• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В поисках корпоративного согласия

Газета. 14 мая 2008

Необходимо описать механизм возможного разрешения тупиковых ситуаций в договоре об акционерных соглашениях, а не создавать предложенную в этом законопроекте жесткую и одновременно нечеткую систему разрешения конфликтов, - считает профессор Высшей школы экономики Иван Родионов.

Вопрос урегулирования споров между акционерами сам вызывает ожесточенные споры.

В рамках реализации Концепции развития корпоративного управления в России в последнее время все активнее поднимается проблема урегулирования тупиковых ситуаций в корпоративных отношениях, так называемых дедлоков. Основной вопрос заключается в том, как правильно находить компромиссы акционерам компаний в том случае, если их влияние на деятельность организации примерно равно, а взгляды на развитие компании диаметрально противоположны.

Термин дедлок (deadlock) согласно определению, данному в энциклопедии, означает взаимную блокировку - ситуацию, при которой два процесса блокируют действия друг друга. Взаимная блокировка может возникнуть в тех случаях, когда двум процессам для выполнения поставленных перед ними задач нужен один и тот же ресурс либо компонент.

Именно эта проблема стала предметом обсуждения представителей российского бизнес-сообщества на совещании, прошедшем 8 мая в Министерстве экономического развития и торговли России (МЭРТ). Речь шла о спорных вопросах, связанных с невозможностью принятия коллегиальными органами обществ решений по ключевым вопросам их компетенции. На данный момент в качестве механизма разрешения подобных конфликтов на рассмотрение в Государственную думу внесен законопроект "О внесении изменений в статью 68 Федерального закона "Об акционерных обществах". Вообще-то сам законопроект был подготовлен еще в конце 2006 года, но предложен депутатам для принятия в первом чтении думским комитетом по собственности в начале мая.

В этом законопроекте в качестве способа урегулирования дедлоков предлагается передача отдельных вопросов компетенции совета директоров, в отношении которых уставом предусмотрен повышенный кворум принятия решений, на уровень общего собрания, принимающего решение простым большинством голосов. Это касается таких вопросов компетенции совета директоров, как определение стратегии компании, назначение и прекращение полномочий руководителя, участие компании в других организациях. В Министерстве экономического развития этот законопроект поддержки не нашел.

Нужен компромисс

В соответствии с действующим законодательством совет директоров акционерного общества принимает решения по вопросам своей компетенции простым большинством голосов. При этом в уставе акционерного общества может быть предусмотрена необходимость более высокой доли голосов по отдельным вопросам. На практике это означает, что акционеры, имеющие средний размер пакета акций компаний и представителей в совете директоров, не могут реально влиять на решения по таким вопросам. Авторы законопроекта "О внесении изменений в статью 68 Федерального закона "Об акционерных обществах" предлагают иную схему принятия решений по вопросам, находящимся в компетенции совета директоров. Согласно их предложению, если устав акционерного общества предусматривает принятие решений по этим вопросам более чем простым большинством голосов, и при этом в течение двух заседаний совета директоров подряд их не удалось решить, то спорные вопросы переносятся на общее собрание акционеров, которое решит их уже простым большинством голосов.

В МЭРТе не одобрили

В совещании, организованном МЭРТом для обсуждения представленного законопроекта, приняли участие представители российских компаний, а также Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ), Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) и Национальной ассоциации фондового рынка (НАУФОР). По итогам обсуждения они поддержали отрицательную позицию МЭРТ России на этот законопроект, отметив целый ряд существенных негативных последствий, к которым может привести его принятие для российского корпоративного законодательства и практики корпоративного управления, а также для развития российского фондового рынка, инновационного и венчурного бизнеса. "Предложенный законопроектом механизм разрешения дедлоков противоречит лучшей практике корпоративного управления в части распределения функций между органами управления акционерного общества", - говорится в итоговом докладе МЭРТа, обнародованном по итогам совещания. Главная претензия участников обсуждения к проекту заключается в том, что предлагаемое им решение проблемы не является системным и представляет собой лишь фрагментарный подход к разрешению тупиковых ситуаций в корпоративных отношениях. Принятие этого законопроекта, по их оценке, может привести, что называется, к обратному результату: росту числа корпоративных конфликтов в российских компаниях и снижению гибкости корпоративного управления в России в целом. Более того, по их мнению, введение жесткого одностороннего нормативного регулирования в этой сфере может разрушить систему уже существующих договоренностей относительно распределения прав контроля между различными группами акционеров, а также приведет к снижению стоимости крупных миноритарных пакетов акций. В результате конфликты между мажоритарными и миноритарными акционерами могут только усугубиться. А все эти последствия в перспективе могут подорвать конкурентоспособность российской юрисдикции по сравнению с юрисдикциями других стран.

