• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дешево и сердито Реанимацию имиджа России на Западе возложат на ее граждан

Страна.RU. 2007. № 18:15. 27 февраля

...В свою очередь, участники круглого стола сошлись на том, что основной источник негативных отношений со стороны Запада к России кроется в нас самих. "Люди в нашей стране не доверяют друг другу, не то что бизнесу", - считает политолог Марк Урнов. С другой стороны, по его мнению, "пока в бизнесе не появится правильной оценки человеческого фактора, то и доверия к бизнесу не будет"...

Вопрос доверия мирового сообщества к нашей стране и ее имиджа за рубежом стал во вторник предметом обсуждения на круглом столе думского комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму. Россия впервые в этом году вошла в список стран, изучаемых в рамках международного исследования степени доверия к их различным институтам: государству, бизнесу, СМИ и другие. Результаты пока не радуют, в связи с чем участники круглого стола попытались ответить на два "вечных" российских вопроса - "кто виноват?" и "что делать?" Ответ на второй из них сформулировал в интервью Стране.Ru замглавы думского комитета по экономической политике Владимир Мединский: по его мнению, нам надо учиться "уважать самих себя".

Авторы исследования Trust Barometer, проводимого международной кампанией Edelman, определили, что доверие за рубежом к России и к представителям нашего крупного бизнеса сегодня остается на одном из низких уровней в сравнении с другими странами. А это негативно отражается и на нашем бизнесе, который пытается расширить свои деловые возможности за рубежом. Так, доверие к одной из крупнейших российских кампаний, ОАО "Газпром", высоко пока только в России и составляет 67%. В Китае эта цифра ниже - 48%. А в Великобритании российской корпорации доверяют лишь 5%.
"Мы не говорим о том, что бизнесу надо обязательно доверять, но если вам доверяют, то вы можете сделать больше", - рассказал, презентуя исследование, президент и главный исполнительный директор Edelman по Европе Дэвид Брейн. Он считает, что если "кампания хорошо работает в одной стране, то это абсолютно не означает, что та же компания сможет достичь больших успехов и в другой". По мнению Брейна, одним из факторов успеха бизнеса, и, как следствие, повышение доверия к нему в других странах является уважение к местным традициям. Человек, который хочет привести свой бизнес в другую страну, должен, по крайней мере, знать язык этой страны, научиться работать с местным населением и так далее.
Зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский считает, что подобного эффекта стоило ожидать. "Я доверюсь Абрамовичу только в выборе яхты", - сказал зампред комитета. Его также не удивила ситуация, когда сорвалась попытка Алексея Мордашова договориться о слиянии ОАО "Северсталь" с люксембургской "Арселор". По мнению Мединского, в этом нет ничего странного, так как "все последние публикации о главе "Северстали" сопровождались словом "отжать".
Впрочем, считает зампред комитета, "данное исследование мало отражает срез российского общества. Оно проведено, так сказать, среди "лучших людей нашего города". "Это опрос лидеров общественного мнения, то есть в какой-то степени так думает социально-активная часть населения. Но это не значит, что так думает страна", - охарактеризовал Мединский презентуемое исследование в интервью Стране.Ru. В то же время он не назвал данное исследование полностью бесполезным для России. По его мнению, "исследование - это информация, которое, как и любая информация, полезна, тем более с учетом того, что она очень скорпулезно подготовлена". "От информации можно отталкиваться при принятии тех или иных решений", - уточнил Мединский.
В свою очередь, участники круглого стола сошлись на том, что основной источник негативных отношений со стороны Запада к России кроется в нас самих. "Люди в нашей стране не доверяют друг другу, не то что бизнесу", - считает политолог Марк Урнов. С другой стороны, по его мнению, "пока в бизнесе не появится правильной оценки человеческого фактора, то и доверия к бизнесу не будет". "Доверие к коммерческим кампаниям не может быть в обществе, где отсутствует корпоративная культура и бизнес-этика, где бизнес не платит налоги, уходит от социальной ответственности, и так далее", - считает представитель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Павел Шашкин. По его мнению, "народ не видит от бизнеса очевидных и позитивных результатов для общества, так как коммерсанты в основном настроены на получение сверхприбыли".
Что же касается ситуации внутреннего недоверия в России (то есть недоверия россиян к российским компаниям), то это, по мнению участников, наоборот, является залогом стабильности и развития. Российский народ и так слишком доверчив. Это доверие, в свою очередь, привело к появлению пресловутых финансовых пирамид типа "МММ" и ей подобных. Последний скандал с обманутыми дольщиками жилья так же говорит сам за себя. Поэтому недоверие для России - это вполне здоровая черта, согласились участники круглого стола.
А вот негативный образ России в мировом сообществе надо как-то исправлять. Министерство иностранных дел, по мнению участников, с этой задачей не справляется. "МИД занимается чем угодно, кроме пропаганды российских ценностей за рубежом", - считает Владимир Мединский. А обвиняют в негативном образе страны, по мнению члена правления РАО "ЕЭС России" Леонида Гозмана, "своих журналистов и чужих политиков".
В отношении проведения глобальной пиар-кампании по формированию положительного имиджа страны участники круглого стола сошлись во мнении, что это бесполезная трата денег. По мнению Владимира Мединского, подобная кампания даст эффект только на краткосрочный период. В свою очередь, Леонид Гозман предложил быть честными перед собой и другими странами, "отражая реальное положение дел в стране". "Если мы смотрим на квадрат, то мы видим, что он квадратный. Это реальность, а не плохой пиар", - уточняет Гозман. В то же время, по его мнению, проблема российского бизнеса состоит в том, что наши кампании напрямую зависят от образа страны, которую они представляют, в отличие от западных предприятий.
По мнению Владимира Мединского, для создания положительного имиджа нам необходимы два фактора. Во-первых, нам "надо учиться держать слово". Мединский считает, что экс-президенту России Борису Ельцину не было доверия, так как он делал много резких заявлений, которые впоследствии противоречили реалиям. Так, Ельцин заявлял, что в России дефолта не будет, и на следующий день случался дефолт. В этой связи Путин имеет сейчас высокий уровень доверия, так как выступает более дипломатично, и его нельзя обвинить в том, что он не держит своего слова, утверждает замглавы думского комитета. Во-вторых же, по мнению Мединского, "надо с большим уважением относиться к себе". "И только тогда можно достичь должного уважения от других, будь то международное сообщество или зарубежная бизнес-структура", - подытожил замглавы думского комитета.