• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Государство берет наложников Налоговые льготы получат только неполитические НКО

КоммерсантЪ. 2007. № 90. 28 мая

"У некоммерческих организаций наверняка возникнут к этому ограничению вопросы, но мы хотим заверить, что никакой злокозненности оно не несет",— заявил " Ъ" один из авторов идеи освобождения НКО от налога на прибыль, проректор ВШЭ Лев Якобсон. По его словам, ограничение объясняется несовершенным законодательством о некоммерческих организациях: "У нас очень трудно отличить общественную деятельность от политики, поэтому МЭРТ и Минфин так прямолинейно хотят разделить подлинно некоммерческие организации от полукоммерческих или злоупотребляющих своим статусом".

По данным Высшей школы экономики (ВШЭ), в России 359 тыс. зарегистрированных НКО. Их годовой бюджет составляет 128 млрд руб., или 0,5% внутреннего валового продукта. Треть этой суммы составляют пожертвования, 17% — зарубежные гранты, остальную сумму НКО зарабатывают сами. Ежегодно НКО выплачивают в бюджет от 2 млрд до 3 млрд руб. налога на прибыль. В прошлом году освобождение от налога на прибыль получили эндаументы — целевые общественные фонды, состоящие из частных пожертвований.

Минфин и Минэкономразвития заявили, что готовят законопроект об освобождении некоммерческих организаций (НКО) от налога на прибыль. Эта инициатива поможет российским НКО экономить от 2 млрд до 3 млрд руб. в год, но она коснется только тех, кто гарантирует, что "не будет заниматься политической и коммерческой деятельностью". Правозащитники уверены, что при такой постановке вопроса их от налога не освободят.

В Минфине и Минэкономразвития РФ разрабатывают законопроект о внесении изменений в главу 25 Налогового кодекса России — об изменении налогообложения НКО. "Среди предложений, которые могут быть реализованы, полное освобождение НКО от налога на прибыль, в том числе и по доходам от предоставления услуг",— заявил замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Сергей Разгулин. Согласно Налоговому кодексу, в настоящее время НКО освобождены от налога на прибыль, но только с доходов в виде благотворительных взносов и бюджетных поступлений. При этом НКО платят 24% налога на прибыль с доходов от предоставления услуг.

Спектр предлагаемых НКО услуг очень широк — от платных юридических консультаций до ухода за домашними животными.

Чиновники прямо дали понять, что освобождение от налога на прибыль распространится только на общественные организации, к которым у власти нет вопросов. По словам директора департамента стратегии социально-экономических реформ МЭРТа Саида Баткибекова, изменение налогообложения НКО "будет обставлено рядом условий". "Мы предусматриваем новые предложения только для НКО, которые гарантируют желание не участвовать в политической или коммерческой деятельности",— заявил он. Конкретизировать, что имеется в виду под политической деятельностью, господин Баткибеков наотрез отказался.

Правозащитники указывают, что по закону об НКО, заявляя в уставе о намерении заниматься политической деятельностью, некоммерческая организация должна зарегистрироваться как общественно-политическая. А желание участвовать в выборах требует об НКО зарегистрироваться в качестве партии. "В уставе НКО, таким образом, не может быть заявлена политическая деятельность. И чиновники МЭРТа, безусловно, об этом знают",— уверена глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. По ее мнению, под политической деятельностью власть понимает защиту гражданских и политических прав: "Они (власти.— " Ъ") хотят, чтобы мы пошли на сделку — за государственные деньги сидели тихо и не высовывались. Они хотят, чтобы рядовые граждане не лезли в то, что делают политики".

"У некоммерческих организаций наверняка возникнут к этому ограничению вопросы, но мы хотим заверить, что никакой злокозненности оно не несет",— заявил " Ъ" один из авторов идеи освобождения НКО от налога на прибыль, проректор ВШЭ Лев Якобсон. По его словам, ограничение объясняется несовершенным законодательством о некоммерческих организациях: "У нас очень трудно отличить общественную деятельность от политики, поэтому МЭРТ и Минфин так прямолинейно хотят разделить подлинно некоммерческие организации от полукоммерческих или злоупотребляющих своим статусом".

"НКО не занимаются политикой — это абсолютно безграмотная формулировка, кроме того, она очень взяткоемкая,— настаивает глава движения " За права человека" Лев Пономарев.— Но она выгодна тем, кто хочет и дальше давить на правозащитников и другие по-настоящему независимые организации". "В этом предложении содержится очевидное противоречие: некоммерческие организации не могут вести коммерческую деятельность, и брать с них налог на прибыль — это все равно что взыскивать с нищих процент от милостыни,— уверена Оксана Преображенская, директор Центра содействия международной защите (эта правозащитная организация отстояла в прошлом году свое право не платить налог на прибыль с западных грантов).— Кроме того, я сомневаюсь, что власть освободит от налога тех же правозащитников, которые вступаются за оппозицию".
--------------------------------------------------------------------------------
ПРАВИЛА ИГРЫ

ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В российском законодательстве определения политики и политической деятельности отсутствуют, хотя вопрос о них ставился еще в 2005 году при обсуждении поправок в законы "Об общественных объединениях" и "О некоммерческих организациях". Принятие поправок президент России Владимир Путин объяснял необходимостью прекратить "финансирование из-за рубежа политической деятельности".

Единое словарное определение политики также отсутствует. Владимир Даль, например, считал политикой как "науку государственного управления", так и "виды, намеренья и цели государя, немногим известные". Большой энциклопедический словарь определяет политику как сферу деятельности, "сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства".

Согласно Конституции, участвовать в управлении делами государства граждане России имеют право "как непосредственно, так и через своих представителей", для чего они наделены правом "избирать и быть избранными". Представителями граждан при этом могут быть общественные организации. В частности, в законе "Об общественных объединениях" содержится определение общественного движения — объединения, преследующего "социальные, политические и иные общественно полезные цели". С 1998-го по 2002 год закон содержал определение политического общественного объединения — организации, заявившей в уставе своими целями "участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов". В 2002 году данное определение было перенесено в закон "О политических партиях", фактически монополизировав за ними право на политическую деятельность.