• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чиновники во время кризиса: "Всех сократят, а мы останемся"

Комсомольская правда. 10 марта 2009

Директор департамента стратегического анализа компании ФБК, профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев: "Это угроза для существования страны".

Губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин недавно вспылил:

— Такой бюрократии, которая существует сейчас на нашем местном уровне, не было никогда!

Звучало как вызов. Тем более что ни в чем революционном Гениатулин ранее замечен не был. Хотя рулит своим глубоко дотационным краем (каких в России больше половины) уже 13 лет. Неужели и губернатора достало?

Что ж, как говорится, назвался груздем... Отправляюсь в Читу.

"Государство пухло, народ хирел"

— Вон видишь симпатичный особнячок? Там раньше областной отдел народного образования находился, 30 человек сидели. А теперь? — бывший советский чиновник Юрий Ляхов командовал здесь райисполкомом и знает новейшую историю местной бюрократии лучше других. Он торжественно выдерживает паузу. — Тут сидят больше 60 человек! Теперь это целое министерство! Еще одно здание себе пристроили. И все равно тесно. По трое в кабинете ютятся! Да и что это за чиновники — не тот калибр. Вот раньше вкалывали — и в каждой деревне было по школе, область полностью себя обеспечивала зерном. А нынешние до чего довели? Сельские школы закрываются. Фермерских хозяйств — раз, два и обчелся. Одни чиновники и остались! Для чего? — опять замирает вопросительно Ляхов. — Чтобы было кому зарплату платить, вот для чего!

Ляхову не хватило пальцев, чтобы перечислить все предприятия, работавшие здесь во времена СССР. Сегодня более-менее стабильно работает одно. Зато в краевой администрации целое министерство промышленности!

На центральной площади Читы торчит угрюмая, но чистенькая девятиэтажка. Номенклатурные голубые ели, как часовые, у входа. В ней умещались и обком, и горком партии, и обком комсомола. Сейчас в девятиэтажке — администрация, парламент Забайкальского края. Мэрии места уже не хватило...

Краевых чиновников в Забайкалье — 2377 человек. Секретарши и прочая обслуга не в счет. А еще есть муниципалы. Они тихо плодятся в районах, как бактерии.

— 36 районов умножай на 50 сотрудников, — прикидывает Ляхов. — Получается 1800. Плюс администрации в селах и городах — около 1200.

Чиновников втрое больше, чем в советское время! Может, и население утроилось? Не-а! Оно сократилось за время реформ на 100 тысяч. Остались в крае 1 миллион 155 тысяч человек.

Думаете, Ляхов преувеличивает? У Росстата — те же цифры. Перед распадом СССР, в 1990 году, в стране с 300-миллионным населением было 663 тысячи госслужащих. В 2007-м чиновников стало уже 1 млн. 624 тысячи. Но население сегодняшней России — 140 млн. человек, это меньше половины от того, что было в СССР!

Академик Ключевский еще в позапрошлом веке писал: "Государство пухло, народ хирел". История повторяется.

Цифры эпохи

Содержание рядового чиновника обходится бюджету Забайкальского края чуть больше 130 тысяч рублей. Плюс зарплата. Всего же госслужащие опустошают годовой бюджет на 1 млрд. 665 млн. рублей.

Директор Дарасунского завода горного оборудования и по совместительству краевой депутат Сергей Белоногов недавно застукал чинуш в местном автосалоне:

— Администрация закупает машины по 2 миллиона рублей за штуку. "Тойоты Лэндкрузеры"! Спрашиваю: у нас кризис или как? А они: да, кризис. И оформляют дальше. Целый департамент по госзакупкам создали, 15 человек в штате...

— Ну не праворукие же японки б/у покупать! — искренне удивляется глава администрации Забайкальского края Геннадий Чупин. — Это небезопасно. Там, где государственный интерес, покупки должны быть рациональны. "Лэндкрузер" — надежная, проходимая, комфортабельная машина. И стоит не 2 миллиона, а 1 миллион 200 тысяч. Попробуй на "Волге" по краю поездить. Да она же рассыплется!

С Чупиным полгода назад случилось интересное превращение. До этого он был замом прокурора края. Следил за исполнением законов со стороны чиновников. А теперь вот сам чиновник.

— Первым делом я решил выяснить, есть ли дармоеды, — вспоминает Чупин. — Оказалось, вычислить трудозатраты чиновника невозможно. Нет такой методики. Мы считали, сколько человек провел совещаний, сколько бумаг подготовил.

