• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О бедном Суркове замолвите слово...

Дело (Санкт-Петербург). 2 июня 2008

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что "объективно лучшим вариантом было бы обойтись без гарантированных премий и платить чиновникам высокие оклады. Но в нашей стране сложилась особенная "демократия", при которой чиновник вынужден все время прибедняться, каким бы хорошим и дорогостоящим специалистом он ни был".

Высшие государственные чиновники привыкли позиционировать себя как рядовых граждан России. Поэтому сотрудников президентской администрации, надо думать, несказанно порадовало известие о том, что свежеиспеченный президент РФ Дмитрий Медведев немного повысил им оклады.

Цифры впечатляют: если раньше зам. руководителя администрации президента (АП) Владислав Сурков ежемесячно получал 6900 руб., то теперь он сможет разгуляться на 9772 руб. Его коллеги Алексей Громов и Александр Беглов не отстают - им положено по 9515 руб. Их непосредственному начальнику повезло меньше - Алексею Нарышкину придется и дальше кормить семью на 7200 руб. в месяц.

Все это тем более удивительно, что, согласно проведенным исследованиям Росстата, средняя заработная плата чиновников, к примеру, в ЦИКе составляет около 78 тыс. руб. Правда, ЦИК - пример некорректный: после проведенных им на одном дыхании парламентских и президентских выборов этот безотказный орган заслужил поощрение и по уровню окладов обогнал остальные госорганизации.

Однако не стоит слишком уж сочувствовать руководству АП. Прежде всего следует учесть, что в официальной информации о заработках государственных чиновников высшего звена не была учтена еще одна статья: денежная премия, порой превышающая основной оклад в 13-14 раз. Премии начисляются гарантированно и вне зависимости от результатов проделанной работы. Кроме того, чиновникам категории "А" полагаются выплаты, связанные с доступом к секретным документам, за выслугу лет и т. д. Подобная система бытует и в госкорпорациях, хотя там и оклады сами не идут ни в какое сравнение с министерскими. Недавно в газете "Ведомости" глава Роснанотехнологий Леонид Меламед озвучил сумму своего ежемесячного оклада - 400 тыс. руб.

В том, как "порядочно" различаются официальные зарплаты с официальными же регулярными премиями, видится некая стыдливость.

В интервью "Делу" директор Фонда политических исследований и консалтинга Андрей Федоров назвал это "отголоском советской системы, когда было принято утверждать, что между зарплатой рабочего и зарплатой генерального секретаря партии разница не более чем в пять раз".

По мнению президента информационно-исследовательского центра "Панорама" Владимира Прибыловского, "это постоянная дилемма российской жизни: с одной стороны, нельзя устанавливать чиновникам нищенскую зарплату (ибо это толкает их к коррупции), а с другой - невозможно выписывать им огромные оклады, создавая очевидные преимущества перед основной массой граждан. На данный момент государство достаточно богато, чтобы повысить оплату труда для бюджетников - по крайней мере, для некоторых групп. А что касается чиновников, то следовало бы вместо выдачи им премий конвертировать в денежные выплаты все полагающиеся им привилегии при покупке машин, дач и т. д."

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что "объективно лучшим вариантом было бы обойтись без гарантированных премий и платить высокие оклады. Но в нашей стране сложилась особенная "демократия", при которой чиновник вынужден все время прибедняться, каким бы хорошим и дорогостоящим специалистом он ни был".

Некоторые эксперты отмечают, что зарплаты госслужащих напрямую зависят от размеров денежного довольствия военных, и эта корреляция призвана сковывать госструктуры при повышении окладов для своих сотрудников. Однако премии - иное дело: при незначительном повышении окладов они могут увеличиваться до бесконечности. Впрочем "премиальный нюанс" - лишь вершина айсберга реальных доходов высшего чиновничества.

Так, Владимир Прибыловский полагает, что основной доход чиновников министерского уровня - не зарплата госслужащего со всеми сопутствующими бонусами, а "прибыль от членства в советах директоров различных крупных компаний", в которых они состояли до недавнего времени: Владислав Сурков - в ОАО АК "Транснефтепродукт", Дмитрий Козак - в Совкомфлоте и т. д. По словам Андрея Федорова, "в тех компаниях, где контрольный пакет акций принадлежит государству, члены высшей администрации очень часто играют важную роль блокирующего элемента и получают отдельную зарплату за представительство интересов государства". Евгений Ясин (в прошлом - министр экономики РФ) считает, что контроль за финансовыми потоками сам по себе позволяет получать большие привилегии и прибыли даже при отсутствии прямого взяточничества.

Как бы то ни было, столь "стыдливо-умолчательная" ситуация с доходами высших руководителей государства оставляет открытым ключевой вопрос: можно ли всерьез бороться с коррупцией в стране, где официальные зарплаты высших чиновников, по сути, бесконтрольно распоряжающихся основными ресурсами страны, сопоставимы со скромными зарплатами "средних граждан" и где назначение на ключевые должности полностью укладывается в сложившуюся на протяжении столетий традицию государственного кормления.

При этом, как полагает Андрей Федоров, само по себе повышение официальных окладов госслужащих не сможет кардинально изменить ситуацию: "Никакой оклад не сумеет исключить ситуацию, когда чиновник получит возможность приобрести собственность государства за бесценок. Через 10-15 лет, когда госсобственность будет окончательно распределена, на федеральном уровне, возможно, уменьшится коррупция, но страна большая, и низшие звенья всегда найдут, что и где украсть. В первую очередь, необходимо наладить систему наподобие той, что действует в Германии. Если ты проработал чиновником без нареканий в течение 15 лет, то становишься пожизненным чиновником и тебя можно уволить лишь при совершении тобой уголовного преступления. А у нас чиновника могут уволить даже без личного уведомления: меняется министр - меняется штат. Человек оказывается на госслужбе, не зная, сколько времени ему суждено на ней оставаться, и стремится "успеть" как можно больше".