• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Плюс модернизация всей страны

Независимая газета. 13 ноября 2009

Научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин: "Путь к модернизации и выходу из кризиса лежит в тех самых четырех нацпроектах, которые курировал нынешний президент, находясь в должности вице-премьера".

Дмитрий Медведев вчера выступил со своим вторым Посланием Федеральному собранию. Обращение президента к нации было самым долгим за всю историю современной России - он говорил 1 час 40 мин. Большую часть Послания он посвятил теме модернизации. Медведев фактически озвучил программу стратегического развития страны на десятилетия вперед. А вот политическую реформу глава государства отправил в регионы. При этом он предупредил оппозиционные фракции, что им не следует раскачивать политическую лодку.

Глава государства появился в зале ровно в полдень. За минуту до него туда вошел премьер-министр Владимир Путин в сопровождении спикеров обеих палат парламента Бориса Грызлова и Сергея Миронова. Собравшиеся приветствовали президента аплодисментами стоя. Начал выступление президент с отсылки к своей статье "Россия, вперед!". Он раскритиковал устройство российской экономики в эпоху Владимира Путина. "Пока росли цены на нефть, у многих, почти у всех были иллюзии, что структурные реформы могут подождать", - заметил он. "Больше медлить нельзя. Модернизация и технологическое обновление всей государственной сферы - вопрос выживания в современном мире", - заявил он. Камера в это время то и дело концентрировалась на премьере Путине. По выражению его лица было заметно, что слова Медведева его не сильно радуют. Однако взгляд премьера ничуть не смутил Медведева. Он говорил о необходимости перевода экономики на инновационные рельсы примерно час.

Обещания даны, но будут ли они выполнены?

Экономическая часть президентского Послания была довольно пространной. Глава государства говорил о необходимости новой налоговой реформы, о госкорпорациях, о производстве водородного топлива и новых двигателей для полетов на другие планеты. Ветеранам Великой Отечественной войны в очередной раз обещано улучшение жилищных условий, а всему населению - обеспечение качественными и доступными лекарствами. Пообещал президент и "принять оперативные меры, чтобы не допустить резкого падения уровня жизни в моногородах".

Будут ли выполнены эти обещания на высшем уровне обеспечить население "качественными и доступными лекарствами", если за полгода эпидемии свиного гриппа правительство так и не смогло обеспечить доступность даже примитивных марлевых повязок? Да и обещание президента обеспечить нуждающихся фронтовиков социальной нормой жилья на самом деле зачастую не выполняется (см. "НГ" от 21.10.09).

Абстрактный характер большой части экономических тезисов президента подтвердили вчера даже ближайшие помощники Дмитрия Медведева. Сразу же после оглашения Послания помощник президента по экономике Аркадий Дворкович заявил, что реальные налоговые изменения и снижение налоговой нагрузки в России можно ожидать не раньше 2012 года. Кроме того, как пояснил Дворкович, конкретно говорить о льготах для бизнеса при замене единого соцналога страхвзносами пока рано.

Спорными показались экспертам и те пять экономических приоритетов, на которых настаивает президент. По его словам, приоритетами модернизации экономики и технологического развития являются "внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности". Однако экономисты считают, что президент напрасно исключает из списка приоритетов жилищное строительство или образование.

"Путь к модернизации и выходу из кризиса лежит в тех самых четырех нацпроектах, которые курировал нынешний президент, находясь в должности вице-премьера. Жилье, медицина и образование - это вовсе не способ кого-то облагодетельствовать. Это те направления, которые могут создать наибольший рыночный спрос и одновременно обеспечить рост благосостояния и сбережение нации", - говорит научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. По его словам, Дмитрию Медведеву нужно более внимательно отнестись к подбору советников. "Президенту иногда вкладывают в уста такие вещи, которые смешат и раздражают население", - отмечает Евгений Ясин.

Впрочем, некоторые рекомендации президента выглядят вполне реально. Например, пожелание преобразовать госкорпорации в акционерные общества. Другой вопрос - вызовет ли это преобразование рост эффективности госрасходов и не превратятся ли они в новые "газпромы". При этом весьма вероятно, что акционирование госкорпораций может пройти в интересах их нынешних руководителей.

