• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Премьер-лига "Проблема-2008" не должна больше волновать ни электорат, ни элиту. Практически весь кабинет Виктора Зубкова ходит в потенциальных преемниках — выбирай любого

Итоги. 2007. № 40. 1 октября

Со сменой премьера и правительства поменялась и ситуация. Курирующий финансо-экономический блок вице-премьер будет не только формировать бюджет, но и контролировать эффективность расходования выделяемых различным отраслям средств. "Этим назначением президент вместе с новым премьером дают сигнал тем, кто рассчитывает на бюджетные средства: Кудрин на месте, отстаньте!" — считает научный руководитель ГУ — Высшей школы экономики Евгений Ясин.

ПАУЗА, ВЗЯТАЯ ВЛАДИМИРОМ ПУТИным, до последнего не разглашавшего кадровый состав нового правительства, выдержана в лучших мхатовских традициях. Даже великий Станиславский принужден был бы воскликнуть: "Верю!" Впрочем, система власти у нас выстроена таким образом, что режиссером в большом театре российской политики может выступать только сам Путин. По крайней мере до весны 2008 года. Ну а то, каким будет продолжение, будет ли это сиквел или принципиально новый сюжет, зависит во многом от успеха нынешней премьеры.

С точки зрения "надковерной" политики — никаких заметных изменений, главная сенсация — полное отсутствие сенсаций. Вопреки "информации из надежных источников" остались на своих постах первые вице-премьеры Дмитрий Медведев и Сергей Иванов. Не совершила путешествия из Петербурга в Москву Валентина Матвиенко, которую, по "достоверным данным", хотели бросить на привычную для нее социалку. Не отошел от главного рубильника страны Анатолий Чубайс, прочимый на пост главы Минэнерго.

Кстати, не появилось и самого Минэнерго, равно как и Минпрома, Минсоцразвития и Минздрава, — размножение ведомств делением пока отменяется.

Впрочем, "обычное" размножение все-таки состоялось: структура правительства обогатилась госкомитетами по рыболовству и по делами молодежи. Но их появление никак нельзя назвать неожиданным — идеи, что называется, висели в воздухе. Первая — относительно "главрыбы" — прочно повисла после недавнего астраханского заседания президиума Госсовета, на котором ребром был поставлен этот вопрос. Идея "главмолодежи" тоже появилась не на пустом месте, а на завидовской поляне, где глава государства пообщался с представителями прокремлевских молодежных движений (дело было еще в июле).

Вряд ли кто-то удивился и трем произведенным отставкам. Михаила Зурабова и Владимира Яковлева не бранил только ленивый. С Германом Грефом несколько другая история. Тот сам всем рассказывал о своих "дембельских" настроениях — мол, караул, устал. И это тот редкий случай, когда подобным признаниям можно верить: нет, не производил в последнее время Герман Оскарович впечатление человека, готового "к труду и обороне". Удивление вызвало несостоявшееся увольнение — министра обороны Анатолия Сердюкова, зятя нынешнего премьера, подавшего рапорт об отставке.

Но, очевидно, "семейственность" была признана меньшим злом, нежели демонстрация слабости в кадровой политике.

Вместе с тем утверждать, что перемена слагаемых совершенно не поменяла сумму, было бы в корне неверно. Просто изменения эти касаются не высокой политики, а той сферы, которой, собственно, и призвано в первую очередь заниматься правительство, — социально-экономической. Несмотря на "точечность" произведенной настройки, новый кабинет министров оказался значительно более либеральным, чем предыдущий. Самая существенная, знаковая перемена — повышение до вице-премьера министра финансов Алексея Кудрина. Статус неформального лидера "либерального крыла" в правительстве теперь закреплен юридически.

Министром здравоохранения и социального развития стала давний соратник Кудрина Татьяна Голикова (бывшая замминистра финансов). Во главе МЭРТ — тоже "ультралиберал" Эльвира Набиуллина, один из главных инициаторов и разработчиков структурных преобразований в экономике, до недавнего времени возглавлявшая интеллектуальный штаб реформ, Центр стратегических разработок. Далеко не из консерваторов и новый глава Минрегиона Дмитрий Козак.

В его послужном списке сразу две либеральные реформы — судебная, приблизившая постсоветскую Фемиду к мировым стандартам, и административная, образцом для которой послужила американская модель. С последней, правда, вышла накладка: импортная структура правительства, по признанию президента, плохо прижилась на родной почве.

Словом, либеральный "дрим-тим".