— И как результаты?

— Органов исполнительной власти в крае — 34. Пока успел проверить только комитет соцобеспечения — самое большое ведомство, там сидят 260 человек. Но глава комитета убедил: если чиновников уволить, возникнут очереди на получение субсидий, выплату льгот. Страдать в итоге будут простые люди. Но сокращение расходов идет. Я вот лично не летаю бизнес-классом.

Сегодня конкурс на факультеты "Государственное и муниципальное управление" в любом вузе, хоть в столице, хоть в провинции, зашкаливает за 15 человек на место. А на "Технологиях машиностроения" конкурса нет вообще! Вот они — цифры эпохи. Почему же растет масса, которая ничего не производит, а только тратит? Видимо, среда благотворная...

Лояльный середнячок

— С чего ты взял, что все чиновники жируют? — спорит со мной Анастасия К. Она — старший специалист в краевом министерстве экономики. — Я, например, получаю 23 тысячи. Для Читы нормально. Но не супер.

— А за что тебе платят?

— Работаем только на Москву. Отвечаем на запросы федеральных министерств. Из-за этого все письма от своих, читинцев, рассматриваются долго. Мы их просто перекладываем на дно папки "В работу". Потому что, если не сдашь отчет Москве, начальник может премию срезать. Или "сложности и напряженности" лишить.

Но перетрудиться чиновнику не грозит. За это не доплачивают. Шанс вырасти, говорит Настя, есть только у "своих", со связями. В общем, культивируется серость. Блеклый середнячок.

Академия госслужбы при Президенте РФ составила рейтинг норм и правил служебного поведения. Выяснилось, что на 1-м месте у чиновников добросовестное отношение к работе. Честность — уже на 6-м. А вот соблюдение прав граждан — вообще на 9-м. Лояльность начальству — вот главное свойство хорошего чиновника.

— Ты же — нормальный живой человек. Зачем в эту скуку погрузилась? — не понимаю я. — Другой работы нет?

— Зато удобный распорядок дня и длинный отпуск, — пожимает плечами Настя. — Утром, правда, ловят за опоздания. Но зато обед с 13.00 до 14.00 — это святое. Вопросы некоторые легче решать. Ребенка в школу престижную устрою без проблем...

— Ага, а после школы — на факультет госуправления?

— Почему бы и нет...

— А кризис по вам ударил?

— Обещают на 10% сокращение штата. В отделе 20 человек. А два места вакантны.

— И сократят вакансии?

— Да. Во время кризиса всех сократят, а мы, чиновники, останемся.

О сокращении во власти объявляется громко: мол, мы вместе с народом страдаем. Один из вице-мэров Владимира был еще и главой управления. Вице-мэра сократили, а главуправа — нет. В Самаре убрали 5% госслужащих. А их зарплаты... разделили между оставшимися. В Госдуме тоже горячились: сократимся на 20%! А на днях передумали. Из аппарата Госдумы не будет уволен ни один клерк! 

Кормушка первая — мелкие частники

В шаге от Забайкальской администрации — ресторан "Зеленая роща".

— Мы работаем без спиртного, — грустно сообщила официантка.

Узнав, что я журналист из Москвы, вышла взволнованная хозяйка заведения Екатерина Васильевна. И рассказала такую историю. Был у нее раньше уютный кабачок с китайской кухней, тоже в центре города:

— Помещение арендовала. Отремонтировала от и до. Денег угрохала кучу. Но пришли ребята в милицейской форме. И сказали, что здесь будет отдел внутренних дел. А вы, тетенька, ищите для вашего общепита место где-то еще. Пришлось съезжать. А милиционеры радостно списали деньги, которые им выделили на ремонт нового райотдела.

Под "Зеленую рощу" Екатерина Васильевна сняла пол-этажа на центральной улице. Опять ремонт. Расходы отбились за пару лет. Но тут закончилась лицензия.

— Собрала все справки, кроме одной. Управление потребительского рынка уперлось, — раскладывает рестораторша талмуды с гербастыми бумажками.

— На взятку намекали?

— Нет, другое. ОВИР тут недалеко находится. Им расширяться надо. Мое помещение приглянулось... Может, мне к президенту Медведеву обратиться? Он же сказал: нечего малый бизнес кошмарить...

На малый бизнес в период кризиса вся надежда. Путин, к примеру, высказался за годовой мораторий на проверки "малышей". Оказывается, на эти проверки казна тратит 160 млрд. руб. в год! Но чем тогда будет заниматься чиновничья машина, заточенная как раз на то, чтобы трясти предпринимателей?..

