• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проблема-2007 Прогнозы известных экспертов

Газета. 2007. № 14. 26 января

Наступивший год сулит активизацию политической жизни и повышенный интерес к ней в обществе: в конце года нас ожидают парламентские выборы, а в следующем — президентские.

Сергей Караганов, председатель президиума общественного Совета по внешней и оборонной политике
Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей

Наступивший год сулит активизацию политической жизни и повышенный интерес к ней в обществе: в конце года нас ожидают парламентские выборы, а в следующем — президентские.

Сергей Караганов, председатель президиума общественного Совета по внешней и оборонной политике
Думаю, наша внешняя политика будет по-прежнему оставаться жесткой. Надеюсь, что мы избавимся от свойственных ей в прошлом году шапкозакидательских настроений и даже некоторых элементов наглости и высокомерия.
Нельзя крупной державе вести себя столь неприлично в отношении почти что несуществующих держав типа Грузии. Мы стали преследовать, как когда-то, в самые худшие времена европейской истории, грузин по этническому признаку.
Была совершенно непонятна политика в отношении Белоруссии. То есть не было никакой политики. В результате мы вчистую проиграли в десятки раз более слабой стране и сейчас вынуждены со скандалами возвращать те позиции, которые нам принадлежали и которые мы просто отдали.
С Китаем у нас будут замечательные взаимоотношения. С США чуть-чуть будут ухудшаться, но все равно будут хорошими, потому что и мы не заинтересованы в ухудшении взаимоотношений, и американцы не могут позволить себе такого ухудшения на данном этапе. Они сейчас относительно слабы и быстро слабеют, а мы находимся рядом с зонами их жизненных интересов, поэтому они будут с нами вести себя очень корректно.
Впрочем, это не означает жесткой конкуренции там, где это возможно. Несмотря на то что мы в военном отношении слабы и наша военная доктрина является устаревшей (хотя в ней проявляются и современные принципы), мы просто забываем о том, что крупнейшая в мире, американская, фактически и политически разгромлена. После этого идет огромный отрыв, и совсем неожиданно оказывается, что мы чуть ли не вторая держава мира. Наши Вооруженные силы резко ослабли. Это вызвано плохой подготовкой в советский период. Мы не готовились ни к какой войне и Вооруженные силы не финансировали. В последние годы они начали чуть-чуть восстанавливаться, но все равно являются чрезвычайно слабыми. Но на фоне всех остальных - НАТО в Европе и даже таких стран, как Китай и Индия, - мы все равно обладаем мощными Вооруженными силами. Я думаю, что наш военный потенциал даже укрепится. Конечно, очень много будет зависеть от того, в каком направлении будут двигаться не только закупки вооружения, но и собственно строительство Вооруженных сил.
Меня очень беспокоит, что мы до сих пор не можем отказаться от призывной армии. Призывная армия - это прямой рецепт к росту антиармейских настроений в среде образованных русских. Но мы не можем никак перейти через себя. Ну что ж, будем ждать.

Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей
На мой взгляд, особенных сюрпризов в наступившем году быть не должно. Более того, появление левоцентристской партии "Справедливая Россия" должно способствовать тому, что "Единая Россия" потихонечку начнет дрейфовать в сторону правого центра. Она сейчас заявила себя как центристская партия и поэтому играет одновременно на всех площадках - и на правоцентристской, и на левоцентристской. Но наличие левого центра и, может быть, наличие убедительной правой партии позволит и "Единой России" более четко позиционировать себя как правоцентристскую партию.
Я, например, в этом заинтересован, поскольку в настоящий момент "Единая Россия", как партия большинства, в наибольшей степени является партнером российского бизнеса и, в частности, РСПП - по продвижению целого ряда идей и законопроектов.
Но даже, как говорится, и при худшем варианте развития политических событий в декабре 2007 года (если, скажем, коммунистам и ЛДПР удастся сформировать убедительные фракции, а правым - нет) все равно в целом нам можно будет выстроить определенный диалог, поскольку в любом случае две партии - "Единая Россия" и "Справедливая Россия" - будут конкурировать.
Наверное, основные проблемы будут все же с 2008 годом, но я не вижу каких-то особых возможностей для отката назад. Поскольку президент Путин, по всей видимости, не уйдет из процесса принятия решений, то, какую бы должность он ни занимал после марта 2008 года, резких разбросов в политике не будет. Хотя, конечно, нюансы возможны: больший уклон в государственный капитализм или в либерально-рыночную модель.
Конечно, бизнес бы хотел, чтобы в новой политике была оптимальная модель, и тем не менее какого-то избыточного беспокойства о том, кто будет президентом, бизнес не испытывает именно потому, что при любом раскладе за действующим президентом в той или иной форме будет стоять фигура нынешнего президента. Правда, есть единственная проблема, которая меня волнует как руководителя бизнес-объединения: как бы нас не захлестнула популистская волна.

* Публикация дана в сокращении