• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дело за режиссером РИО-Центр и "Деловая Россия" объявили конкурс сценариев

Газета. 2007. № 75. 25 апреля

Вчера на Российском экономическом форуме в Лондоне солировали организации российских предпринимателей. Глава "Деловой России" Борис Титов дал свою, расходящуюся с позицией правительства, оценку достижений и проблем российской экономики. Но если он предложил практически безальтернативный сценарий будущего развития экономики России, то Игорь Юргенс, выступивший в двух качествах — вице-президента РСПП и главы РИО-Центра, — нарисовал четыре сценария будущей экономической политики. Выбор за будущим российским президентом.

Вчера на Российском экономическом форуме в Лондоне солировали организации российских предпринимателей. Глава "Деловой России" Борис Титов дал свою, расходящуюся с позицией правительства, оценку достижений и проблем российской экономики. Но если он предложил практически безальтернативный сценарий будущего развития экономики России, то Игорь Юргенс, выступивший в двух качествах — вице-президента РСПП и главы РИО-Центра, — нарисовал четыре сценария будущей экономической политики. Выбор за будущим российским президентом.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДЕФИЦИТА
Борис Титов исходил из того, что в России не одна экономика, а две.
Первая — сырьевая, прежде всего нефтегазовая. Вторая — все остальные отрасли. По его данным, что бы ни говорили в российском Белом доме о том, что нефть перестает быть главным двигателем экономики, рентабельность в сырьевых отраслях составляет 39%, в то время как в производстве машин и оборудования она минус 0,7%.
После чего он фактически признал, что "вторая" российская экономика больна "голландской болезнью". Подтверждение — при том, что импорт в рекордном первом квартале 2007 года вырос почти на 40%, в России растут прежде всего так называемые неторгуемые, то есть так или иначе защищенные от конкуренции с импортом отрасли: финансовый сектор, строительство, торговля (ее развитие импорт только поддерживает).
Во "второй" экономике наблюдается возвращение подзабытого дефицита — трудовых ресурсов, капитала, инфраструктуры. Но главная проблема уже всей экономики — монополизм.
Именно на решении этих проблем должна сосредоточиться экономическая стратегия будущего президента. Инструменты: повышение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности прежде всего за счет снижения налогов, проведение промышленной политики, базирующейся на институтах развития (Банк развития, Инвестиционный и инновационные фонды, особые зоны).
К ним Титов предлагает добавить госгарантии инвестициям.
Когда корреспондент "Газеты" напомнил ему о позиции министра экономического развития Германа Грефа, который считает госгарантии скрытой формой субсидирования, Титов ответил, что проблема будет решена, если во главе процесса будет Банк развития, а гарантии будут предоставляться только под его кредиты. Еще один инструмент — перестройка системы госуправления под лозунгом большей прозрачности и эффективности.
Но ключ — снижение налогов.
Титов привел (и не в первый раз) расчеты: сегодня фискальная нагрузка составляет 50—55% при средней собираемости налогов в 60%. Если же нагрузка будет снижена до 30—35%, то собираемость поднимется до 85%, в результате доходы бюджета вырастут на 1% ВВП.
ЧЕТЫРЕ СЦЕНАРИЯ ДЛЯ ОДНОГО РЕЖИССЕРА
Игорь Юргенс сосредоточился на собственно сценариях будущего развития экономики. Цель возглавляемого им РИО-Центра амбициозна: составить сценарии, исчерпывающие все возможные направления развития экономики с теми проблемами, которые они решают, и последствиями, к которым они приводят.
Результаты таковы. Первый сценарий — "рантье", второй — "мобилизация", третий — "инерция", четвертый — "модернизация".
Характеристика "рантье" — приоритет росту социальных расходов.
А это значит, что последует рост налогов, скорее всего, включая введение прогрессивной шкалы подоходного налога. Последствия — опережающий рост доходов населения по сравнению с ростом производительности труда (отставание уже сейчас двукратное); растущий дефицит бюджета, инфляция, уклонение от налогов. Рост производства прежде всего потребительских товаров и услуг в той мере, в какой это позволит рост импорта.
Характеристика "мобилизации". Рост госинвестиций прежде всего в инфраструктуру, расширение институтов развития, усиление госконтроля в стратегических, то есть защищаемых от внешней конкуренции отраслях, притом что госконтроль будет расплываться на все большее число отраслей. Последствия — смягчение инфраструктурных ограничений, повышение доли накопления в ВВП при снижении его качества, стагнация деловой активности, уход предприятий в тень, дефицит бюджета, рост обрабатывающей промышленности.
Характеристика "инерции" — продолжение сегодняшней политики с опорой на ограничение инфляции. Минимизируемый дефицит бюджета. Сохранение сырьевой ориентации. Слабость госинвестиций.
Характеристика "модернизации" — новая партнерская модель отношений власти и бизнеса, открытость экономики, рост притока капиталов, нефтегазовый бюджет, снижение налогов.
Любопытно, что Юргенс считает, что самые слабые шансы реализоваться у "модернизации". Что же касается другой крайности — "мобилизации", то частично (опора на институты развития) с ним согласен Титов.
Но в любом случае, считает Юргенс, будущий президент обязательно будет продолжать административную и судебную реформы, без которых невозможна ни успешная борьба с коррупцией, ни восстановление доверия к власти. Конкурс сценариев объявлен, дата выборов режиссера известна.