Политическая трансформация регионов

Как и предсказывала "НГ", Медведев направил политическую реформу, предложенную им год назад, в регионы. Говорить о ней он начал ближе к концу выступления. Как и в прошлый раз, им было сформулировано десять шагов. Правда, для начала президент отметил, что многопартийная система в целом сложилась и партии прошли испытание временем. Однако, по его словам, "есть проблемы в организации выборов, низкий уровень политической культуры". Первая инициатива президента - ввести критерии численности депутатов законодательных собраний субъектов Федерации. Медведев с недоумением заметил, что в многомиллионной экономически сильной Москве всего 35 членов парламента, а в Народном Хурале Тувы, где население в 30 раз меньше, - 162. "Нужно подумать о гибком выравнивании этих перекосов", - озадачил он аудиторию.

Второй шаг - гарантировать всем партиям, имеющим представительство в региональных парламентах, право формировать фракции, а также занимать руководящие посты в заксобраниях. Кроме того, по словам президента, депутаты всех фракций должны осуществлять свою работу на постоянной основе. Об этом Медведева попросили оппозиционеры еще на весенней встрече. Третье предложение - обеспечить в региональных законодательствах специальную федеральную норму о барьере в 5% для малых партий.

Четвертое предложение Медведева - освободить непарламентские партии, имеющие представительство в заксобраниях, от сбора подписей на региональных и муниципальных выборах. Глава государства считает, что со временем вообще можно будет отказаться от практики сбора подписей на любых выборах. "Наше законодательство и так достаточно требовательно к партиям", - аргументировал он. Пятый шаг - одно заседание в году региональные палаты должны посвятить заслушиванию докладов представителей непарламентских партий. Кроме того, Медведев убежден, что оппозиция должна получить право работать в местных избиркомах.

Шестое предложение - навести порядок с досрочным голосованием на всех видах выборов, а также с голосованием по открепительным удостоверениям.

Седьмым пунктом Медведев предложил во всех субъектах России принять законы о равенстве партий в эфирах региональных телекомпаний. А также рекомендовал Госдуме, Совету Федерации и Конституционному суду обеспечить "прямые трансляции заседаний". Хотя обе палаты парламента и без того можно наблюдать в Интернете. Восьмая инициатива побуждает губернаторов выступать с ежегодными обращениями-отчетами к региональным депутатам. Девятая касается системы выборов. "В этом году ведется межпартийная дискуссия о необходимости перехода к выборам в представительные органы власти всех уровней исключительно по партийным спискам. Эту идею, кстати, высказывали и представители правящей партии, и представители оппозиционных партий. Общее мнение пока не выработано.

Предлагаю начать его вырабатывать. Обсуждение этого вопроса должно быть продолжено, и по итогам этого обсуждения я приму решение". Десятый пункт Медведева - запустить высокие технологии в избирательную систему. Соответствующее распоряжение он дал правительству и Центризбиркому. Этому заявлению президента несказанно обрадовался секретарь президиума генсовета "Единой России" Вячеслав Володин. После Послания он похвалился, что именно его партия на недавней встрече с президентом предложила ввести электронные системы для подсчета бюллетеней на всех видах выборов. Закончив перечисление политических инициатив, которые, на взгляд Медведева, должны усовершенствовать многопартийную систему в стране, президент пообещал наказать тех, кто будет пытаться "под демократическими лозунгами дестабилизировать государство и расколоть общество". По словам Медведева, закон един и для правящих, и для оппозиционных партий.

Полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх в беседе с "НГ" пояснил, что "президент Российской Федерации не вносит свои инициативы в региональные парламенты", поэтому их должны будут проявить регионы. Губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев рассказал "НГ", что 18 ноября выступит перед региональным парламентом и даст поручение о внесении соответствующих законодательных инициатив. А вот Володин заявил, что "Единая Россия" в регионах планирует перетянуть инициативу на себя. И в каждом субъекте Федерации разработать соответствующие законопроекты на основе поручений президента и провести их через региональные парламенты. В беседе с "НГ" он не исключил, что едино россы могут пригласить к этому процессу и оппозиционные партии.