Вместе с тем участники совещания отметили серьезность проблемы дедлоков и необходимость системного подхода к ее решению. В качестве возможных направлений работы ими было названо введение в российское законодательство института акционерных соглашений, в рамках которых может быть детально урегулирован порядок взаимодействия сторон в спорном случае. Также эффективным путем разрешения возникшего конфликта участники обсуждения назвали законодательное разрешение возможности установления в уставе акционерного общества положений, регламентирующих порядок передачи вопросов компетенции совета директоров на уровень общего собрания акционеров в случае дедлока. "Необходимо описать механизм возможного разрешения тупиковых ситуаций в договоре об акционерных соглашениях, а не создавать предложенную в этом законопроекте жесткую и одновременно нечеткую систему разрешения конфликтов", - считает профессор Высшей школы экономики Иван Родионов. "Эта ситуация напоминает мне ситуацию трехлетней давности, когда принимались изменения, которые дают право мажоритариям, имеющим большую часть акций, насильно выкупать малую часть акций у миноритариев. При этом речь не идет о цивилизованных правах и обязанностях акционеров продать или купить по справедливой цене. В обсуждаемом сейчас законопроекте присутствует та же нецивилизованная логика, когда сильный диктует условия слабому", - говорит он.

Выбор из двух зол

Очевидно, что ни действующая ныне, ни предложенная депутатами схема к компромиссу не приводит. В МЭРТе эту точку зрения разделяют, считая, что в случае принятия законопроект проблемы не решит. В свое время заместитель директора департамента по корпоративному управлению МЭРТа Ростислав Кокорев, говорил, что те, кто лоббирует принятие внесенного законопроекта, попросту хотят получить возможность уйти от достигнутых ранее договоренностей с другими акционерами.

При этом в МЭРТе считают необходимым продолжить работу над более системным решением проблемы спорных ситуаций в корпоративном управлении. В частности, им разработан и в июне будет внесен в правительство законопроект, позволяющий регулировать такие вопросы на уровне акционерных соглашений. Этот законопроект направлен на то, чтобы легализовать акционерные соглашения и гарантировать судебную защиту их участникам. С его помощью по замыслу авторов можно будет обеспечить максимально доверительный характер отношений между акционерами и между акционерами-инвесторами. Предметом акционерного соглашения согласно законопроекту могут быть любые обязательства акционеров, которые не противоречат законодательству. Законопроект предусматривает регуляцию порядка голосования на собраниях. Также на его основании можно будет предусмотреть обязательство передать акции в собственность другому участнику соглашения не дороже или не дешевле определенной цены. Участники соглашения смогут предусмотреть возмещение убытков, взыскание неустойки за нарушение условий такого соглашения. При этом согласно законопроекту суд не вправе будет снизить размер неустойки, которая указана в акционерном соглашении.

Призван защитить законопроект и права инвесторов. Они смогут заключать с владельцами российских компаний соглашения, позволяющие им контролировать деятельность компаний. Такие соглашения будут обязывать акционеров действовать в интересах инвесторов, например не продавать акции до определенного момента. Также согласно законопроекту инвестор сможет заранее обговорить, как должны голосовать акционеры по тем или иным вопросам.

Вдобавок инвестор может поставить крупным владельцам компании условие не продавать пакет акций в течение определенного времени. Также участники соглашения получат возможность прописать условия, что акционер обязуется получить предварительное согласие другой стороны соглашения на продажу акций или обязуется вовсе не отчуждать принадлежащие ему акции третьей стороне или участникам соглашения. По мнению министерства, инвесторы, используя этот закон, смогут согласовывать с акционерами кандидатуры для выдвижения в органы управления общества и влиять на принятие решений в ходе проведения общих собраний акционеров.

Неясное будущее

Несмотря на всю спорность предложенного законопроекта "О внесении изменений в статью 68 Федерального закона "Об акционерных обществах" и на резкую критику и со стороны МЭРТа, и со стороны ряда представителей бизнес-сообщества, перспективы его пока остаются неясными. Ведь МЭРТ - это только одна инстанция, в которой он обсуждался. Будет ли законопроект предложен на рассмотрение, должен решать думский комитет по ценным бумагам и финансовым рынкам. По мнению Ивана Родионова, на данный момент исключать, что законопроект будет принят, нельзя. Вполне возможно, что вариант изменений, предлагаемый МЭРТом, способен привнести более системные изменения в практику корпоративного управления в России. Однако на его реализацию потребуется еще больше времени, поскольку принятие закона "Об акционерных соглашениях" потребует внесения изменений и в Гражданский кодекс РФ и в закон "Об акционерных обществах". Стоит вспомнить, что и нынешний законопроект представлен в рамках программы совершенствования корпоративного законодательства страны, которая теоретически должна быть реализована в этом году, но на практике исполняется у нас с временной задержкой примерно в год.