• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кремлевский баланс "Партия третьего срока" стала "партией третьего кандидата"?

Российские вести. 27 июня 2007

Однако личность третьего вызвала целую лавину политологических гаданий. Прошло несколько дней, и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин тоже заявил, что считает реальной версию "третьего преемника", которым должен быть человек, не обладающий большой должностью в большом государственном холдинге и немножко удаленный от больших финансовых источников.

Гадания вокруг кандидатуры преемника набирают обороты. Количество персонажей растет, что дает возможность экспертному сообществу выстраивать интригу за интригой и упражняться в политической прозорливости. Но определенности как не было, так и нет. Существует лишь некий, в некоторой степени условный список возможных претендентов, появление в котором время от времени новой фигуры создает в большей степени информационный ажиотаж, чем хоть сколько-нибудь проясняет ситуацию.

Два "активных кандидата" очевидны – Сергей Иванов и Дмитрий Медведев. Однако личность третьего вызвала целую лавину политологических гаданий. Прошло несколько дней, и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин тоже заявил, что считает реальной версию "третьего преемника", которым должен быть человек, не обладающий большой должностью в большом государственном холдинге и немножко удаленный от больших финансовых источников.

Конечно, вполне возможно, что этот вариант лишь призван поддержать главную политическую интригу 2007-2008 годов. После того как секретарь Генсовета "Единой России" Вячеслав Володин намекнул, что в первой тройке избирательного списка партии может оказаться Сергей Иванов, стало очевидно, что последний начинает брать верх в аппаратной конкуренции с Медведевым. Да и маятник государственных СМИ, пожалуй, качнулся в сторону "силового" первого зампреда Правительства. То, что преемник будет выбран до начала избирательной кампании, очевидно по заявлению Сергея Миронова, который сказал, что "Справедливая Россия" не будет выдвигать своего кандидата, а поддержит одного из зарегистрированных.

Столь раннее разрешение политической интриги принесет минусы не только экспертам, которые будут лишены привычной функции гадалок на кремлевской кофейной гуще. Как только общественность точно определит фамилию президентского преемника, наступит эффект "хромой утки". Причем его жертвой станет не столько Владимир Путин, сколько те персоны из его непосредственного окружения, что не относятся к группам поддержки обоих фаворитов-кандидатов в преемники.

До последнего времени именно эта часть президентского окружения считалась т. н. "партией третьего срока", лоббировавшей продление полномочий Путина. Теперь, когда этот вариант выглядит почти невероятным, у нее остается только один вариант – отстаивать идею "тайного третьего кандидата". Кто же им может быть? Самым модным ответом сейчас стала фамилия еще одного зампреда Правительства - руководителя его аппарата Сергея Нарышкина, который именно в эти дни стал и спецпредставителем Президента РФ по вопросам интеграционного сотрудничества со странами СНГ.

Периодически в преемники прочат главу "Российских железных дорог" из "питерских" - Владимира Якунина, относящегося к "ближнему кругу" Путина еще с конца 80-х. Он редко выступает по телевидению, зато часто сопровождает Президента в ходе зарубежных поездок. СМИ ранее прочили его то в полпреды Президента в Северо-Западном федеральном округе, то в председатели Правительства, то в руководители Администрации Президента. Якунин руководит попечительским советом Центра национальной славы России и Фондом апостола Андрея Первозванного, выполняя знаковые функции в этой сфере, например, по доставке благодатного огня из Иерусалима в Москву.

На протяжении последнего года при обсуждении возможных кандидатур преемника почти обязательно упоминается глава Администрации Президента Сергей Собянин. За короткое время он смог стать одной из ключевых кремлевских фигур – не по номинальному, а по реальному политическому весу. Недавно Путин, говоря о необходимости увеличения в России срока президентских полномочий, сказал, что возглавить государство может какой-нибудь губернатор. Помимо экс-губернатора Тюменской области Собянина эксперты, как правило, упоминают губернатора Петербурга Валентину Матвиенко и губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, возглавляющего самый большой и богатый субъект Федерации. Впрочем, как метко подметил член Совета Федерации Александр Торшин, "за весь период моей работы в сенате еще никто не смог угадать ни одного назначения Путина".