• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Расходы на экономию

Секрет фирмы. 2007. № 33. 27 августа

Столь же неудачной считают эксперты идею Олимпийской государственной корпорации, законопроект о создании которой Госдума планирует принять к концу октября. "Госкорпорации нужны для концентрации всех ресурсов страны на решении какой-то исключительно важной задачи, которую иначе не решить", уверена профессор кафедры институциональной экономики ГУ-ВШЭ Светлана Авдашева.

Российские власти увлеклись созданием государственных корпораций. Сумеют ли эти компании тратить бюджетные деньги эффективнее, чем непосредственно государство?

Сокрушительное фиаско в реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) привело российских чиновников к мысли передать контроль над расходованием средств на закупку препаратов специально созданной государственной корпорации.

На прошлой неделе стало известно о существовании "Концепции создания национального координационного распределительного центра „Фармацевтический логистический комплекс""(ФЛК), разработанной некими силовыми ведомствами. По сведениям участников фармрынка, автором документа могла выступить Межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по охране здоровья населения.

Согласно концепции, ФЛК станет посредником между производителями лекарств и дистрибуторами, победившими в региональных аукционах на участие в программе. Получив таким образом монопольное право на закупку препаратов, госкорпорация замкнет на себя все финансовые потоки системы ДЛО (в 2006 году в рамках этой программы было выписано лекарств на 74 млрд руб.). По замыслу авторов концепции, создание ФЛК позволит уже в 2008 году сэкономить 4 млрд руб. бюджетных средств за счет исключения дистрибуторской маржи.

Однако эксперты в этом сомневаются. "Все цены и наценки и раньше регламентировались Росздравнадзором,— поясняет гендиректор DSM Group Александр Кузин.— Появление еще одного участника программы к экономии привести никак не может".

Зато оно может отрицательно сказаться на оперативности поставок, считает генеральный директор маркетинговой компании RMBC Мария Денисова. И, наконец, нововведение рискует заметно снизить интерес к участию в программе ДЛО со стороны крупных оптовых операторов, которым теперь отводится роль простых логистов. В итоге, вместо регулирования рынка ФЛК может просто уничтожить на нем конкуренцию.

Столь же неудачной считают эксперты идею Олимпийской государственной корпорации, законопроект о создании которой Госдума планирует принять к концу октября. "Госкорпорации нужны для концентрации всех ресурсов страны на решении какой-то исключительно важной задачи, которую иначе не решить", уверена профессор кафедры институциональной экономики ГУ-ВШЭ Светлана Авдашева. А в случае со строительством сочинской инфраструктуры, хотя проведение в России Олимпийских игр и выглядит проектом достаточно глобальным, гораздо проще было бы сформулировать цель каждого конкретного госзаказа и выставить его на тендер — вместо того чтобы формулировать задачу для сложной структуры, которой придется выполнять очень много функций.

При этом издержки на ее содержание заметно увеличат олимпийский бюджет. Так, полторы недели назад министр транспорта Игорь Левитин сообщил, что только на развитие транспортной инфраструктуры Сочи потребуется свыше 190 млрд руб., при том что изначально на эти цели планировалось потратить 115,9 млрд. руб.

Общий бюджет Олимпиады-2014 на данный момент составляет $12,5 млрд, тогда как год назад предполагалось, что расходы составят от $3 до 5 млрд. "Уровень коррупции в таких организациях зачастую выше, чем при общении частной компании с государственными чиновниками. Но даже если деньги не разворуют, израсходовать придется все равно больше, чем было запланировано",— не сомневается Светлана Авдашева. Расходуя средства налогоплательщиков, менеджеры госкорпораций не заинтересованы искать дешевых поставщиков.

Впрочем, плодя госкомпании, государство стремится не только решить проблему "распиливания" бюджетных средств, но и обеспечить хоть какой-то централизованный контроль над этим процессом. "По крайней мере, будет человек, который ответствен за данную тему, которого всегда можно вызвать на ковер и спросить с него",— предполагает начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов.

Однако, когда задач у компании слишком много, собственника проще ввести в заблуждение, и ему сложно уличить руководителей в том, что они эти задачи не выполняют.