• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сила государства — в мозгах власти

Московская правда. 14 августа 2007

После революции страна тоже лишилась немалой части элиты, но большевики компенсировали эти потери за счет крестьянства, давшего основную массу талантливых организаторов производства, инженеров, ученых, военачальников и т. д. Ныне такого резерва у нас нет. Как сказал глава Центра развития информационного общества Игорь Юргенс, многие наши проблемы упираются в не растущий уровень интеллектуальных возможностей: "Мы раскатываем очень тонкий интеллектуальный слой по очень большой территории".

Специально не занимаясь изучением наших социальных болячек, а только раскрывая, причем нередко наугад, газеты или просматривая статьи в Интернете, я получаю удручающую картину. Люди страдают от безденежья, боятся, что скоро не смогут оплачивать постоянно растущие счета на электроэнергию, газ, услуги ЖКХ, не смогут платить налоги за квартиры и дома по рыночной стоимости жилья. Своими глазами вижу происшедшее совсем недавно повышение цены на самый ходовой продукт в России - хлеб, на масло, сыр, мясо и т. д. Обращаю внимание на тревожную констатацию главного санитарного врача России Геннадия Онищенко: "Пивной алкоголизм - страшная катастрофа, которая у нас уже произошла. Пиво надо вообще считать алкоголем и не рекламировать его в электронных средствах массовой информации. А электронные СМИ развели настоящий пивной беспредел!.. Понятно, что это рассчитано прежде всего на молодежь".

Спрашивается, а где же власть? Разве ей нужны мало на что способные пьяницы, при том что алкоголизм чрезвычайно быстро распространяется среди молодежи и, что самое страшное, женщин?! Кто же тогда будет рожать здоровых детей? И как это вяжется с озвученной идеей "сбережения народа"?

Он же, Онищенко, говорит о том, что "сегодня у 40 миллионов людей, живущих ниже черты бедности, нет возможности поесть даже один раз в день". Допустим, он имел в виду качественную или просто горячую пищу, но то, что проблема элементарной еды остро стоит перед миллионами россиян, это факт и это позор для такой страны, как Россия.

Сообщения "Известий" тоже не радуют. По их данным, в стране 6 миллионов несовершеннолетних находятся в социально неблагополучных условиях, 2 миллиона неграмотны, 700 тысяч - сиротские дети, 148,6 тысячи несовершеннолетних детей стали преступниками, 24,1 тысячи добровольно ушли из дома, 23,7 тысячи пропали без вести.

Автор статьи, помещенной на страницах еженедельника "Аргументы и факты", ссылаясь на данные оперативных органов, дает не менее тревожную статистику. Ежегодно около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями и многие из них умирают. Более 50 тысяч детей бегут из домов, спасаясь от пап и мам. Объективно говоря, это картина тяжело больной духовно и нравственно страны. И тут уж лучше быть обвиненным в "очернительстве", чем в безразличии к тому, что происходит в твоей, а не в "этой" стране.

Можно не сомневаться, что у будущих историков наберется немало вопросов по поводу ситуации в постсоветской России. Но главным из них будет один: почему после демократической революции конца 1980-х - начала 1990-х годов, начавшейся под флагом борьбы с привилегиями советской номенклатуры, так быстро интересы рожденной этой революцией власти сместили с решения острейших социально-экономических проблем в интересах большинства на удовлетворение интересов и прихотей - неважно, личного, группового или престижного характера - меньшинства?

Осмелюсь утверждать, что ответа на эту "загогулину" зарубежные историки не найдут. Судя по тому, что сейчас о нас пишут в западных СМИ, вся проблема сведется к личности Путина. К его авторитарному складу характера, "кагэбэшному" прошлому, к тому, что он посадил на ключевые посты в государстве "силовиков", умеющих только либо подчиняться, либо приказывать, но не вести дискуссию с обществом, и т. д. и т. п. Для ответа на вопрос необходимо не только хорошо знать историю страны, но и чувствовать умонастроения, знать особенности архетипа и многое другое.

На "российском фронте" без перемен:

Чтобы раскрыть "загадочную русскую душу" и "умом понять" Россию и самих себя, приходится вновь и вновь обращаться к крупнейшим отечественным мыслителям, и прежде всего к Чаадаеву и Бердяеву.

Долгое время мы не вникали в предостережения Чаадаева насчет того, что мы то и дело возвращаемся на круги своя, тем более что большевики считали, что они могут не только взять любую крепость, но и сказку сделать былью, и плохо было тому, кто пытался это оспорить. Но, увы, в ХХ веке мы дважды радикально меняли вектор общественного развития и дважды распадались как великая страна. И каждый раз несли колоссальные потери, прежде всего - обедняя свой генофонд и культуру.

Особо трудно восполнимые (если вообще восполнимые) потери в качестве населения за счет "утечки мозгов" мы несем и сейчас. После революции страна тоже лишилась немалой части элиты, но большевики компенсировали эти потери за счет крестьянства, давшего основную массу талантливых организаторов производства, инженеров, ученых, военачальников и т. д. Ныне такого резерва у нас нет. Как сказал глава Центра развития информационного общества Игорь Юргенс, многие наши проблемы упираются в не растущий уровень интеллектуальных возможностей: "Мы раскатываем очень тонкий интеллектуальный слой по очень большой территории".

И действительно, за постсоветские годы у нас не появилось ни одного эпохального открытия, ни одной известной на весь мир технологии, и даже в военной области мы лишь модернизируем то, что было сконструировано еще в СССР. А тем временем сотни миллиардов долларов уводятся из страны, в том числе государством, словно они не нужны нам самим. В то время как "деньги - как воздух - необходимы на модернизацию экономики, на развитие науки и техники, всевозможное стимулирование интеллектуального труда", - говорит директор Института экономики РАН Руслан Гринберг.

Но если и далее будет проводиться та политика, которая ныне проводится (и прежде всего в экономической и социальной областях), то нельзя исключить новой смены вектора общественного развития, а скорее и нового распада государства. К слову сказать, независимыми экспертами экономическая политика нашего правительства названа "неразвитием". Как считает Руслан Гринберг, "за политикой неразвития, которая проводится у нас уже не один год, стоит договоренность между развитыми странами и генералами нашего ТЭК". Есть имитация развития в виде разного рода проектов, но нет самого развития, которое требует системности и которое должно было бы стать главным национальным проектом. У большевиков такая системность была, были и мобилизующие лозунги для решения наиболее актуальной задачи на каждом этапе развития.

У либералов такой системности просто быть не может, поскольку по-прежнему уповают на максиму Адама Смита, что рынок сам все поставит на места. И нельзя сказать, что они не правы. В условиях глобальной экономики он, мировой рынок, однозначно нас поставит на место производителя сырья, нужного высокоразвитым странам. Только нужно ли это нам самим?!

Так случилось, что в этом году у нас было много круглых дат с цифрой "7". Февральская и Октябрьская революции 1917 года, уничтожение в 1937 году Сталиным и его ближайшим окружением самых талантливых военачальников, победа Хрущева над "антипартийной группировкой" в лице Молотова, Маленкова, Кагановича и Ко в 1957 году. В июле отмечается дата гибели императора Николая II и его семьи, и большую статью "Уроки Романовых" опубликовал в "Литературке" бывший помощник Ельцина Дмитрий Рюриков. (Сетовал на то, что напрасно-де дискредитировали Романовых, и заявил, что вообще нам никакая революция была не нужна.)