Показательно и то, что "новички" сразу же оказались в фаворе у главы кабинета: Козак, Набиуллина и Голикова составят постоянную "свиту", которая будет сопровождать Виктора Зубкова в поездках по регионам.

Похоже, "важнейшим из искусств" для нас снова становится экономика. Все это, однако, ничуть не противоречит тезису о предвыборном характере произведенных перемен: очевидно, что копья в ходе предстоящих парламентской и президентской баталий будут ломаться не вокруг идеи "суверенной демократии", а вокруг возможных направлений экономического развития страны. Таковых по большому счету два. Или интервенционизм, то есть масштабные вливания государства в производство товаров и услуг плюс повышение таможенных пошлин, квотирование импорта и прочее. Или либерализм — минимизация участия государства в хозяйственной деятельности общества. Но это если рассуждать теоретически. На практике у нас обычно получается нечто среднее.

Минус этого компромисса в том, что приходится постоянно поддерживать баланс разновекторных интересов, в том числе и путем смены правительств. "Президент просто вновь восстановил систему сдержек-противовесов в кабинете министров", — объясняет перемены в Белом доме замглавы думского комитета по экономической политике Алексей Лихачев. И с этим вполне можно согласиться. Правда, если, отправив в отставку правительство Михаила Касьянова, президент понизил "вес" либералов, уравнивая их с интервенционистами, то на этот раз все произошло ровно наоборот.

В последние годы влияние интервенционистов в кабинете Михаила Фрадкова неуклонно возрастало. Была повышена планка отсечения цены на нефть, доходы от превышения которой поступали в стабфонд, созданы бюджетные фонды, финансировавшие различные проекты в отдельных отраслях, — Инвестиционный, Венчурный и тому подобное, образован ряд госкорпораций, практически полностью национализирована нефтяная отрасль... В последние два года Кудрин был, пожалуй, единственным чиновником, выступавшим за умеренность в госрасходах.

При этом он вынужден был вести напряженные дискуссии не только с Сергеем Ивановым или с Виктором Христенко, но и со своим давним приятелем Германом Грефом, также причисляющим себя к стану либеральных экономистов: как полагают эксперты, МЭРТ постепенно превращалось из "штаба реформ" в "госинвестора". Со сменой премьера и правительства поменялась и ситуация. Курирующий финансо-экономический блок вице-премьер будет не только формировать бюджет, но и контролировать эффективность расходования выделяемых различным отраслям средств. "Этим назначением президент вместе с новым премьером дают сигнал тем, кто рассчитывает на бюджетные средства: Кудрин на месте, отстаньте!" — считает научный руководитель ГУ — Высшей школы экономики Евгений Ясин.

Похожие характеристики можно выдать и двум другим назначенцам. Татьяна Голикова известна как очень жесткий администратор, умеющий максимально четко аргументировать и отстаивать свою позицию. А про Эльвиру Набиуллину много говорит тот факт, что ее уход с поста первого замглавы МЭРТ (в ЦСР) совпал с началом реализации интервенционистских инициатив министерства.

Конечно, все это еще не означает полной победы "либерального крыла". Так, например, об экономических воззрениях Дмитрия Козака, под управление которого переходят значительная часть инвестфонда и федеральных целевых программ, ровным счетом ничего неизвестно. Направит ли он свои лоббистские усилия на увеличение финансирования или будет довольствоваться тем, что уже выделено Минфином? Очевидно, что должность заставит его лавировать между требованиями либералов и интервенционистов.

Представляя новый кабинет министров, Владимир Путин заметил, что выборы не должны влиять на эффективность работы кабинета. Уравновешивание наших белодомовских "тори" и "вигов" как раз и призвано обеспечить выполнение этой задачи — никаких крайностей, никаких экспериментов в выборный период.

Что должно быть на первом месте, сказано четко и ясно: пенсии, зарплаты, отопительный сезон. А "проблема-2008" не должна волновать ни электорат, ни элиту.

Главное ведь — преемственность курса, и чем глубже эта колея, чем меньше на ней неожиданных виражей, тем меньшее значение имеет то, кто станет возницей.

Не случайно чуть ли не все правительство ходит сегодня в потенциальных преемниках — выбирай любого.

Хотя, конечно, кое-какие ограничения при этом непростом выборе, несомненно, присутствуют. Если исходить из президентской логики, это не должен быть ни ярый либерал, ни убежденный дирижист. В человеке, если он метит в главное кресло страны, все должно быть сбалансированно. Примерно так, как в нынешнем кабинете министров.