Отдельный блок своего ежегодного обращения к парламенту Медведев посвятил проблеме Северокавказского региона. Он отметил, что уровень коррупции и клановости в республиках Северного Кавказа является "беспрецедентным". Глава государства заявил о необходимости ввести должность чиновника, ответственного за положение дел в этом регионе. Глава администрации президента Сергей Нарышкин заявил: "Важно, чтобы это должностное лицо обладало достаточными полномочиями для координации органов власти. У него должны быть одновременно полномочия и со стороны правительства, и со стороны других органов государственной власти".

Оборонный дисбаланс

Блок военных вопросов в этом году был расширен за счет проблем, связанных с оборонным производством. Заявляя о необходимости поставок в следующем году в Российскую армию широкого комплекса самого современного вооружения, Дмитрий Медведев, по сути, огласил соответствующие пункты гособоронзаказа: "В следующем году необходимо поставить в войска более 30 баллистических ракет наземного и морского базирования, пять ракетных комплексов "Искандер", около 300 единиц современной бронетехники, 30 вертолетов, 28 боевых самолетов, три атомные подводные лодки и один боевой корабль класса "корвет".

По мнению экспертов, заявление более чем смелое. Сухопутные "Тополя", конечно, поставят, хотя до настоящего времени их производилось по 11 штук в год. Но как быть с морской "Булавой"? Она еще не скоро пойдет в серию, возможно, даже не в 2010 году - слишком много недоработок. Специалисты уже начали поговаривать о том, что проект в корне неудачный, и проще и дешевле начать новый, а не доводить нынешний до ума. Но Генштаб противится, дело с новой стратегической ракетой морского базирования, судя по всему, повисло надолго, возможно, не на один год.

Глава государства неожиданно для военно-промышленных кругов указал на необходимость соблюдения пропорций в поставках вооружений на экспорт и для нужд национальной обороны:

"Должна быть создана эффективная система заказов военной продукции, где строго соблюдается баланс между поставками для нужд национальной обороны и поставками за рубеж".

В федеральном органе, отвечающем за военный экспорт, затруднились назвать, какие именно пропорции имелись в виду, и порекомендовали обратиться к инициаторам новшества, в соответствующую администрацию.

Непосредственно в военном производстве также несколько обескуражены такой постановкой вопроса. Были бы деньги от гособоронзаказа, а Вооруженные силы окажутся заваленными новейшей техникой. Кстати, заказы из-за рубежа помогали просто выжить оборонно-промышленному сектору в те недавние годы, когда государство выделяло только финансовые крохи, одновременно душа налогами и просроченными кредитами.

Касаясь военного реформирования, президент остановился на вопросе обеспечения военнослужащих жильем. "Министерство обороны России, другие силовые ведомства должны выдержать взятые на себя обязательства по строительству и приобретению квартир". На практике это означает, что Минобороны должно предоставлять военнослужащим по 40 тысяч квартир в этом и следующем годах. Нынешний год кончается, а приобретена только половина из намеченного на год - застройщик, видите ли, несмотря на кризис, задирает цены. Правительство сочло возможным увеличить расходы на эти цели примерно в полтора раза, объявил президент.

Надувать щеки незачем

В своем Послании Медведев прямо связал задачи внешней политики страны с целями ее развития. "Наши отношения с другими странами должны быть также нацелены на решение задач модернизации России. Нам нечего, как принято говорить, "надувать щеки", - считает он.

Раскрывая скобки, Медведев пояснил, что Россия заинтересована в притоке капиталов, новых технологий и передовых идей. И для партнеров сближение с Россией, считает президент, необходимо для реализации своих приоритетных задач.

Из такого понимания ситуации вытекает и вывод: "Наша внешняя политика должна быть исключительно прагматичной.

