• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тихий крейсер

Огонек. 2007. № 38. 17 сентября

По словам главного аналитика инвестиционной компании "Тройка Диалог" Евгения Гавриленкова, "при Фрадкове изменилось отношение государства к экономике. Государство все больше вмешивается в нее и отходит от либеральной экономической модели".

Общество привыкло считать Михаила Фрадкова "техническим премьером". Эксперты же говорят о нем иначе—влиятельный и профессиональный. Есть и более прочувствованные отзывы: "крейсер, который не делает резких поворотов", "хороший номенклатурный работник", "великолепный аппаратчик"

Когда в марте 2004-го Михаил Фрадков занял кресло премьера, экономика страны бурно росла, но рост этот полностью зависел от высоких цен на нефть. Стоит им упасть, и страну накроет кризис, пугали эксперты. Подготовить экономику к падению цен на энергоносители, сделать ее более независимой от нефти — вот главная цель, которая стояла перед премьером. При этом добиться ее предстояло рука об руку с давними идеологическими противниками—либеральными министрами Германом Грефом и Алексеем Кудриным.

НЕФТЬ Частично задачу решить удалось—изменилось качество экономического роста.

"Раньше экономика росла в основном за счет повышения цен на энергоносители. Теперь же идет рост в перерабатывающих отраслях промышленности,—говорит первый зампред комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев.

—В прошлом году нефть и газ обеспечили чуть более двух процентов роста ВВП, а остальное—уже реальный сектор".

"Мы переходим от роста, основанного на экспорте энергоносителей, к росту за счет внутреннего потребления и инвестиций",—подтверждает экономист "Атон-Брокера" Владимир Осаковский.

Но удалось ли нам уйти от нефтяной зависимости?

"К сожалению, диверсифицировать экономику не удалось,—считает зам. гендиректора "Финам. ру" Сергей Кудряшов.—При столь высоких ценах на нефть усилия властей тщетны. Так, даже если будут реализованы нацпроекты, программы развития нанотехнологии, авиастроения, ВПК—все это принесет стране миллиарды долларов в год. А экспорт одной лишь нефти приносит 10 миллиардов долларов в месяц.

В итоге колебания цены на нефть на 10 процентов значат для нашей экономики больше, чем все успехи в авиастроении".

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

По словам председателя организации предпринимателей "Деловая Россия" Бориса Титова, правительство Михаила Фрадкова впервые за долгое время стало проводить промышленную политику. "Готовятся стратегии развития лесного комплекса и сельхозмашиностроения",—радуется Борис Титов.

"При нем был создан Банк развития, который должен стимулировать развитие именно реального сектора экономики,—говорит президент организации предпринимателей "Опора России" Сергей Борисов,—также Фрадков активно поддерживал принятие антимонопольного законодательства, закона о конкуренции".

"Это заслуга Фрадкова",— подтверждает Борис Титов.

Ему ставят в заслуги снижение инфляции и сохранение Стабфонда, то есть повышение стабильности экономики в целом. Благодаря этому иностранцы начали активно инвестировать в российские предприятия и открывать здесь собственные фабрики и заводы.

ГОСКОРПОРАЦИИ

Назвать рост экономики завоеванием одного Михаила Фрадкова все же нельзя, он начался еще раньше. Другое дело—госкорпорации и проникновение власти в стратегические отрасли.

По словам главного аналитика инвестиционной компании "Тройка Диалог" Евгения Гавриленкова, "при Фрадкове изменилось отношение государства к экономике. Государство все больше вмешивается в нее и отходит от либеральной экономической модели".

Фрадков использовал для вмешательства в экономику широкий набор инструментов—от госкорпораций до частно-государственного партнерства. Многие из них разработаны именно в период его правления. Однако, по мнению ряда экономистов, такая политика весьма опасна.

"При Фрадкове был взят курс на ренационализацию крупных предприятий, причем не только в нефтегазовой отрасли,—говорит старший эксперт Института экономики переходного периода Сергей Жаворонков.—Часто государственные компании ведут себя как рейдеры, пренебрегают законом, а это ухудшает инвестиционный климат".