• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Иван Родионов: Любая изначально военная система навигации будет впоследствии открыта для всех

OPEC.RU. 6 июня 2007

Иван Иванович, в России активно создается спутниковая навигационная система ГЛОНАСС, постоянно вводятся новые спутники. Их уже 11, к концу года будет 18, что обеспечит покрытие всей территории России, а к 2009 г. планируется 24 спутника, и тогда система выйдет на глобальный уровень. Кроме того, ГЛОНАСС, скорее всего, будет работать в интегрированной схеме с GPS, в которую сейчас уже входит 29 спутников. То есть, любимый проект Сергея Иванова реализуется ударными темпами.

Иван Иванович, в России активно создается спутниковая навигационная система ГЛОНАСС, постоянно вводятся новые спутники. Их уже 11, к концу года будет 18, что обеспечит покрытие всей территории России, а к 2009 г. планируется 24 спутника, и тогда система выйдет на глобальный уровень. Кроме того, ГЛОНАСС, скорее всего, будет работать в интегрированной схеме с GPS, в которую сейчас уже входит 29 спутников. То есть, любимый проект Сергея Иванова реализуется ударными темпами. Однако есть еще китайская система Compass, которая сейчас состоит всего из 4 спутников, но уже в 2008 г. их будет 34. Если говорить об использовании таких систем для гражданских целей, то это еще и приборы навигации, которые будут покупать пользователи. И тут Китай с его дешевой электроникой может оставить конкурентов далеко позади. Нет ли опасности, что Китай захватит рынок, и огромные средства на национальную навигационную систему будут потрачены нами зря?



Конечно, есть такая опасность. Идея любой GPS-системы заключается в том, что она открыта, то есть, в какой-то момент, чтобы ее широко использовали во всем мире, она, неизбежно, открывается. Первоначальное ее назначение – наведение ракет и управление боем – оно понятно, но для того, чтобы огромные инвестиции, сделанные в эту систему, стали оправданными в глазах общества, их результаты приходится открывать для коммерческого использования, а так как система по своей сути глобальна, то и открывается она на глобальном рынке, для всех. Соответственно, любой производитель оборудования может выйти на этот рынок и победит тот, кто сделает лучше или дешевле. Понятно, что Китай будет потенциально наиболее сильным на этом рынке, потому что у него есть все заделы для этого, т.к. он уже превратился в главную мастерскую для глобального рынка. Точно такая же опасность существует не только для нас, но и для американцев. Единственная защита от этого – это то, чтобы пользовательское оборудование постоянно совершенствовалось, разработки бы велись в развитых странах, а Китай бы только производил их результаты в массовом масштабе. Но с другой стороны, очевидно, что позиции Китая постоянно усиливаются, уже не только как всемирной мастерской, но и как разработчика. Да и слишком изощренные устройства пользователю не всегда требуются, так что человек всегда будет иметь выбор между дорогим устройством, которое разработано в развитой стране и произведено в Китае и решает больше задач, и дешевым устройством, которое и разработано, и произведено в Китае. Жизнь показывает, что второе часто выигрывает в конкуренции, т.к. сложность часто излишня, особенно для устройств массового применения. Это глобальная проблема, которая относится не только к системам позиционирования и от нее никуда не деться.



А вообще, кроме гражданского использования насколько России эта система ГЛОНАСС нужна?



С военной точки зрения она, конечно, необходима. Здесь ситуация в том, что эта система потенциально манипулируема, и сегодня мы видим по телевизору, что наши войска в Чечне используют американские приборы GPS. Пока это американцем не мешает, но понятно, что в случае кризисной ситуации, могут быть введены меры, которые не позволят нам ими воспользоваться: их отключат для определенной территории или переведут в режим искажения данных. С этой точки зрения, своя система большой стране нужна, потому что военное применение остается основным поводом для самого существования такой системы глобального позиционирования.



То есть, тут больше следует говорить не о коммерческих выгодах, а о стратегических вопросах?



В общем, система и создавалась таким образом, и в Америке было то же самое, и Китай сейчас занят решением той же задачи. Сначала система была создана как военная, а потом, неизбежно, встал вопрос – если затрачены огромные деньги налогоплательщиков, так пусть они ее и используют. Но так как система глобальная, то не было возможности ограничиться только Америкой или американцами. И использование системы стало глобальным, возник рынок устройств и услуг на ее основе, которые уже не имели к военным применениям никакого отношения. Однако, вынужденная глобальность осознается и воспринимается не сразу и не всеми: вспомните, в 1997 г. был скандал, когда поймали американца в Ростове-на-Дону, который с помощью GPS якобы привязывал какой-то военный завод к карте. Это одно из отрицательных свойств глобального подхода.



ГЛОНАСС будет позволять все то же самое?



А как иначе? Стандарт операции и бизнес-модель - заданы. Если система по возможностям уже, чем конкурирующая, то народ уйдет к конкурентам. Можно, конечно, говорить о том, что можно ввести запрет неГЛОНАССовских приемников в нашей стране, но уже сейчас этого нет, да и вряд ли возможно в той экономической формации, в которой мы сейчас живем. Ведь первые мобильные телефоны также требовали носить с собой разрешение на использование радиопередатчика, но быстро от этого отказались, т.к. это сдерживало развитие рынка.