• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вице-премьера Сечина

Новая газета. 29 мая 2008

" Путин понимает, что у него не вполне нормальные взаимоотношения с бизнесом, — поясняет Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики. — Ему хотелось предпринять какие-то шаги навстречу бизнесу, но при этом не возвращаться к вопросам для себя неприятным".

Как и ожидалось, на первом заседании президиума правительства под председательством Владимира Путина было принято решение о льготах по налогообложению нефтяного сектора. В частности, необлагаемая стоимость барреля нефти при расчете налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с 2009 года вырастет с 9 долл. до 15 долл. Кроме того, будут введены и налоговые каникулы при разработке новых месторождений: от 10 до 15 лет тем, кто работает на шельфе, и 7 лет тем, кто осваивает новые месторождения Ямала и Тимано-Печорской провинции.

Нефтяникам пообещали льготы, объяснив, как потратить деньги

Благосклонность Путина к нефтяной отрасли, налоговую нагрузку на которую он повышал в течение всех восьми лет своего президентства, на первый взгляд кажется неожиданной. Но, во-первых, как заявил сам Путин, выступая перед депутатами, готовившимися сделать его премьером, сегодня государство забирает у нефтяных компаний 70—80% прибыли, и этого вполне достаточно. Во-вторых, в правительстве появился нефтяной лоббист — вице-премьер Игорь Сечин. Наконец, сама отрасль в первом квартале этого года впервые за несколько лет показала абсолютное падение добычи — и с этим надо что-то делать.

"Вспомните, недавно вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун заявил, что российская нефтедобыча свой пик прошла, — говорит директор Института энергетики и финансов Владимир Фейгин. — Это очень сильное заявление, оно было сделано для того, чтобы заострить внимание на том, что нефтедобыча будет падать. И даже такая крупная компания, как ЛУКОЙЛ, не сможет ее увеличивать".

Впрочем, у решения о снижении НДПИ могла быть и политическая подоплека. " Путин понимает, что у него не вполне нормальные взаимоотношения с бизнесом, — поясняет Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ). — Ему хотелось предпринять какие-то шаги навстречу бизнесу, но при этом не возвращаться к вопросам для себя неприятным, связанным прежде всего с защищенностью прав собственности, в том числе и с "делом ЮКОСа". А снижение налогов всегда приветствуется бизнесом".

В то же время снижение налогов, особенно в таком, достаточно ограниченном, формате нельзя считать панацеей. Падение нефтедобычи во многом объясняется тем, что отечественные компании недостаточно вкладывались как в геологоразведку и разработку новых месторождений, так и в нефтепереработку на протяжении всех благоприятно конъюнктурных лет. Вместо этого они усиленно эксплуатировали существующие месторождения. Теоретически за последние годы они могли бы накопить достаточно денег для того, чтобы сейчас начать масштабные инвестиции. Но вместо них эти деньги накопило государство — в стабфонде. И не факт, что, даже получив налоговые льготы, нефтяники сейчас смогут оперативно вложить эти деньги туда, куда раньше не вкладывали.

Впрочем, правительство на этот счет подстраховалось.

Еще на прошлой неделе вице-премьер Игорь Сечин провел специальное совещание с профильными чиновниками и представителями нефтяных компаний. Последним он сообщил, что сэкономленные от снижения налогов средства лучше всего будет направить на расширение геологоразведки и модернизацию нефтеперерабатывающих заводов.

" В принципе, в такой практике нет ничего порочного, — полагает Владимир Фейгин. — Государство имеет право разъяснять, куда нужно инвестировать, чего оно ждет от нефтяников в обмен на льготы".

Кстати, некоторые эксперты увидели в решении правительства завуалированную форму преференций "Роснефти", "Газпромнефти" и ЛУКОЙЛу. Дело в том, что большая часть лицензий на месторождения на шельфе, на Ямале и в Тимано-Печоре принадлежит именно этим компаниям, значит, на них придется и большая часть налоговых льгот. "Безусловно, эти три крупные компании получат преференции по отношению к другим участникам рынка. Сейчас они имеют только то "преимущество", что набрали больше долгов", - откровенно резюмирует Евгений Ясин.

Впрочем, полученными льготами еще надо будет воспользоваться, а сделать это в условиях крайне запутанного налогового администрирования непросто даже при наличии политической воли высшей пробы. Напомним, к примеру, что ранее была введена понижающая ставка по НДПИ для выработанных месторождений. Однако на практике этой льготой практически никто не воспользовался. Дело в том, что в большинстве случаев счетчики, показаниями которых пользуются налоговики, стоят на том месте трубы, где нефть из выработанных месторождений уже смешана со всей остальной нефтью. Никакого раздельного учета не получается. Со льготами для новых месторождений может произойти та же самая история.

"Неоднократно предлагалось сделать более сложную систему налогообложения в зависимости от выработанности месторождений, глубины, условий и т. д., - напоминает Владимир Фейгин. - Такая система существует во многих странах. Но у нас эти предложения каждый раз натыкались на возражения, что невозможно сделать систему раздельного учета".

Суть возражений конкретизирует Евгений Ясин: "Если ставка единая и система довольно простая, не требующая никакого вмешательства чиновников, то эта система будет наименее коррупциогенной. При том уровне коррупции, который мы имеем, необходимо проводить такую политику, которая предельно упрощает действия государства и минимизирует возможности для злоупотребления".

Государство все-таки вводит систему дифференцированного налогообложения отрасли. Видимо, сдерживающим коррупцию фактором теперь будет контроль со стороны профильного вице-премьера Игоря Сечина, а также налоговых и правоохранительных органов.

Одной только системы налоговых льгот для стимулирования развития отрасли будет недостаточно. "Компании настаивают на том, что если уж они ведут геологоразведку и открывают новые месторождения, то лицензия на разведку автоматически должна переходить в лицензию на добычу, — поясняет Владимир Фейгин. — Сейчас же месторождение может открыть одна компания, а получить лицензию на него — совсем другая. Поэтому масса проектов оказывается для нефтяников неэффективной, и они от них отказываются".