• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты об экономической политике нового правительства РФ

Инвест Гуру. 14 мая 2008

Четыре меры, на его взгляд, эффективные на сегодняшний день для решения задач, стоящих перед экономическими властями, предложил декан факультета политологии Высшей школы экономики Марк Урнов.

Новая конфигурация российских властных элит находится пока в стадии формирования. Тем не менее, возникает несколько актуальных вопросов – что обновленный состав правительства и органов исполнительной власти страны намерен делать, чтобы минимизировать экономические проблемы? Их у России немало - это и растущая инфляция, и финансовый кризис на мировых рынках, и грозящая всему человечеству нехватка продовольствия. Само правительство, похоже, пока не знает ответа на этот вопрос. Зато его знают участники экспертного сообщества, которые любят предлагать рецепты "самых эффективных мер" и упражняться в словесных экзерсисах на вольную тему: "Что было бы, если бы я был президентом". Соответствующая дискуссия была организована в среду в рамках очередного заседания Экономического клуба ФБК на тему: "Новая конфигурация власти: с чего начать в экономике?"

Разумеется, в рецептах недостатка не было. Как заявил бывший замглавы Минэкономразвития, а ныне управляющий директор группы компаний "Тройка диалог" Андрей Шаронов, большинство экономических проблем имеет сегодня неэкономические корни. Значит, первоочередные решения, которые примет власть, должны лежать в политической плоскости.

В первую очередь, необходимо завершить реформирование судебной системы, которое ведется давно, но пока не приносит очевидных результатов. Это важно для того, чтобы гарантировать бизнесу и гражданам право собственности. Кроме того, важно определить баланс участия государства в экономике. Сегодня государство включено в экономическую жизнь слишком активно, полагает А.Шаронов, и это не может привести к положительным результатам. И, наконец, необходимо разобраться с "подвешенными" в воздухе социальными обязательствами – реформой здравоохранения, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения. Однако здесь нужна глобальная программа на десятки лет вперед, и, возможно, результаты ее нынешнее поколение оценить уже не успеет…

По мнению директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, первоочередное направление для правительства сегодня – борьба с инфляцией. И в этой борьбе хороши все средства. Например, неплохо бы задуматься, для чего нас "кормят" сказками об импортируемой инфляции – ведь в соседней Европе цены на продукты растут в разы меньшими темпами, чем у нас. "Почему так получается, что, если овощи в Европе подорожали на 1,1 проц, то у нас более чем на 20 проц? Или фрукты – в Европе они стали дороже на 3 проц, а у нас на 14,9 проц", – риторически вопрошает эксперт. На самом деле, огромную долю в инфляции имеют постоянно увеличивающиеся тарифы естественных монополий, и с этим необходимо бороться. По словам И.Николаева, решение правительства Виктора Зубкова, принятое им в последний день работы об очередном увеличении тарифов только в будущем году добавит 3-3,5 процентных пункта к и так высокой инфляции. Между тем, гораздо лучше было бы проводить гибкую и продуманную таможенно-тарифную политику, а также отказаться от практики "замораживания" цен. В ряде регионов "заморозку" на социально значимые продукты в добровольно-принудительном порядке продлили до конца года, хотя на федеральном уровне она закончилась 1 мая. Пока мы не поймем, что это не метод, о снижении инфляции можно забыть. Ведь лечим мы не причину, а следствие. Однозначно, что в ближайшие месяцы и годы рост цен продолжится, прогнозирует эксперт. По его мнению, сейчас власти явно недооценивают этот показатель, и выражают уверенность, что проблема решаема.

Важно также ввести антиинфляционную оценку принимаемых властями решений, считает И.Николаев. Это, по его мнению, самое главное. "К примеру, никто не просчитал, во сколько обошлось предпринимателям изгнание иностранных продавцов с продовольственных рынков, а ведь из-за этого бизнес понёс дополнительные расходы и, как следствие, выросли цены", - поясняет он. По его мнению, заниматься этим должны, прежде всего, экономические власти – Минфин, Минэкономразвития и Центробанк. Они должны оценить последствия каждой законодательной инициативы – желательно в процентных пунктах от будущего уровня инфляции.

