• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Есть вещи, ради которых нужно бороться и побеждать"

Известия. 6 ноября 2008

Павел Кудюкин, доцент Высшей школы экономики: "Можно согласиться с президентом в том, что бюрократия сама себе народ — она действительно не воспринимает себя как некую группу населения, обслуживающую потребности общества, а не свои собственные".

О кризисах

Этот год стал для наших граждан, для всех нас не только временем новых надежд и достижений. Произошли события, ставшие, я уверен, очень значимыми буквально для каждого в нашей стране. И одновременно серьезным испытанием для всей России. Это варварская агрессия против Южной Осетии. И конечно, набирающий обороты глобальный финансовый кризис. Две очень разные проблемы, имеющие, однако, общие черты и, можно сказать, общее происхождение. Нападение грузинской армии на российских миротворцев обернулось трагедией для многих тысяч людей, для целых народов. В результате этой провокации резко возросло напряжение во всем кавказском регионе. Конфликт на Кавказе был использован как предлог для ввода в Черное море военных кораблей НАТО. А затем и для ускоренного навязывания Европе американских противоракетных систем, что само собой повлечет ответные меры со стороны России, о чем я еще сегодня скажу. Таким образом, локальная авантюра тбилисского режима обернулась ростом напряженности далеко за пределами региона, по всей Европе, во всем мире, поставила под сомнение эффективность международных институтов, обеспечение безопасности. Фактически дестабилизировала основы глобального порядка.

Мировой финансовый кризис тоже начинался как локальное ЧП на национальном рынке США. Будучи теснейшим образом связанной с рынками всех развитых стран и при этом самой мощной из всех, экономика США потащила за собой вниз на траекторию спада финансовые рынки всей планеты. И этот кризис тоже приобрел глобальный характер...

Необходимо создать механизмы, блокирующие ошибочные, эгоистические, а подчас просто опасные решения некоторых членов мирового сообщества. Ведь что греха таить, трагедия Цхинвала стала, помимо прочего, следствием самонадеянного, не терпящего критики и предпочитающего односторонние решения курса американской администрации. Думаю, возникшее после распада СССР представление о собственном мнении как о единственно верном и неоспоримом в конечном итоге привело власти США и к крупным просчетам в экономической сфере. Надувая денежный пузырь для стимулирования собственного роста, они не только не потрудились скоординировать свои решения с другими участниками глобальных рынков, но и пренебрегли элементарным чувством меры.

О ценностях народа России:

О наших ценностях, об общественных идеалах и о нравственных принципах хочу сказать особо. Не собираюсь никому читать мораль или пускаться в абстрактные рассуждения. Президент России — это очень конкретная и практическая работа. Но скажу откровенно, исходя уже из собственного опыта, принимать решения, от которых зависит жизнь в самом прямом смысле этого слова, благосостояние, здоровье тысяч людей, а также репутация и судьба великого народа, очень непросто. И, принимая их, твердо нужно знать: есть вещи, которыми нельзя поступиться. Есть вещи, ради которых нужно бороться и побеждать. Это то, что дорого вам, дорого мне, дорого нам всем. То, без чего мы не можем себе представить нашу страну. Наш народ духовно и нравственно богат, нам есть чем гордиться, есть что любить, есть что отстаивать и что защищать, есть к чему стремиться. Поэтому мы не отступим на Кавказе. Поэтому мы преодолеем последствия мирового экономического кризиса и выйдем из него еще более сильными. Теперь собственно о ценностях. Они хорошо известны — справедливость, понимаемая как политическое равноправие, как честность судов, ответственность руководителей, реализуемая как социальные гарантии, требующая преодоления бедности и коррупции, добивающаяся достойного места для каждого человека в обществе и для всей российской нации в системе международных отношений. Это свобода — личная, индивидуальная свобода. Свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий и свобода общая, национальная, самостоятельность и независимость российского государства. Жизнь человека, его благосостояние и достоинство, межнациональный мир, единство разнообразных культур, защита малых народов. И признание независимости Южной Осетии и Абхазии — это, кстати, пример такой защиты. Семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших, патриотизм. При самом трезвом, критическом взгляде на отечественную историю и на наше далеко не идеальное настоящее. В любых обстоятельствах всегда вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре. Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры.

А говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом — Россией. Это то, от чего мы не откажемся ни при каких обстоятельствах. Наши ценности формируют и наше представление о будущем. Мы стремимся к справедливому обществу свободных людей. Мы знаем, Россия будет процветающей, демократической страной. Сильной и в то же время комфортной для жизни. Лучшей в мире для самых талантливых, требовательных, самостоятельных и критически настроенных граждан. Хочу, чтобы все знали — наши цели неизменны. Резкие колебания политической и экономической конъюнктуры, турбулентность мировой экономики и даже нагнетаемая военно-политическая напряженность не станут поводом для демонтажа демократических институтов, для огосударствления промышленности и финансов. Политические свободы граждан и их частная собственность неприкосновенны.

О вреде бюрократии:

Государственная бюрократия по-прежнему, как и 20 лет назад, руководствуется все тем же недоверием к свободному человеку и к свободной деятельности. Эта логика подталкивает ее к опасным выводам и опасным действиям. Бюрократия периодически кошмарит бизнес, чтобы не сделал чего-то не так, берет под контроль средства массовой информации, чтобы не сказали чего-то не так, вмешивается в избирательный процесс, чтобы не избрали кого-нибудь не того, давит на суды, чтобы не приговорили к чему-нибудь не тому, и так далее. В результате государственный аппарат у нас — это и самый большой работодатель, самый активный издатель, самый лучший продюсер, сам себе суд, сам себе партия и сам себе в конечном счете народ. Такая система абсолютно неэффективна и создает только одно — коррупцию. Она порождает массовый правовой нигилизм. Она вступает в противоречия с Конституцией, тормозит развитие институтов инновационной экономики и демократии. Сильное государство и всесильная бюрократия — это не одно и то же. Первое нужно гражданскому обществу, как инструмент развития и поддержания порядка, для защиты и укрепления демократических институтов. Вторая — смертельно опасна для него. Поэтому наше общество должно спокойно, настойчиво и не откладывая на потом развивать институты демократии.


Мнение эксперта: Павел Кудюкин, доцент Высшей школы экономики

— Можно согласиться с президентом в том, что бюрократия сама себе народ — она действительно не воспринимает себя как некую группу населения, обслуживающую потребности общества, а не свои собственные.

С другой стороны, меня смущает не слишком корректное использование самого слова. У нас "бюрократия" — это ругательство, хотя понятно, что ни одно общество без нормально организованной бюрократии существовать не может. Проблема не в том, много ее или мало, а в том, какая она. В России бюрократия патримониальная — рекрутируется и оценивается не по тому, как она обслуживает интересы общества, а по тому, как она удовлетворяет потребности вышестоящего начальства. Смотрит не на клиента — население, а на начальника. Повлияет ли президентская критика на чиновников? Абсолютно нет! Скорее, это ритуальные фразы, удовлетворяющие ожиданиям населения. Чтобы проблему преодолеть, нужно предлагать конкретные меры, как раз не очень понятные и популярные. Например, кадровый резерв в какой-то мере может повлиять на качество госаппарата. Зависит от того, насколько комплексно его сформируют.


О развитии гражданского общества и большей демократизации:

Прежде всего предлагаю принять меры по дальнейшему повышению уровня и качества народного представительства во власти, меры, способные обеспечить большую включенность граждан в политическую жизнь. За партии, прошедшие в 2007 году, проголосовало более 90% избирателей. Но при этом почти 5 млн наших граждан отдали голоса партиям, которые в Госдуму не попали. Эти люди не получили представительства на федеральном уровне, хотя проявили и гражданскую активность, и просто пришли на выборы. Это несправедливо и должно быть исправлено. При этом пока не считаю необходимым снижать барьер прохождения в Госдуму, установленный законом для депутатов. Таким образом, мое первое предложение — дать гарантии представительства избирателям, проголосовавшим за так называемые малые партии. Считаю, что партии, получившие от 5 до 7% голосов, могли бы гарантированно рассчитывать на 1—2 депутатских мандата... Второе: считаю возможным, чтобы предложения по кандидатурам будущих руководителей исполнительной власти субъектов федерации представлялись президенту только партиями, набравшими наибольшее число голосов на региональных выборах. И, стало быть, больше никем.

Третье: использование денежного залога на выборах всех уровней должно быть отменено. Участвовать в выборах или нет должны решать не деньги, а мнение людей, репутация партии и доверие избирателей к ее программе. Надо обсудить и возможность поэтапного снижения количества подписей избирателей, собираемых для участия в выборах в Государственную думу. А партии, которые в ходе следующих выборов в Государственную думу смогут набрать более 5 процентов голосов либо создавшие фракции более чем в трети региональных парламентов, надо полностью освободить от сбора подписей.

