• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Референдум в Южной Осетии: мнения экспертов

Грани.РУ. 2006. № 17:40. 13 ноября

В Южной Осетии завершился референдум, совмещенный с выборами президента. За независимость непризнанной республики проголосовали 99 процентов избирателей. Комментируют политологи Сергей Караганов, Марк Урнов и Иосиф Дискин.

В Южной Осетии завершился референдум, совмещенный с выборами президента. За независимость непризнанной республики проголосовали 99 процентов избирателей. Комментируют политологи Сергей Караганов, Марк Урнов и Иосиф Дискин.

Сергей Караганов, председатель Совета по внешней и оборонной политике:
Конечно, 99-процентный результат похож на итоги советских выборов. К тому же нам в точности не известно, как были организованы выборы и референдум. В Осетии есть и грузинские села, и я не думаю, что все грузины проголосовали "за".
Тем не менее совершенно очевидно, что подавляющее число осетин не хочет быть с Грузией. С этой политической реальностью придется сталкиваться и руководству Грузии, и руководству Южной Осетии, и руководству России. Раскол между Грузией и Южной Осетией углубляется с каждым месяцем, с каждым годом.
Что до отношений России и Грузии, то они всегда будут плохими. Грузия в известной степени является несостоявшемся государством, на которое в конце концов можно просто не обращать внимания. Не обращаем же мы внимания на отношения с Сомали.

Марк Урнов, председатель Фонда аналитических программ "Экспертиза":
Результаты референдума вполне ожидаемы. Другое дело, как будут восприниматься результаты этого референдума. Естественно Грузия не считает их легитимными; естественно, западные страны тоже не считают их легитимными, поскольку четко придерживаются концепции территориальной целостности.
Российская позиция в этом вопросе - впрочем, как и вообще наши отношения с Грузией, - мягко говоря, странная. С одной стороны, мы заявляем, что придерживаемся принципа территориальной целостности, с другой стороны, мы никак официально не комментируем состоявшийся референдум, не говорим о том, законен он или нет. При этом по телевидению показываю дешевые провокации-спектакли с грузинским ОМОНом, который якобы на кого-то напал, разоблачения террористов, которые якобы собирались кого-то убить. Все это льется бурным потоком с телеэкранов на головы обывателей.
Кроме того, Россия пытается как-то давить на Азербайджан, чтобы он подключился к блокаде Грузии. Мы продолжаем блокировать импорт грузинской продукции, одновременно делая намеки на то, что готовы принимать продукцию из Абхазии. В общем, вся эта странная, если не сказать бредовая, политика не пройдет даром. Еще два-три месяца такого поведения - и нас уже нельзя будет воспринимать всерьез как политиков.
Думаю, у нас все-таки хватит ума не признавать Южную Осетию, как хватило ума игнорировать призыв Абахазии присоединить ее к нам. Если же все-таки победят сторонники сумасшедшей политики показывания кукиша Западу и мы признаем независимость Южной Осетии, тогда мы окажемся в ситуации, когда уже точно весь мир перестанет воспринимать нас всерьез. За это нас могут исключить и из "большой восьмерки", а если и не исключат, то будут терпеть, зажимая нос.
Но гораздо более серьезная, на мой взгляд, проблема – обсуждение с Грузией вопроса о приеме России в ВТО. Грузия может предъявить предостаточно доказательств недопустимого поведения России (в рамках ВТО нельзя блокады устраивать). Скорее всего нас поставят перед выбором: или вступить в ВТО, или продолжить блокаду Грузии.

Иосиф Дискин, заместитель директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН:
Я думаю, что в ближайшие месяц-полтора будет резкое улучшение отношений России и Грузии. В этой ситуации референдум ничего не добавляет и не убавляет. Теперь можно сказать, что Грузия стоит на перепутье. Силовое решение вопроса уже невозможно, поскольку спонсоры Грузии на это не пошли. Теперь либо будет продолжаться противостояние, разваливающее социальную и экономическую жизнь Грузии, либо будет найден некий способ взаимодействия.
В отличие от многих российских экспертов я не считаю Саакашвили человеком неадекватным. Он будет искать пути решения вопроса, поскольку последние события были своего рода шоковой терапией. Он поставил Грузию перед угрозой войны. И Грузия начала понимать, что этого пути нет. И теперь можно вести разговор в рациональном русле.