• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неделя

REN TV. 2 декабря 2007

ЕВГЕНИЙ ЯСИН (руководитель Высшей школы экономики): Проявление борьбы между либералами и силовиками, так, довольно условное разграничение, правда, мы знаем, что, так сказать, арестовать может только одна из этих групп, а другая подобным инструментом не располагает.

В: В четверг на волю после наказания в пять дней лишения свободы вышел лидер Объединенного гражданского фронта, Гарри Каспаров. Его задержали в прошлую субботу после участия в акции протеста. Учитывая, что сегодня День тишины и, по закону, мы не можем сегодня говорить о политике и избирательной кампании, мы не можем сейчас сообщать вам и детали этой истории так, чтобы не нарушить закон. Оставим подробности до следующей недели, а сейчас предоставим слово самому Гарри Каспарову. Он жалуется на незаконность ареста и сфабрикованные, по его мнению, доказательства вины, но не на сами условия содержания в тюрьме.

ГАРРИ КАСПАРОВ: У меня непосредственно к ним, вот к этим людям, к офицерам или тем... к персоналу вот этого помещения у меня никаких претензий нет. У меня были карманные шахматы, у меня было несколько газет, журналов, у меня был сборник... у меня был сборник этюдов, то есть, там просто... мне даже доска не нужна, я могу тренировать у себя в голове, то есть, без доски. То есть, в целом, я говорю, они дали... создали относительно сносные условия проживания, хотя, как бы, я туда не рвусь обратно.

В: Накануне выборов разгорелся грандиозный скандал, затронувший финансовую и политическую элиту страны. Так называемое дело Сторчака грозит стать, если не русским Уотергейтом, то чем-то очень похожим. Замминистра финансов Сергей Сторчак был задержан 15 ноября, с ним еще два человека из неправительственных структур, им предъявлено обвинение в покушение на хищение государственных средств в особо крупных размерах, Сторчак в министерстве занимался переговорами с международными организациями. Как специалист оценивался очень высоко, на этой недели глава Минфина Алексей Кудрин перешел в наступление, попросив освободить Сторчака из-под стражи, он подверг сомнению выдвинутые против высокопоставленного чиновника обвинения, а в пятницу и вовсе грянула сенсация, совладелец промышленно-финансовой группы "Финанс-Групп" Олег Шварцман вдруг публично разоблачил финансовые схемы по которым российские силовики будто бы ведут собственный миллиардный бизнес. Есть ли связь между этими событиями последних дней и что такое Уотергейт по-русски выяснял Вадим Кондаков.

КОР: Около 5 часов адвокат Сергея Сторчака пытается попасть в Лефортовское СИЗО.

АДВОКАТ: Сегодня с 8 утра, поэтому надеюсь что все-таки попаду сегодня.

КОР: Что большая очередь?

АДВОКАТ: Да, большая очередь.

КОР: Очередь потому что не хватает комнат для бесед подследственных с адвокатами. Здесь, в Лефортово, заместитель министра финансов уже более 2 недель. Его арестовали по обвинению в покушении на хищение государственных средств. Задержание Сторчака вызвало громкий скандал. Ведь это не рядовой чиновник, а заместитель и соратник вице-премьера Алексея Кудрина, который все последнее время выглядел явно подавленным. Но при этом активно выступал за освобождение своего подчиненного.

АЛЕКСЕЙ КУДРИН (вице-премьер Правительства, министр финансов РФ): Есть ряд вопросов, которые мне, конечно, необходимо с ним обсуждать. Сейчас уже на данный момент, задержка во встрече начинает негативно сказываться на переговорных процессах.

КОР: Чтобы помочь заму выйти на свободу Кудрин даже вызывался стать его поручителем, а это означает. что вице-премьер в случае бегства Сторчака, например, за границу будет вынужден платить за него денежный штраф.

АЛЕКСЕЙ МУХИН (директор Центра политической информации): По сути взяв на себя участок работы, которым Сторчак занимался в Минфине, Алексей Кудрин взвалил на себя и всю полноту ответственности за своего подчиненного и это неудивительно, удар по Сторчаку означает удар по личной репутации Алексея Кудрина, которого в последнее время прочили в премьер-министры.

КОР: Но похоже Кудрин более, чем уверен в том, что его зам не только не скроется, но и вовсе не виноват в том, в чем его обвиняют. А суть претензий следственного комитета в том, что Сторчак якобы одобрил возврат бюджетных денег в кассу частной компании "Садексим".

Если упростить путанные финансовые операции, то выглядит это примерно так. У Алжира существовал долг перед Россией в размере почти 5-ти миллиардов долларов. В 96-м году Содэксим выкупило у государства часть этого долга. В дальнейшем компания хотела вероятно взыскать с Алжира эту сумму за счет поставок в Россию товаров из Африки, однако в прошлом году Москва простила Алжиру его долг и получилось, что и Содэксим уже не мог требовать свои деньги с алжирцев. И вот недавно компания решили взыскать свою часть долга с российского бюджета. С процентами получилось более 40-ка миллионов долларов. Сторчак, который занимался в Минфине проблемой внешних долгов не возражал против этого. Адвокат Игорь Пастухов рассказывает, что его подзащитный и сегодня считает, что государство должно вернуть частной компании деньги, когда-то перечисленные в госбюджет.