Четвертое: Совет федерации должен формироваться только из числа лиц, избранных в представительные органы власти, и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта федерации. Так называемый ценз оседлости, предписывающий члену Совета федерации проживать в ранее определенном регионе определенное количество лет, должен быть отменен.

Пятое: поэтапно должно быть снижено минимальное количество членов организации, требуемых для регистрации новой политической партии.

Шестое: в Закон о партиях надо внести поправки, обязывающие производить ротации руководящего партийного аппарата, согласно которым одно и то же лицо не может занимать определенную руководящую должность в аппарате партии дольше определенного срока.

Седьмое: представительные органы местного самоуправления должны иметь возможность более действенно контролировать, а при необходимости и отстранять от должности руководителей муниципалитетов.

Восьмое: прошу предусмотреть дополнительные меры для привлечения к законотворческому процессу представителей неправительственных организаций Общественной палаты.

Девятое: парламентские партии должны иметь четко сформулированные гарантии освещения их работы в государственных СМИ.

Десятое: свобода слова должна быть обеспечена технологическими новациями. Опыт показал, что уговаривать чиновников оставить в покое СМИ практически бесполезно. Нужно не уговаривать, а как можно активнее расширять свободное пространство интернета и цифрового телевидения.

О российско-американских отношениях:

Не секрет, что многие государства еще по инерции оглядываются на то, куда дует ветер в отношениях России и Соединенных Штатов. Да, сегодня эти отношения переживают не самый простой период. И у нас тоже возникает много вопросов, в том числе нравственного порядка. Но подчеркну: у нас нет проблем с американским народом, у нас нет врожденного антиамериканизма. И мы надеемся, что нашим партнером, новой администрацией США, будет сделан выбор в пользу полноценных отношений с Россией.


Мнение эксперта: Сергей Марков, директор Института политических исследований:

— Наше отношение к американцам можно обозначить одним словом "достали". США постоянно атакуют, критикуют. Но мы как независимая страна не будем подстраиваться под американских граждан. Казалось бы, логично не говорить этого 5 ноября, когда весь мир обсуждает американские выборы. В этом смысле это, конечно, вызов Вашингтону — когда в день избрания нового президента наш глава государства заявляет, а вот мы вам "Искандера"! Но с другой стороны нам уже глаза истыкали этими ракетами. К тому же бойня на Кавказе. Мы понимаем, кто виноват, и наш ответ — мы не отступим на Кавказе, не отступим в зоне жизненно важных интересов, не отступим от продолжения своей политики на создание демократической страны. Одновременно с такой жесткой позицией по отношению к нынешнему Вашингтону должен последовать примиряющий жест по отношению к новой администрации. Думаю, мы сможем построить c ней более позитивную повестку дня. Будем надеяться, что Обама пересмотрит очень многие основания своей политики, в том числе отношения с Россией. Особенно такие безумные идеи Вашингтона, что влияние России должно ограничиваться внутри ее границ и что она не должна быть великой державой. И что нас должны окружать не дружественные страны, а враждебные, возглавляемые криминальными лидерами типа Ющенко и Саакашвили.


О развитии судебной системы:

Известно, что независимый и честный суд — это основа справедливого общественного порядка. И по мере укрепления нашего демократического государства роль суда будет, естественно, только возрастать. Проблемы формирования судебной системы в значительной части решены. В том числе расширена компетенция судов, связанная с рассмотрением жалоб на действия государственных органов, должностных лиц, а также с возмещением вреда, причиненного их незаконными действиями. В ближайшее время будут введены и другие новации. Так, я поручил подготовить заключение о возможности передачи на федеральный уровень вопросов деятельности мировых судей. Решение этой задачи, несмотря на необходимость определенных трат, позволит завершить формирование стройной вертикали судебной власти. Я внесу также законопроект по сокращению сроков рассмотрения гражданских дел и введению дополнительных мер ответственности за создание препятствий, ведущих к затягиванию судопроизводства. Кроме того, надо установить механизм возмещения ущерба, причиненного гражданам при нарушении их прав на судопроизводство в разумные сроки, на полное и своевременное исполнение судебных решений. И, наконец, уже в ближайшее время следует принять закон об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации...

Нельзя забывать и о таком принципиальном вопросе, как гуманизация закона и порядок ее применения. Судам следует более взвешенно относиться к избранию мер пресечения в виде ареста и к назначению наказаний, связанных с изоляцией от общества.

О стратегии развития образования:

Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы, ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать — с передовых позиций мы уже откатились. И это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности.

Кроме того, система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации. Стратегия развития российского образования в целом скоро будет утверждена правительством.