Ее эффективность должна оцениваться по простому критерию: способствует ли она улучшению жизненных стандартов в нашей стране?" "На особом контроле должна быть дипломатическая работа в интересах экономики страны, именно экономики страны, - заявил президент. - Ее результаты должны выражаться не только в конкретной помощи российским компаниям за рубежом, не только в усилиях по продвижению брендов отечественных товаров и услуг, хотя это все очень важно, но и в объемах привлеченных зарубежных инвестиций, а главное - в притоке в страну новейших технологий".

"Поручаю правительству до конца текущего года разработать четкие критерии оценки результатов внешнеполитической деятельности для решения задач модернизации и технологического прорыва", - заявил Медведев. По его словам, российскому МИДу нужно перевести эту работу на системную основу и по ее итогам подготовить программу эффективного использования внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития.

В свете новых задач, считает Медведев, "мы сами должны поменять свои подходы, больше думать о том, как выстраивать совместную работу". Его призыв к подобной коллективности касается прежде всего усилий по решению таких сложных вопросов международной политики, как проблемы ядерных программ Ирана и Северной Кореи, нестабильности в Афганистане, ближневосточного урегулирования и других. При этом для выработки коллективных подходов следует активнее использовать универсальный механизм Организации Объединенных Наций.

Как считает президент РФ, в области безопасности главные усилия следует сосредоточить на договоре об обеспечении европейской безопасности. При этом, заявил он, юридическое, то есть международно-правовое оформление принципа неделимости безопасности в Евро-Атлантике становится для нас императивом. Нас иногда упрекают, что мы все это придумали против НАТО. Это не так. Мы свою внешнюю политику "против кого-то" вообще не выстраиваем", - заявил Медведев.

Послание: комментарии кремлевской администрации

Квинтэссенция Послания, по словам высокопоставленного источника "НГ" в кремлевской администрации, в подходах к понятию модернизации страны:

"Слово это вяловатое, но ему нет эквивалента..." Партийно-политическая элита России пока не прониклась важностью задачи, сетует источник: "Зал активно засыпает, когда говоришь об этом в партийных аудиториях". "Мы очень отсталая в умственном отношении страна, и необходимо критическое переосмысление этой сложной ситуации".

При этом, считают в Кремле, движение должно быть плавным, постепенным, ненасильственным. Что противоречит во многом российской истории - истории царей и наркомов. В обществе, замечает собеседник "НГ", царит малодушие: "Вот зачем мы обостряем проблему".

Постепенность перехода к новому этапу, подразумевающему и модернизацию политической жизни, подчеркивается в Послании демонстративным вниманием к региональным проблемам: системе избирательного законодательства на местах, снижению избирательного барьера, постепенной отмене сбора подписей непарламентскими партиями.

"Партийные структуры, зарегистрированные в Минюсте и имеющие отделения во многих регионах страны, не нуждаются уже в этой архаичной форме подтверждения своего права участвовать в выборах. К тому же, подчеркнул источник, проверка подписей становится удобной формой для манипулирования властей избирательным процессом.

Важной представляется в Кремле и наделение представителей малых партий, попавших в региональные парламенты и в Думу, правами фракций - независимо от числа попавших в законодательный орган.

Некоторые вопросы, затронутые в Послании президента, будут еще дорабатываться. Среди них - полномочия чиновника, которому будет поручено регулировать взаимоотношения Центра с республиками Северного Кавказа. Здесь нужен, подчеркнул источник, "человек гражданский - силовики с этим не справятся". Пока еще не определена должность - но уже понятно, что новый руководитель должен представлять и администрацию президента, и правительство.

Избежать в будущем фальсификации на выборах, уверены в Кремле, поможет введение электронных форм голосования.

Кстати, наличие случаев фальсификации итогов выборов в Кремле не отрицают - однако там считают, что оппозиция не смогла представить по-настоящему веских доказательств таковых.

По словам первого замглавы администрации президента Владислава Суркова, обращение президента к проблеме региональных выборов в нынешнем Послании вовсе не означает, что глава государства откликнулся на протесты оппозиционных партий и критику в СМИ: "Эта тема была запланирована еще в марте, задолго до осенней кампании".