Да скоро и проверять будет некого. За последние 6 лет малых предприятий в России стало меньше втрое: с 880 до 282 тысяч. Обратно пропорционально росту армии чинуш. Такая арифметика.

Кормушка вторая – население

Диапазон развлечений в провинции широк. Есть даже экзотические. Например, владелец читинской сети аптек Андрей Жидков организует... товарищества собственников жилья (ТСЖ). Он рассказывает о самой жирной кормушке для чинуш.

Сферу ЖКХ контролирует служба заказчика. А она подчиняется горадминистрации.

— Город закреплен за пятью управляющими компаниями, — говорит Жидков. — Всех их привела мэрия. По конкурсу, разумеется. Как происходит эта процедура, объяснять не надо? Любимое занятие управляющих компаний — капитальный ремонт. Смета заявляется, допустим, на 17 миллионов, а реально тратится 6—7. Средний тариф за жилищные услуги — 10 рублей с квадратного метра. Жильцы в доме за 27 тысяч "квадратов" в месяц платят 270 тысяч рублей. А на эти деньги получают... только вывоз мусора! За год набегает почти 3 миллиона никем не учтенных денег. С дома! К примеру, на дотации на старые чадящие котельные забайкальский бюджет тратит 200 тысяч рублей В ДЕНЬ.

— На реконструкцию котельных нужны средства, — разводит руками первый зам губернатора Александр Холмогоров. — А денег нет.

Горводоканал — монополист. Обычно в совете директоров — знакомые все лица, отцы города. Заплатят бабули-пенсионерки за водичку на 10 копеек больше — члену правления приятный бонус по итогам года. Тысяч на 100 рублей.

Сфера ЖКХ страшно засекречена. Сколько денег здесь уходит налево, не знают ни прокуроры, ни антимонопольщики. Но известно, что оборот в сфере ЖКХ в масштабах страны — 30 млрд. долларов. Есть что "попилить"! Видимо, поэтому у коммунальщиков постоянная неразбериха. Так "пилить" сподручнее.

Взятка — это примитивно

"Брали мы, правда, что брали — кто богу не грешен, царю не виноват?.. Как возьмешь, оно и работать как-то сподручнее, поощрительнее..." Это Салтыков-Щедрин. "Губернские очерки". Хрестоматии российского бюрократизма уже полтораста лет. Может, на этом и стоит наше чиновничество? Взяточка — она как цемент, который административные взаимосвязи только укрепит?

— За 2008 год в крае возбуждено 121 уголовное дело, связанное с коррупцией. 13 — в отношении глав муниципальных образований и их заместителей, 8 — в отношении депутатов местного самоуправления, — рассказывает мне и. о. начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры края Владимир Корниенко.

Такое ощущение, что главы районов и поселков избираются, чтобы решать только собственные проблемы. Они тут же обрастают замами из родни. И попадаются на мелочевке. Один вымогал 50 тысяч — не долларов, рублей! — у предпринимателя. Смешно, конечно... Муниципалы подбирают крохи, зато вдохновенно. Остервенело и жадно.

— Коррупционеры отошли от простых взяток, — говорит Корниенко. — Материальные ценности получает не сам чиновник, а его близкие: дорогую турпоездку, квартиру, коттедж.

А краевые чиновники? Они что, кристально чисты? Конечно, нет. Но поймать их за руку трудно. Один из больших людей в краевой администрации Забайкалья еще несколько лет назад записал громадный участок земли на свою дочку-школьницу. Когда об этом узнали правоохранители, девушке уже исполнилось 18. "Я сама лично все бумаги на землю оформляла!" — заявила мамзель. И все. Оснований для возбуждения уголовного дела нет.

Правоохранителям дана отмашка. Треть дел в производстве следователей центрального аппарата Следственного комитета при Прокуратуре РФ — о коррупции. Но официально прокуроры за последний год выявили "всего" 920-миллионный ущерб государству. А реальные убытки от взяточничества оценивают в десятки раз больше.

"Хватит. будем оптимизировать"

Губернатор Забайкалья Равиль Гениатулин тоже озадачил. Сначала объявил, что негоже плодить бюрократов. А потом ввел 19 новых должностей — губернаторских полпредов в районах. А им ведь потребуются офисы, секретарши, водители...

Отправляюсь на вершину краевой вертикали. Красные ковровые дорожки. Насупленные барышни на страже властных кабинетов.

