• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зачем чиновники сливают информацию

Комсомольская правда. 3 декабря 2008

Директор Института соцполитики Высшей школы экономики Сергей Смирнов: "Народ не надо информировать, он сам разберется".

Любопытное кино у нас получается. Только в понедельник премьер Владимир Путин говорил о недопустимости слива инсайдерской информации. А в это время чиновники Минэкономразвития сливали в прессу еще никем не подписанный прогноз развития экономики на 2009 год, который подготовило министерство.

Чтобы было ясно, чем опасен инсайд: в переводе с английского это слово означает "внутри". То есть какой-то узкий круг чиновников владеет внутренними, служебными данными, способными повлиять на стоимость акций или курс валют. И пока эти данные не стали достоянием всех, "знатоки" делятся ими со своими людьми, а те пользуются в личных целях — скупают акции, пока они не подорожали. В общем, играют не по правилам.

Часто слив способен обвалить рынки, посеять панику среди людей, которые о фондовых торгах и представление-то имеют смутное. Попробуй, например, скажи, что у того или иного банка возникли проблемы — народ, не особо разбираясь, тут же бросится снимать деньги. Даже если трудностей у банка не было — будьте уверены, появятся.

Ну а за курсом доллара российские граждане следят сейчас тщательнее, чем за погодой. И вот стало известно, что Минэкономразвития подготовило прогноз развития экономики на будущий год. Правда, документ не внесен еще на согласование в правительство, его даже министр не успел подписать. А подчиненные уже слили в прессу цифры: мол, если нефть в будущем году будет стоить $50 за баррель, то курс доллара в среднем за год составит 32 руб. Если же "черное золото" подешевеет до $30, то доллар вырастет до 35 руб. При этом первый вариант считается базовым, наиболее вероятным, а второй, пессимистичный, для подстраховки, чтобы правительство и к такому развитию событий было готово.

Нужно заметить, прогнозисты в министерствах у нас еще те. Сколько ни прогнозировали, к примеру, инфляцию, а за последние пять лет ни разу в яблочко не попали. То же самое — с ценами на нефть и валюту.

А люди сейчас в напряжении. У всех есть сбережения, у большинства — кредиты, грядущими сокращениями чуть ли не из каждого утюга пугают. Так что, когда новость растиражируют в Интернете, десять раз прочтут по радио, вряд ли народ станет вникать в частности: какой прогноз тут основной, а какой — страховочный. И немудрено, если люди встанут в очереди в обменниках. А менялы, пользуясь ажиотажем, задерут курс до той самой планки, которую доброхоты из Минэкономразвития предсказывают на будущий год, да и то "в среднем".

Никто не спорит, гражданам нужно говорить правду. Предупрежден — значит вооружен. Но было бы лучше, если бы чиновники взвешивали каждое слово, головой отвечали за любой прогноз. И при этом не вылезали бы из ТВ, а не сливали информацию анонимно. А то, ей-богу, как в анекдоте получается, когда в переполненном театре какой-то неумный шутник кричит "Пожар!".

Вопрос дня: Что надо говорить народу во время кризиса?

Павел МЕДВЕДЕВ, член Комитета Госдумы по финансовому рынку:

— Всегда надо говорить правду, потому что один раз соврешь — потом тебе не поверят. Но не надо возбуждать и ложные тревоги: не закатывать истерику, когда наблюдаются трудности, а объяснять, в чем они заключаются и как их преодолеть.

Михаил ЛЕОНТЬЕВ, политолог, экономист, главный редактор журнала "Профиль":

— Для того чтобы информировать, надо понимать, что происходит! Настоящего кризиса, того, что в США, у нас пока нет. И можно сделать так, чтобы его не было. Вместо этого — у нас идея разделить общую беду с братьями-американцами.

Сергей СМИРНОВ, директор Института соцполитики Высшей школы экономики:

— Народ не надо информировать, он сам разберется. Все остальное — скорее давление на психику, не надо мешать людям самим принимать правильные решения.

Михаил ВИНОГРАДОВ, профессор, доктор медицинских наук, психиатр:

— Больше всего людей пугает дезинформация или отсутствие информации как таковой. Поэтому правдивая подача новостей должна сопровождаться комментариями авторитетных экономистов. И ни в коем случае не астрологов и экстрасенсов.

Олег ЗАМУЛИН, профессор Российской экономической школы:

— Конечно, нужно успокаивать, но без вранья. Неоправданная паника еще сильнее, когда народ видит, что ему врут. Чтобы этого не было, надо называть вещи своими именами.

Леонид СЕРГЕЕВ, профессор, советник губернатора Калининградской области:

— Как информировать? Весело, с задумкой и научно обоснованно. Ни в коем случае не надо кошмарить население! Вы что, хотите, чтобы народ за спичками ломанулся да за солью?!

Энтони ХАЛПИН, шеф московского бюро газеты "Таймс" (Великобритания):

— Нужно говорить правду о том, какие будут сложности. Чтобы люди имели возможность что-то предпринять.

Анна Алекс, читательница сайта KP.RU:

— Писать, как готовиться к кризису, запасаться ли продуктами. Где можно получить помощь малоимущим. И что делается в стране, чтобы улучшить ситуацию.