• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Без имени Ленина

Ведомости. 15 июля 2008

Леонтьевский центр пользуется в числе прочего данными директора петербургского филиала Высшей школы экономики Александра Ходачека — он разрабатывал стратегию развития СевероЗападного округа до 2015 г., один из вариантов предусматривал объединение Петербурга и Ленобласти.

Впервые Матвиенко заявила о намерении объединить соседние регионы после съезда "Единой России" в апреле. Седьмого июля она сообщила, что работа идет и что предложения города осенью поступят в федеральное правительство.

Четвертого — пятого июля губернатор ездила в Туркмению вместе с президентом Дмитрием Медведевым и обсуждала тему объединения с руководителем администрации президента Сергеем Нарышкиным, свидетельствует кремлевский чиновник. Матвиенко вернулась окрыленная: она считает, добро на разработку концепции объединения получено, рассказал источник из окружения губернатора. Кремлевский чиновник сообщает: решение пока не принято, а президент Дмитрий Медведев считает, что объединение должны одобрить жители регионов на референдуме.

Для подготовки обоснования еще в начале года была создана рабочая группа под руководством вице-губернатора Михаила Осеевского. По словам первого зампреда комитета экономического развития, промышленной политики и торговли петербургского правительства Сергея Фивейского, проблема объединения приобрела актуальность полгода назад: "Видимо, к этому времени появились определенные политические и экономические предпосылки". Осеевский сообщил, что в группу входят эксперты и главы городских комитетов экономического блока. "Есть и представители территориальных подразделений федеральных органов власти", — знает один из сотрудников группы.

Ключевым документом в пакете предложений Матвиенко правительству станет исследование, которое готовит ГУП "Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр". Он создан в 1991 г. по инициативе нобелевского лауреата по экономике Василия Леонтьева и мэра Петербурга Анатолия Собчака, первым президентом центра был Анатолий Чубайс.

В конце марта центр выиграл конкурс комитета экономразвития на выбор подрядчика научно-исследовательской работы "Оценка социальных и экономических последствий возможного объединения Петербурга и Ленобласти с учетом российского и зарубежного опыта интеграции". Подрядчик должен получить статистические данные, что объединение создаст условия для ускорения социально-экономического развития региона. Сумма контракта — 310 000 руб., срок сдачи работы — 4 августа. Работа Леонтьевского центра строго засекречена. Один из разработчиков говорит, что у объединения обнаружились как положительные, так и отрицательные стороны: "Мы не собираемся их скрывать, но предложим способы нивелирования".

Одна из ключевых проблем, по словам источника в окружении Матвиенко, — превращение Петербурга в объединенном субъекте в муниципальное образование. Обсуждается вариант образования Большого Петербурга с ликвидацией Ленобласти. Сотрудник Леонтьевского центра подтвердил, что такой вариант может рассматриваться, но включение в Петербург огромных территорий с лесными массивами и угодьями кажется ему непонятным. В любом случае новая администрация будет сформирована на базе управленческих структур Петербурга, знает он. А председатель петербургского заксобрания Вадим Тюльпанов уверен, что в названии объединенного субъекта не будет фигурировать Ленин: это не соответствует времени и настроениям петербуржцев и жителей Ленинградской области.

Леонтьевский центр пользуется в числе прочего данными директора петербургского филиала Высшей школы экономики Александра Ходачека — он разрабатывал стратегию развития СевероЗападного округа до 2015 г., один из вариантов предусматривал объединение Петербурга и Ленобласти. По мнению Ходачека, исследования доказали, что в слиянии больше плюсов, чем минусов: "Объединенным сильным субъектом проще управлять, привлекать иностранные инвестиции, бороться за иностранные заказы, например в области судостроения". Но объединение — дорогое удовольствие, продолжает он: кроме затрат на референдум надо выбрать представительную власть, сформировать новые органы исполнительной власти, заменить бланки и штампы.

В Ленобласти знают об исследованиях Леонтьевского центра. Руководитель комитета по информационно-аналитическому обеспечению губернатора области Владимир Угрюмов объясняет стремление Матвиенко объединить два региона-донора внутренними проблемами Петербурга: городу нужна территория для жилья и бизнес-центров. По его мнению, губернатор Петербурга видит решение в освобождении города от заводов, но отдавать налоги в бюджет другого субъекта Федерации Матвиенко не хочет.

"Мы хотим понять, стоит ли за инициативой Матвиенко федеральный центр, или это только ее публичные заявления, — говорит чиновник. — У нас есть возможности, способности и схема, по которой мы будем действовать, если инициатива Матвиенко не поддержана центром". Угрюмов не стал вдаваться в подробности, но обещал, что власти области будут убеждать жителей города, что объединение им невыгодно.

По словам Фивейского, его комитет экономразвития отвечает только за экономическое исследование, а политические, социологические и юридические аспекты изучают другие группы. По словам близкого к Смольному социолога, опросами для проекта занимается федеральный социологический центр, название которого он отказался привести.

Социолог из СПбГУ Дмитрий Гавра сообщил, что в марте проводился закрытый соцопрос по поводу объединения города и области по заказу людей, близких к администрации президента, его данными он не поделился. По данным проводившихся ранее социологических опросов, две трети петербуржцев и большинство жителей области из близких к городу районов области считают объединение регионов целесообразным. Против объединения высказываются граждане из дальних районов области и вся областная элита.

Цена единства

На процедуры по объединению Красноярского края бюджет потратил около 20 млрд руб., Пермского края — 4 млрд руб., Забайкальского края — 2,5 млрд руб., Камчатки — 2,6 млрд руб.

Как укрупнять

Схема объединения регионов регламентируется федеральным конституционным законом "О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ". Процесс состоит из четырех этапов: инициативы образования нового субъекта, исходящей от заинтересованных регионов, проведения референдумов, принятия федерального конституционного закона об образовании нового субъекта, переходного периода с формированием органов власти.