• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поставить радар Александр Шохин все еще не доволен работой налоговиков

Российская газета. 20 июня 2007

ПРИТОК капитала в российскую экономику в 2007 году может составить 100 миллиардов долларов. И два выборных года не приведут к остановке инвестиционных проектов отечественного и зарубежного бизнеса.
Но у предпринимательского сообщества все еще остаются проблемы в налоговой сфере. А расширение государственного присутствия в экономике подрывает возможности бизнеса. С такими заявлениями выступил вчера президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

ПРИТОК капитала в российскую экономику в 2007 году может составить 100 миллиардов долларов. И два выборных года не приведут к остановке инвестиционных проектов отечественного и зарубежного бизнеса.

Но у предпринимательского сообщества все еще остаются проблемы в налоговой сфере. А расширение государственного присутствия в экономике подрывает возможности бизнеса. С такими заявлениями выступил вчера президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

Ситуация с небывалым притоком капитала в экономику в предвыборные годы является не совсем стандартной. Обычно в такие периоды бизнес сворачивает свое присутствие в экономике, а капиталы уходят из страны, напомнил Шохин. Но большое количество крупных проектов, в том числе и подписанных на недавнем Санкт-Петербургском экономическом форуме, масштабный поток инвестиций в первой половине этого года доказывают, что на сей раз ситуация выглядит по-другому. Радикальных перемен к худшему никто не ждет. Российский и зарубежный бизнес понимают, что политический и экономический курс в стране после президентских выборов не изменятся. К тому же своеобразной страховкой от политических рисков стали первичные размещения акций, проведенные отечественными компаниями на "домашних" и зарубежных площадках. Это, отметил Шохин, новая реакция бизнеса на выборы — он не только не бежит из страны, но и приводит в нее иностранных инвесторов.

Шохин вчера дал прямо понять, что возглавляемое им предпринимательское сообщество нынешняя экономическая политика во многом устраивает. При этом главное достижение последних лет — налаживание более доверительных отношений между государством и бизнесом, произошедшее после 2004 года. РСПП делал ставку на улучшение налогового администрирования, и, как известно, соответствующие изменения в Налоговый кодекс были приняты летом прошлого года. Но, как говорится, нет предела совершенству. Налоговики по-прежнему видят свою задачу не в осуществлении надзора, а в выполнении фискальной функции, считает Шохин. Причем винить за это только их нельзя, признает глава РСПП. Как бы ни было хорошо законодательство, есть план по сбору налогов, прописанный в законе о бюджете. И пока именно выполнение этих показателей остается главным критерием в оценке деятельности налоговых органов, отношения между бизнесом и налоговиками будут строиться по принципу "гаишника в кустах", готового выскочить и оштрафовать в любой момент. А надо, чтобы висел радар, предупреждение было, где нельзя превышать скорость, образно обрисовал идеал взаимодействия с налоговыми органами Шохин.

Не вполне устраивают предпринимателей и планы минфина по регулированию трансфертных цен. Причем принципиальных возражений по сути новаций нет. Но, как уже говорил глава РСПП в беседе с корреспондентом "РГ", все новшества — о введении института консолидированного налогоплательщика, о заключении предварительных соглашений между компаниями и госорганами о применении трансфертных цен внутри холдингов — надо принимать сразу, одним пакетом.

Волнует бизнес и расширение государственного присутствия в экономике. Шохин назвал "эйфорией" курс на создание многочисленных госкорпораций в самых разных областях экономики. Причем часто, отметил он, складывается впечатление, что государство выбирает для себя не стратегические, а просто прибыльные отрасли. А это сужает конкурентное поле. К тому же государству объективно сложно выступать сразу в двух ипостасях: и как регулятору, и как предпринимателю. Конфликт интересов в этом случае неизбежен. По мнению Шохина, государство должно четко сформулировать стратегию своего вхождения в бизнес. Одним из методов при этом может быть четкий посыл: мы покупаем сейчас активы, раскручиваем их, а потом, когда возникнет такая необходимость у бюджета, продаем. И полученную прибыль направляем, например, на пенсионную реформу. Но объявляться такая стратегия должна еще до вхождения в бизнес, советует Шохин.