Со своей стороны, А. Шаронов советует обратить внимание на избыточные государственные расходы. Их необходимо сокращать. И параллельно помнить, что сегодня наша экономическая политика становится все более тесно увязана с поступлениями в бюджет. Сегодня они велики, и, исходя из этого, строится вся стратегия на долгий срок. Но важно помнить и о "тощих" временах, которые рано или поздно приходят на смену временам обильным. Для этого важно откладывать определенные средства. Кроме того, у нас крайне мало внимания уделяется антимонопольной политике. Производители в связи с этим, находясь в исключительно удобном положении, могут диктовать свои условия. Не может Россия пока и запустить инновационную экономику - ведь сейчас для большинства компаний важно иметь доступ к власти, а не заниматься развитием ноу-хау.

Зампредседателя правления Госкопорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" Сергей Васильев выступил против снижения налога на добавленную стоимость /НДС/. По его словам, делать это категорически нельзя, поскольку тут же наступит "бюджетная катастрофа". И если уж делать, то сразу прикинуть, за счет чего сокращать расходные статьи бюджета. "Проще говоря, прикинуть, кто не получит денег – военные или пенсионеры", - заявил он. Снижение НДС не приведет к выводу бизнеса из тени, поскольку до сих пор не решена проблема с единым социальным налогом. Идеальным вариантом, по его словам, стало бы снижение налога на прибыль, которое и предлагает Минфин.

Четыре меры, на его взгляд, эффективные на сегодняшний день для решения задач, стоящих перед экономическими властями, предложил декан факультета политологии Высшей школы экономики Марк Урнов.

Во-первых, это демонополизация, то есть, ограничение влияния государства в ключевых отраслях экономики, расчленение госкорпораций, уже доказавших неэффективность и, напротив, снятие ограничений с иностранного капитала.

Во-вторых – снятие ограничений с малого бизнеса, минимизация контрольного аппарата. Впрочем, сегодня президент Дмитрий Медведев заявил, что готов подписать указ о мерах по развитию малого предпринимательства, прежде всего, связанных с необходимостью снятия избыточных административных барьеров. Речь идет об уменьшении числа проверок, устранении внепроцессуальных прав ОВД в этой сфере, переходе к уведомительному порядку регистрирования предприятий и других мерах, пояснил он. Остается ждать, когда этот указ начнет реализовываться на практике.

Третье предложение М. Урнова перекликается с тем, о чем так или иначе говорили все участники дискуссии – форсирование судебной реформы. Это необходимо как для защиты права собственности, так и для усиления борьбы с коррупцией. Сегодня условия в стране – реальное отсутствие разделения властей, гегемония "Единой России", кризис оппозиции – делают эту борьбу крайне сложной. Сейчас речь идет о создании антикоррупционного комитета, но это сегодня равнозначно "лечению раковой опухоли припудриванием носика", - образно характеризовал происходящее М.Урнов.

И, наконец, четвертая мера – улучшение методологии выработки решений и повышение открытости информации.

Говоря о кадровых перестановках и смене конфигурации власти, участники дискуссии упомянули недобрым словом передачу Росстата в ведение Минэкономразвития. Это существенно снизит самостоятельность статистического ведомства и подорвет доверие к его данным, и без того невысокое. Кроме того, негативно они оценили передачу экологических служб в ведение Минприроды. "Как может оценивать экологический ущерб и заботиться об охране природы тот, чьей задачей является освоение недр", - недоумевают эксперты. В целом задача новой власти – сделать государственные институты более подчиненными обществу и применить политическую волю для внедрения в жизнь давно продуманных реформ. И тогда, возможно, удастся справиться со многими бедами. Например, сделать образование и здравоохранение экономически выгодными, как, собственно, это и есть во всем мире.