для Украины". Что касается БЮТ, то застарелая нелюбовь представителей бизнеса к Юлии Тимошенко всегда отталкивала промышленников в "Нашей Украине" от идеи "оранжевой" коалиции с экс-премьером. Эксперты характеризуют курс развития Украины "от Тимошенко" как популистский авторитаризм. Идеал Тимошенко - государство-корпорация с ней как главным менеджером и "акционером" одновременно, ее коронная идея - ручное управление экономикой. Непредсказуемость деятельности Тимошенко для рынка выглядит пугающе. В частности, руководитель Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Анатолий Кинах неоднократно и достаточно резко озвучивал идею о невозможности какого-либо сотрудничества с Тимошенко.
Что же касается популярной концепции "широкой коалиции", то она сводится к человеческому, а не идеологическому фактору. "Донецкие" активно "перекупали" депутатов из БЮТ, СПУ и НУ - даже назывались некоторые суммы. Также лидеры ПР и сами неоднократно озвучивали, что у них имеются договоренности с рядом депутатов из бизнес-крыла БЮТ, СПУ и НУ по поводу их участия в широкой коалиции, идея которой, в частности, была основана на иллюзиях представителей бизнеса, что Россия возьмется экономически поддерживать "антиоранжевых" и сохранит приемлемые для Украины цены на газ. Однако в Кремле неоднократно подчеркивали стремление довести газовые цены для Киева до европейского уровня, и надежды на то, что новый расклад сил в украинском парламенте как-то повлияет на планы Москвы, изначально выглядели достаточно призрачными.
При подготовке статьи использовались исследования Международного института политической экспертизы (Москва) и центра "София" (Киев).

Комментарий
Марк Урнов, председатель фонда аналитических программ "Экспертиза":
- Договор Ющенко с Януковичем был бы странным и чреват большими кризисами. Я не думаю, что эта кооперация была бы устойчивой. "Оранжевая" коалиция тоже нестабильна - это не значит, что все сейчас пойдет тихо да гладко. Еще надо преодолеть очень много противоречий. Но, в общем, парламентский союз создали люди, которые уже один раз объединялись и примерно одинаково представляют себе будущее Украины, за исключением момента быстрого вступления Украины в НАТО - внутри созданной коалиции не все одобряют это решение.
Конечно, сразу же в созданной коалиции возникнет противостояние Тимошенко - Ющенко, где Юлия Владимировна - мотор, главная движущая сила и основной центр политической энергетики, а Ющенко не будет играть роль генератора идей. Не думаю, что в результате их столкновений Ющенко может быть смещен с президентского поста - это сегодня никому не выгодно. Какими бы ни были противоречия и расхождения во взглядах, Тимошенко не выгодно доводить дело до досрочных президентских выборов. Придя к власти с таким трудом, она не будет устраивать новый кризис, ведь это в первую очередь сработает на повышение популярности оппозиции.