Главный сказал: "полегче" Администрация президента, кажется, согласилась исправить перегибы в законе о некоммерческих организациях
...Профессор Высшей школы экономики Лев Якобсон - содокладчик вместе с Аузаном по результатам работы нового закона - согласился и с тем, что предыдущий закон вызывал множество вопросов, и с тем, что проверять НКО, конечно же, надо: "для предотвращений злоупотреблений"...
Надежда на то, что власти пойдут на попятную, появилась после встречи 11 января этого года президента со "своим" (то бишь при президенте) Советом по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, возглавляемым Эллой Памфиловой. Тогда Путин заявил: "Я допускаю, что инструкции (к закону об НКО) могли быть и излишне забюрократизированы, обременительными". И пообещал дать соответствующие распоряжения МЭРТу, другим ведомствам о проведении консультаций по поправкам к закону.
Шаг выглядел нелогичным - Владимир Владимирович только год назад сам подписал закон. Подписал со скандалом, после критики не только в России, но и за рубежом - со стороны Совета Европы, конгресса США. Тогда ужесточение правил (в частности, требование раскрывать все источники финансирования, отчитываться обо всех мероприятиях) связывали со страхом перед цветными революциями: якобы они делались на западные деньги с помощью некоммерческих организаций.
Переменчивый характер президента члены совета объясняют так: "Синдром цветных революций возник в верхах весной 2005 года, к осени 2005-го его уже не было, однако механизм был запущен. Заключение президента на второе чтение было отрицательным, но, перед тем как мы попросили его о ветировании закона, американский конгресс выступил с протестом, после чего Путин принял решение закон подписать. И правильно сделал, потому что американцы поступили бестактно. А сейчас уже прошел год..." - заявил "Новой" член совета Александр Аузан.
Что произошло за этот год, и обсуждали в пятницу. Общественные слушания общественные деятели начали весьма дипломатично. Профессор Высшей школы экономики Лев Якобсон - содокладчик вместе с Аузаном по результатам работы нового закона - согласился и с тем, что предыдущий закон вызывал множество вопросов, и с тем, что проверять НКО, конечно же, надо: "для предотвращений злоупотреблений".
Но отвечать НКО должны прежде всего перед обществом. Поэтому в законе нужна статья о "публичной отчетности", а эти сведения будут доступны и госорганам. Сейчас же форма отчетности, предложенная общественным организациям, настолько неграмотно составлена, что придраться (а значит, и отказать при желании в регистрации) можно едва ли не к каждому пункту.
Александр Аузан говорил о цифрах. В Москве средняя стоимость регистрации НКО - 20 тысяч рублей, занимает процесс от четырех до восьми недель. Это на 40% дороже, чем регистрация коммерческой организации (!), и в 1,5 - 2 раза дольше. В регионах регистрация еще дороже. При этом уже появилась система дополнительных наценок - за количество обращений в регистрирующие органы и т. д. Кроме того, непонятно, зачем регистрационные органы дублируют налоговые, ведь финансовые отчеты и так передаются налоговикам? "Фактически эта цена будет превращаться в коррупцию! К этому приведет неопределенный набор причин для отказа в регистрации плюс разрешительная вместо прежней уведомительной регистрация.
Мы топчем корни травы - новые организации просто не появятся!" - возмущался Аузан.
В ответ чиновники всячески демонстрировали свое расположение. При этом глава экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович, согласившись, что закон вызывает вопросы, осторожно заявил: "Какие-то глобальные выводы из доклада пока делать преждевременно". Замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов был более решителен: "Надо сформулировать программу-минимум, исключающую угрожающие нормы, которые могут парализовать работу добросовестных организаций, и программу-максимум, пересматривающую концепцию".
Программа-минимум в представлении общественных организаций выглядит так. До конца думской весенней сессии в Госдуму должны быть внесены поправки: федеральный регистрационный орган не решает вопрос о регистрации, а лишь принимает документы; перечень поводов для отказа должен быть сокращен и конкретизирован, сейчас есть возможность для "маневра" чиновника; отчитываться нужно перед обществом, и, соответственно, организация в свободной форме должна сообщать информацию о цели, результатах деятельности, источниках финансирования.
Правозащитники ждут заключений из министерств, после чего обратятся к президенту с просьбой внести поправки.