И. ПАСТУХОВ (адвокат С. Сторчака): Он объясняет, что как экономист, он понимал, государство деньги получило, организация, которая вступила с государством в отношения, ничего взамен не получила.

КОР: Но в Следственном комитете считают иначе и уверены, что сейчас Сторчаку самое место в "Лефортово".

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ: "Он может скрыться от предварительного следствия или суда, заняться преступной деятельностью, угрожать свидетелям или иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства, а также предметы и документы, местонахождение которых устанавливается с целью изъятия и приобщения к уголовному делу".

КОР: Деловая газета "Ведомости" внимательно следит за судьбой арестованного зам. министра. И журналист Надежда Иваницкая поинтересовалась у Алексея Кудрина "А что сейчас стало со спорным долгом "Садексима"?"

Н. ИВАНИЦКАЯ (корреспондент отдела экономики газеты "Ведомости"): Минфин продолжает утверждать, что урегулировать этот долг необходимо и продолжает готовить документы, чтобы этот долг выплатить.

КОР: Михаил Задорнов как никто другой знает что такое урегулирование внешних долгов. Сегодня он возглавляет крупный банк, а в конце 90-х был и министром финансов и спецпредставителем по переговорам с международными финансовыми организациями.

Задорнов уверен в том, что Сторчак не мог единолично распорядиться бюджетными деньгами.

МИХАИЛ ЗАДОРНОВ (в 1997-1999 гг. министр финансов РФ): Я твёрдо себе представляю эту процедуру, это решение правительства, которое оформляется соответствующим постановлением. То есть, это коллегиальное решение.

КОР.: Многие, кто представляет себе процедуру принятия решения по госдолгу, не сомневаются в том, что Сторчака арестовали из-за политики. Якобы для того, чтобы нанести удар по его шефу, Алексею Кудрину, который олицетворяет так называемый "либеральный блок в правительстве" и которому противостоит группа людей, называемых "силовиками".

ЕВГЕНИЙ ЯСИН (руководитель Высшей школы экономики): Проявление борьбы между либералами и силовиками, так, довольно условное разграничение, правда, мы знаем, что, так сказать, арестовать может только одна из этих групп, а другая подобным инструментом не располагает.

КОР.: Косвенным подтверждением схватки между условными группами "либералов" и "силовиков" стало сенсационное интервью президента мало известной компания "Финанс-групп" Олега Шварцмана газете "Коммерсантъ". От таких откровений в России давно уже все отвыкли.

ОЛЕГ ШВАРЦМАН (президент Финанс Групп"): "Мы очень тесно афеллированны с некоторыми политическими фигурами и управляем их активами, имеем отношение и с администрацией президента, и с ее силовым блоком. Там разные офшоры. кипрские и другие компании, это не руководство администрации президента, это члены их семей, высокопоставленные люди, есть и "физики" (физические лица) все близкие, ФСБшники или СВРовцы".

КОР: Сразу после публикации этого громкого интервью появились мнения, мол либералы мстят силовикам за арест Сторчака и разглашают такие скандальные сведения устами господина Шварцмана. А иначе с чего бы это мало кому известному бизнесмену пришло в голову выдавать такие тайны, ведь это равносильно самоубийству.

ОЛЕГ ШВАРЦМАН (президент Финанс Групп"): "Наши коллеги из ФСБ решили, что должна возникнуть организация, которая будет "ходорковских" всяких наклонять, нагибать, мучить, выводить на социальную активность.

КОР: Олег Шварцман даже показал журналистам "Коммерсанта" флаг этой самой организации "Союза социальной справедливости". А вот страничка господина Шварцмана на сайте "Одноклассники", тут он зарегистрирован под именем Олега Ш. Здесь фотографии на отдыхе, видимо с женой и детьми.

Обозреватель "Коммерсанта" Максим Кваша, который взял у Шварцмана нашумевшее интервью, говорит, что общался с бизнесменом за неделю до ареста Сторчака. Также журналист опроверг слухи о том, что его собеседник был, якобы, под воздействием неких психотропных веществ.

МАКСИМ КВАША (обозреватель газеты "Коммерсант"): Человек был абсолютно адекватен. Первая мысль - я не поверил своим ушам. И не поверил, что мне когда-либо в жизни это интервью, что называется, согласуют.

КОР: Но Олег Шварцман дал добро на публикацию. И теперь, как говорит Максим Кваша, не откликается на телефонные звонки. А Сергей Сторчак с журналистами общаться сейчас вообще не может. Но уже в ближайший понедельник после заседания Мосгорсуда станет понятно - сумеет ли замминистра финансов выйти на свободу и лично ответить на обвинения следственных органов.