О корректировке Конституции:

Убежден, наше движение к свободе и демократии будет успешным и неуклонным лишь в том случае, если авторитет президента и Госдумы будет достаточно высок, основан не только на предвыборных обещаниях, но и на практических результатах деятельности, если у них будет достаточно времени все заявленное провести в жизнь. И результаты своей работы реально показать народу, отчитаться за них перед избирателями, перед страной. Сегодня, когда реализуются планы долгосрочного развития, а по сути решаются задачи перехода к экономике нового типа, предстоит заниматься сразу множеством труднейших вопросов: противодействовать глобальному кризису и трудностям конкурентной борьбы, модернизировать армию и управлять гигантской и сложнейшей по своему национально-культурному составу страной. И в этих условиях укреплять демократические институты и поддерживать стабильность.

Вот далеко не все, но наиважнейшие причины, в связи с которыми я вношу два предложения.

Расширить конституционные права Федерального собрания, отнести к предметам ведения Госдумы (статья 103) контрольные функции в отношении исполнительной власти, установив конституционную норму, обязывающую правительство России ежегодно отчитываться в ГД по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом.

Увеличить конституционные полномочия президента и ГД до 6 и 5 лет соответственно.

Хочу прямо сказать, речь идет не о конституционной реформе. А именно о корректировке Конституции. О действительно важных, но все же уточняющих поправках, не затрагивающих политическую и правовую сущность существующих институтов. Они скорее дают необходимый дополнительный ресурс для их стабильного функционирования. Так что реформаторский зуд в отношении Основного закона абсолютно неуместен. Российская Конституция эффективна, она работает, и ее базовые положения должны на многие годы вперед оставаться незыблемыми.


Мнение эксперта: Тамара Морщакова, судья Конституционного суда в отставке

— Корректировка Конституции, если Госдума величит срок президентских и своих полномочий, произойдет впервые за 15 лет. Конституция принята в 1993 году на референдуме 12 декабря. С тех пор в нее вносили лишь изменения, касающиеся субъектного состава Федерации (после объединения регионов). С правовой точки зрения, очевидно, поправка будет предложена в составе целого ряда других корректировок. Что, с моей точки зрения, всегда опасно. И вызывает вопрос, сохранится ли дух Конституции.

Новые сроки — 6 лет для президента и 5 лет для Госдумы — будут действовать для следующего главы государства и парламента. Это не может относиться к действующим структурам власти.

Существует принцип правовой стабильности, согласно которому никто не может решать свою собственную судьбу. Обычно во всех государствах, которые хотят, чтобы обеспечивалось верховенство права, нормы, изменяющие сроки действия государственных конституционных органов власти (как президент и парламент), всегда применяются в отношении будущего. Иначе, представьте себе, каждый, кто занимает ступеньку, захотел бы закрепить свое положение на все времена. Точно так же запрещено выносить на референдум вопрос об изменении сроков деятельности тех или иных органов власти.


Об уроках конфликта на Кавказе и ответе на размещение ПРО США в Европе:

Хотел бы сделать ряд выводов, выходящих по своему значению за рамки самого конфликта. Первый и главный вывод: фактически зафиксировано формирование качественно новой геополитической ситуации. Августовский кризис лишь форсировал наступление момента истины. Мы действительно доказали, в том числе и тем, кто спонсировал нынешний правящий режим в Грузии, что в состоянии защитить своих граждан, что мы в состоянии на деле отстаивать и наши национальные интересы, и эффективно выполнять миротворческие обязательства. Вывод второй: наши Вооруженные силы в значительной мере восстановили свой боевой потенциал. Тем не менее, военному руководству нужно проанализировать не только успехи, но и промахи и извлечь из этого самые серьезные уроки. Что касается перевооружения армии и флота современной техникой, то соответствующие решения мною уже приняты, поручения правительству даны. Я утвердил новую конфигурацию облика Вооруженных сил нашей страны. Добавлю: от того, с чем нам приходится сталкиваться в последние годы (А что это? Это — конструирование глобальной системы ПРО, окружение России военными базами, безудержное расширение НАТО и другие "подарки" России), — складывается устойчивое впечатление, что нас просто испытывают на прочность. В гонку вооружений мы, конечно, втянуть себя не дадим. Но не учитывать этого в оборонном строительстве не можем. И безопасность граждан России будет и впредь обеспечиваться надежно. Поэтому я сейчас объявлю вам некоторые из мер, которые будут предприняты. В частности, для эффективного противодействия упорно, постоянно навязываемым нынешней администрацией США новым элементам глобальной системы ПРО в Европе. Так, ранее планировалось снять с боевого дежурства три ракетных полка ракетной дивизии, дислоцированной в Козельске, а саму дивизию к 2010 году расформировать. Я принял решение воздержаться от этих планов. Ничего расформировывать не будем. Кроме того, для нейтрализации при необходимости системы ПРО в Калининградской области будет развернут ракетный комплекс "Искандер". Естественно, что мы предусматриваем использование в этих целях и ресурсов Военно-Морского флота России. И наконец, с территории того же самого западного региона, то есть Калининградской области, будет осуществляться радиоэлектронное подавление новых объектов системы ПРО США. Хочу подчеркнуть, что эти меры вынужденные. Мы не раз говорили всем нашим партнерам, что настроены на позитивное сотрудничество. Хотим действовать против общих угроз, хотим действовать совместно. Но нас, к сожалению, к великому сожалению, слушать не хотят.


