• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Регламент должен быть техничным Промышленники должны участвовать в техрегулировании

Газета. 2007. № 102. 7 июня

Президент РСПП Александр Шохин направил первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву и главе Минпромэнерго Виктору Христенко предложения, касающиеся техрегулирования.
Прежде всего, по мнению Шохина, нужен постатейный комментарий по реализации закона о техрегулировании, который президент Владимир Путин подписал 1 мая 2007 года. Дальше в программу разработки техрегламентов на 2006— 2009 годы необходимо включить 17 первоочередных, указанных в законе; предусмотреть "участие российской промышленности" в разработке регламентов по безопасности социально значимой продукции.

Президент РСПП Александр Шохин направил первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву и главе Минпромэнерго Виктору Христенко предложения, касающиеся техрегулирования.

Прежде всего, по мнению Шохина, нужен постатейный комментарий по реализации закона о техрегулировании, который президент Владимир Путин подписал 1 мая 2007 года. Дальше в программу разработки техрегламентов на 2006— 2009 годы необходимо включить 17 первоочередных, указанных в законе; предусмотреть "участие российской промышленности" в разработке регламентов по безопасности социально значимой продукции.

Кроме того, "РСПП готов обеспечить участие промышленности в реализации реформы техрегулирования". Она идет уже пять лет и должна завершиться в 2010-м. Тогда должен быть принят пакет техрегламентов из семи общих и нескольких сотен (по разным оценкам, от 300 до 500) специальных — по категориям продукции и видам деятельности. Вместо действующих десятков тысяч ГОСТов. Пока принят лишь один техрегламент. Написание техрегламентов финансируется из госбюджета, на каждый выделяется около 2 млн рублей. Формула их освоения, по мнению зампреда думского комитета по экономической политике Владимира Мединского, такова: ведомство получает эти деньги, нанимает какой-нибудь НИИ, который компилирует все ГОСТы "со времен Дзержинского", и это вносится в качестве федерального закона. "Этот техрегламент не то что прочитать, даже перелистать невозможно. Не говоря уж о том, чтобы выполнить", — отмечает он. По мнению главы экспертного совета "Деловой России" Антона Данилова-Данильяна, все это может привести к тому, что срок введения техрегламентов "будет переноситься на 2012—2015 годы и т. д.". Позицию Шохина разделяет директор Фонда поддержки законодательных инициатив, член Общественной палаты Григорий Томчин.

"РСПП абсолютно прав, потому что рассказывать, как сейчас в ГОСТах и РОСТах, какой должен быть процесс, — значит, консервировать старое", — убежден он. Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль считает, что часть техрегламентов должна быть утверждена в форме федеральных законов. Причем это должны быть общие регламенты, в то время как специальные следует утверждать в форме постановлений правительства. Благодаря этому, поясняет он, спецрегламенты по мере появления новых технологий будет легче корректировать. По словам главы Ростехрегулирования Григория Элькина, создается впечатление, что "техрегламентами хотят подменить все законодательство".

Он считает необходимым провести их полную ревизию: часть потребует корректировки, некоторые должны быть приняты в качестве законов, а другие — "оказаться в корзине". По его мнению, около 30% создаваемых сегодня техрегламентов не имеют никакого отношения к техрегулированию. Глава Центра технического регулирования Вячеслав Блинов видит выход в сближении российского технического законодательства с европейским. "Например, касаясь понятия "механическая прочность", европейцы пишут очень просто: деформации от нагрузок не должны превышать нормативных в процессе эксплуатации", — уточняет он. То есть в соответствии с характеристиками каждого объекта или механизма, заложенными в их техдокументации.