— Дополнительные места не создавались, — заверил меня Гениатулин. — Полпреды — это сотрудники контрольного управления краевой администрации.

— Чем же они занимаются?

— Следят за исполнением законов, докладывают об обстановке в районе. Мне нужна прямая и объективная связь на местах.

— Но на ваших глазах аппарат в крае раздулся в 3 раза...

— Я стал губернатором в 1996 году. Несколько лет держал планку — 500 человек. И справлялись, хотя времена были непростые. А потом полномочия постепенно передали на региональный уровень: всю лесную тему, службу занятости, экологию. Я своим уже объявил: все, стоп. Хватит. Больше расширяться не будем. Будем оптимизировать. У нас есть районы, большие по площади, но маленькие по населению: 10—15 тысяч жителей всего. А весь чиновничий люд там представлен. Моя идея проста. Несколько районов объединяются в один округ. В нем будет один глава. Статус ему хочу сделать высокий — на уровне министра. Я считаю, по всей стране нужно укрупнить регионы. Должно быть не больше 50 субъектов.

В общем, снова административная реформа. Хотя, с точки зрения губернатора, все логично: как еще управлять армией муниципалов, если она ему по закону не подчиняется? Есть, правда, закавыка. Кто проконтролирует губернаторских полпредов? За надсмотрщиком должен следить еще один надсмотрщик. "Контролер, контролирующий контролера" — схема бесконечная.

"Главное — конструктивно!"

— С чиновниками надо работать конструктивно. Они это любят. И еще — подарки, — лениво разъяснял мне Серега, директор регионального представительства одной из федеральных торговых сетей.

Серега закон игнорирует. Менты игнорируют Серегу. "Красивый" номер на "Лексусе", 120 по встречке — вот он стиль. За тонированным стеклом — унылые хрущевки и одинаково усталые лица на остановках. Но если хорошенько разогнаться, обывательская серость становится незаметным фоном. Глаз фиксирует только неоновые фонари и рекламные картинки красивой жизни.

— Недавно открывал магазин в одном районе. Естественно, первым делом — к главе администрации. Морда — во! На лбу написано: "Купи меня". Отчего же не купить. "Есть достойные люди? — спрашиваю. — Мне директор в магазин нужен". Мэр аж вспотел. Дочка у меня, говорит, умница большая. По рукам! Будет твоя умница директором. И все! В Москве пищат от радости: региональная сеть растет...

— А пожарные? Милиция? — удивляюсь я.

— Выкатываем подарки: кому — телик, кому — холодильник, — подмигивает Серега. — Из мэрии звонили. Им 50 чайников надо. К пятнице, — меланхолично продолжает мысль шефа Саша-водитель.

— Куда им столько? На прошлой неделе их начальнику "плазму" за 27 тысяч вместо 60 отдали, — по-хозяйски возмущается Серега. И уже звонит своим менеджерам. — Отгружай. Запиши как представительские расходы...

Сереге с чиновниками по пути. Брезгливо позевывая, он раскрывает тонкости бизнеса в провинции:

— Ты наивный. Думаешь, только у нас так? Да везде! А у вас в Москве? Просто больше дать надо. Чиновник — он везде одинаковый, жадный. Потому работать с ним легко. Главное — конструктивно, ха-ха-ха!

Мнение эксперта

Директор департамента стратегического анализа компании ФБК, профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев: Это угроза для существования страны

— Ситуация парадоксальная — командно-административная экономика СССР, которая предполагала управление через план, централизацию, имела втрое меньше чиновников, чем рыночная, которая вроде бы должна зиждиться на принципах самоуправления.

Почему чиновников стало так много, понятно: в сытые нулевые годы, когда нефтедоллары текли рекой, можно было и аппарат подраздуть. Любой руководитель ведомства считал, что первым делом надо увеличивать штат. Чем больше они, тем больше денег на них заворачивается. Тем ведомство весомее. В 1992 году федеральных органов исполнительной власти было около 30. В 2000-м — больше 60. После 2004-го — уже более 90. Возможно, при выстраивании вертикали власти цель была благая. Но реформа вылилась не в перетряхивание аппарата, а в рост структур с непонятным разделением их функций. И РОСТ ЧИСЛА БЮРОКРАТОВ В ИТОГЕ ВЫШЕЛ ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ! Аппарат сегодня неповоротлив, неэффективен. Он уже самовоспроизводится, как отдельный от страны организм. И расползается как раковая опухоль.  Он стал угрозой не только для бизнеса, но и для существования страны в целом.