Мнение эксперта: Владимир Дворкин, бывший начальник 4-го НИИ Минобороны

— На мой взгляд, размещение оперативно-тактических комплексов "Искандер" в Калининградской области носит исключительно политический характер, поскольку с военной точки зрения трудно представить сценарий, когда они могут быть использованы в первом, упреждающем, ударе по объектам ПРО США в Восточной Европе. Это будет означать войну с НАТО, чего мы никогда не сделаем. Нельзя их рассматривать и как ответное средство в случае нападения Североатлантического альянса на Россию. НАТО, так же как и мы, никогда на это не пойдет, хотя бы потому, что у нас есть ядерное оружие.


О новой финансовой архитектуре:

Новая финансовая архитектура должна обеспечивать интересы всех ее участников. Но при этом она должна быть защищена от использования в интересах одной страны или группы стран, одной экономической системы, которая будет компенсировать свои грубые ошибки за счет других...

Уже до конца текущего года надо принять пакет законов, формирующих основу для создания в России одного из ведущих мировых финансовых центров. И такой центр должен служить ядром самостоятельной и конкурентоспособной российской финансовой системы. Нужно предпринять практические шаги по усилению роли рубля в качестве одной из валют международных расчетов. И, наконец, начать переход к расчетам в рублях. Переход к расчетам в рублях, который мы, к сожалению, затянули, и конечно, прежде всего, за газ и за нефть. Надо стимулировать размещение новых эмиссионных ценных бумаг именно в рублях и желательно на российском рынке. Конечная цель всех этих процессов сделать рубль одной из региональных валют.


Мнение эксперта: Александр Шохин, Президент РCПП

— Пока идет формирование новой мировой архитектуры. И Россия должна использовать все возможности для представления своих взглядов. Уже понятно, что главное в этой архитектуре — это устранение монополизма США в выстраивании валютных и экономических отношений. Новая система должна базироваться на большем количестве валют и финансовых центров. Нужна новая система эффективной оценки рисков. Россия сейчас рассматривается в мире как одна из стран с большим количеством золотовалютных резервов, которая может стать одним из доноров процесса создания этой новой архитектуры мира. Развитые страны явно уже в том положении, которое требует участия внешних инвесторов в покупке их государственных ценных бумаг. И роль России и Китая здесь очень велика. Отношение к нам уже изменилось. Но понятно, что участие и уступки должны быть взаимны. И уже очевидно, что строиться новая мировая система будет без доминирования какой-то одной страны.


Мнение эксперта: Арсен Каноков, президент Кабардино-Балкарии

Смысл такого документа, как Послание президента, — расстановка приоритетов, анализ самых важных моментов в жизни страны и управления ею. Это послание выполняет такую задачу полностью — президент обозначил все основные проблемы нынешнего дня: опасность "однополярности" мира, угрозы, создаваемые мировым кризисом, укрепление демократических институтов в нашей стране. Думаю, что все озвученные президентом меры по повышению уровня представительности народа в управлении государством не просто своевременны, а уже неотложны.

Сюда же относится и вопрос о сроках полномочий президента и Госдумы — у нас большая страна, и увеличение сроков президентства будет способствовать более стабильному и поступательному развитию.

В Послании было затронуто и много не столь глобальных, но важных вопросов, например проблема недостаточной эффективности многочисленных федеральных органов исполнительной власти в регионах. Или, например, программа подготовки квалифицированных управленческих кадров. Для многих регионов, и для нас в частности, это большая проблема. У нас в КБР подобная программа уже есть, мы обучаем наших талантливых студентов в лучших бизнес-школах мира, так что особенно отрадно, что эти проблемы теперь озвучены на столь высоком уровне.