• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трубка "Дружбы" Нефтегазовый конфликт между Белоруссией и Россией закончился примирительным звонком Лукашенко Путину

Трибуна. 2007. № 3. 12 января

...Косвенно это подтвердил вице-президент РСПП Игорь Юргенс: "Мы же не будем воевать с Белоруссией. Но массированное давление с обеих сторон, на что Лукашенко уже напросился, было бы более плодотворно, чем двухсторонняя российско-белорусская конфронтация". Во-вторых, чем бы дело ни закончилось, Евросоюз уже укрепил свои позиции на переговорах с РФ. У него появился дополнительный аргумент к тому, чтобы склонить Москву к подписанию невыгодной Энергетической хартии, ведь наш авторитет как надежного поставщика энергоносителей, подмоченный прошлогодней газовой войной с Украиной, теперь в глазах европейцев еще больше поблек. В конечном итоге до них не доходит именно российская нефть, а по каким причинам – вопрос для ЕС второстепенный...

Сначала конфликт между Москвой и Минском напоминал анекдот из семейной жизни, когда жена потребовала от мужа платить за исполнение ею супружеских обязанностей по 100 долларов, а за домашние котлеты – по ресторанным ценам. Причем каждая из сторон достойна сыграть обе роли. Сценарий развивался достаточно стремительно. Едва удалось договориться о поставках газа (к нынешней ситуации эта тема имеет лишь косвенное отношение), как российское правительство с 1 января отменило, по сути, режим свободной торговли с Белоруссией и ввело общую для всех экспортную пошлину на нефть для Минска.
Таким образом, 19,2 млн. тонн, которые белорусские НПЗ перерабатывают и экспортируют, получая от этого прибыли, подорожали сразу на 180 долларов за тонну, то есть почти вдвое. Введение пошлины сразу снизило привлекательность белорусского направления, доходы российских компаний упали, и, как заявила в радиодебатах сотрудница одной из нефтяных компаний Ольга Сергеева, поток ушел в балтийском направлении. Удар по белорусской экономике более чем ощутимый, поэтому Лукашенко и изобрел так называемую "пошлину за транзит" в 45 долларов за тонну, да еще и применил ее задним числом.
Речь идет о нефти, поставляемой из России по белорусскому участку нефтепровода "Дружба" в Польшу, Германию, Словакию, Чехию, Венгрию. Говорят, в этих странах уже готовы были "распечатать" стратегические запасы. Хотя разобраться, кто виноват, уже не так просто. Одни говорят, что белорусы закрутили вентиль, другие – что российская "Транснефть" сама сбросила давление в трубе.
Складывается впечатление, что столь резкие демарши и Москве, и Минску подсказала третья сторона, которая и окажется в выигрыше. Во-первых, Запад приблизился к заветной цели задушить ненавистный ему режим Лукашенко, причем российскими руками. Косвенно это подтвердил вице-президент РСПП Игорь Юргенс: "Мы же не будем воевать с Белоруссией. Но массированное давление с обеих сторон, на что Лукашенко уже напросился, было бы более плодотворно, чем двухсторонняя российско-белорусская конфронтация". Во-вторых, чем бы дело ни закончилось, Евросоюз уже укрепил свои позиции на переговорах с РФ. У него появился дополнительный аргумент к тому, чтобы склонить Москву к подписанию невыгодной Энергетической хартии, ведь наш авторитет как надежного поставщика энергоносителей, подмоченный прошлогодней газовой войной с Украиной, теперь в глазах европейцев еще больше поблек. В конечном итоге до них не доходит именно российская нефть, а по каким причинам – вопрос для ЕС второстепенный.
Обязана ли Белоруссия делиться прибылью от продажи за рубеж нефтепродуктов, полученных из дешевой российской нефти? Возможно. Оправдано ли разрушение российским правительством режима свободной торговли с этой страной? Сомнительно. Не следует забывать, что в соответствии с Союзным договором, соглашениями между Россией и Белоруссией хозяйствующим субъектам обеих стран обеспечиваются равные условия, что подразумевает равные цены на поставляемый предприятиям газ и нефть. Территории РФ и РБ до сих пор составляли единое таможенное и экономическое пространство.
Однако, ведомство Германа Грефа в прошлом году пыталось ввести ограничения на поставки белорусского сахара под тем предлогом, что произведен он якобы из заморского тростникового сырья. Правда, ни одна из многочисленных проверок этого факта не подтвердила, но переговоры по квотам ведутся в свете неплохого урожая свеклы в России.
Почему Министерство экономического развития и торговли РФ так отчаянно бьется за "Дружбу"? Да потому, что жизнь российской экономики находится на кончике нефтегазовой "иглы". А ее так называемое развитие привело к тому, что кроме энергоносителей нам и предложить на мировом рынке практически нечего. И не является ли фактическое введение санкций против Минска платой за вступление в ВТО?
Загнать в угол "батьку" трудно, держать удар он умеет, но всему есть предел. И хотя министр обороны РФ Сергей Иванов считает, что экономические и хозяйственные споры между Россией и Белоруссией не должны повлиять на военное и военно-техническое сотрудничество двух стран, как знать, не распорядится ли Лукашенко взимать плату за использование Барановичской РЛС, которая прикрывает Россию от НАТО с западного направления. Или за охрану сухопутной западной границы и другие пока бесплатные услуги. Причем по натовским же расценкам.
Слава Богу, белорусы помогли Кремлю сохранить лицо, отменили транзитную пошлину и открыли трубу. Глава "Транснефти" Вайншток и министр Греф могут вздохнуть с облегчением: угроза для российской экономики миновала, уважаемые люди вновь смогут приглашать западных поп-звезд на домашние вечеринки за миллионные гонорары, покупать футбольные клубы, а журнал "Форбс" вносить в список самых богатых персон планеты новые российские имена.