• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Главный сказал: "полегче" Администрация президента, кажется, согласилась исправить перегибы в законе о некоммерческих организациях

Новая газета. 2007. № 22. 29 марта

...Профессор Высшей школы экономики Лев Якобсон - содокладчик вместе с Аузаном по результатам работы нового закона - согласился и с тем, что предыдущий закон вызывал множество вопросов, и с тем, что проверять НКО, конечно же, надо: "для предотвращений злоупотреблений"...

Скандальный закон о некоммерческих организациях, ужесточивший правила регистрации и работы НКО в России, может быть поправлен еще до декабрьских выборов в Госдуму. По крайней мере на это надеются правозащитники и общественные деятели, поговорившие в пятницу в московском "Александр Хаусе" с чиновниками из администрации президента, МЭРТа, Минфина и Минюста.

Надежда на то, что власти пойдут на попятную, появилась после встречи 11 января этого года президента со "своим" (то бишь при президенте) Советом по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, возглавляемым Эллой Памфиловой. Тогда Путин заявил: "Я допускаю, что инструкции (к закону об НКО) могли быть и излишне забюрократизированы, обременительными". И пообещал дать соответствующие распоряжения МЭРТу, другим ведомствам о проведении консультаций по поправкам к закону.
Шаг выглядел нелогичным - Владимир Владимирович только год назад сам подписал закон. Подписал со скандалом, после критики не только в России, но и за рубежом - со стороны Совета Европы, конгресса США. Тогда ужесточение правил (в частности, требование раскрывать все источники финансирования, отчитываться обо всех мероприятиях) связывали со страхом перед цветными революциями: якобы они делались на западные деньги с помощью некоммерческих организаций.
Переменчивый характер президента члены совета объясняют так: "Синдром цветных революций возник в верхах весной 2005 года, к осени 2005-го его уже не было, однако механизм был запущен. Заключение президента на второе чтение было отрицательным, но, перед тем как мы попросили его о ветировании закона, американский конгресс выступил с протестом, после чего Путин принял решение закон подписать. И правильно сделал, потому что американцы поступили бестактно. А сейчас уже прошел год..." - заявил "Новой" член совета Александр Аузан.
Что произошло за этот год, и обсуждали в пятницу. Общественные слушания общественные деятели начали весьма дипломатично. Профессор Высшей школы экономики Лев Якобсон - содокладчик вместе с Аузаном по результатам работы нового закона - согласился и с тем, что предыдущий закон вызывал множество вопросов, и с тем, что проверять НКО, конечно же, надо: "для предотвращений злоупотреблений".
Но отвечать НКО должны прежде всего перед обществом. Поэтому в законе нужна статья о "публичной отчетности", а эти сведения будут доступны и госорганам. Сейчас же форма отчетности, предложенная общественным организациям, настолько неграмотно составлена, что придраться (а значит, и отказать при желании в регистрации) можно едва ли не к каждому пункту.
Александр Аузан говорил о цифрах. В Москве средняя стоимость регистрации НКО - 20 тысяч рублей, занимает процесс от четырех до восьми недель. Это на 40% дороже, чем регистрация коммерческой организации (!), и в 1,5 - 2 раза дольше. В регионах регистрация еще дороже. При этом уже появилась система дополнительных наценок - за количество обращений в регистрирующие органы и т. д. Кроме того, непонятно, зачем регистрационные органы дублируют налоговые, ведь финансовые отчеты и так передаются налоговикам? "Фактически эта цена будет превращаться в коррупцию! К этому приведет неопределенный набор причин для отказа в регистрации плюс разрешительная вместо прежней уведомительной регистрация.
Мы топчем корни травы - новые организации просто не появятся!" - возмущался Аузан.
В ответ чиновники всячески демонстрировали свое расположение. При этом глава экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович, согласившись, что закон вызывает вопросы, осторожно заявил: "Какие-то глобальные выводы из доклада пока делать преждевременно". Замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов был более решителен: "Надо сформулировать программу-минимум, исключающую угрожающие нормы, которые могут парализовать работу добросовестных организаций, и программу-максимум, пересматривающую концепцию".
Программа-минимум в представлении общественных организаций выглядит так. До конца думской весенней сессии в Госдуму должны быть внесены поправки: федеральный регистрационный орган не решает вопрос о регистрации, а лишь принимает документы; перечень поводов для отказа должен быть сокращен и конкретизирован, сейчас есть возможность для "маневра" чиновника; отчитываться нужно перед обществом, и, соответственно, организация в свободной форме должна сообщать информацию о цели, результатах деятельности, источниках финансирования.
Правозащитники ждут заключений из министерств, после чего обратятся к президенту с просьбой внести поправки.