• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Министры правды

Ведомости. 2013. № 37. 5 марта

Ректор Высшей школы экономики и член экспертного совета «открытого правительства» Ярослав Кузьминов предложил правительству внедрить механизм общественного контроля за работой федеральных органов исполнительной власти (копия его письма есть у «Ведомостей»).

Сейчас общественного контроля нет, министры подотчетны только президенту и премьеру, пишет Кузьминов, это не позволяет министрам сформулировать собственные приоритеты, понятные населению, и бьет по их имиджу: люди не понимают границ реальной власти министра, принципов разделения полномочий, источников финансирования, поэтому в глазах общества министерства отвечают за все, что происходит в стране. Это действительно так, соглашается высокопоставленный чиновник Минтранса: «Если яма на проселке, виноваты правительство и Минтранс, хотя это ответственность губернаторов и муниципалитетов».

Кузьминов предлагает министрам, руководителям служб и агентств написать декларацию — 3-5 обязательств перед обществом, которые они берут на себя в начале года и о выполнении которых должны отчитаться в конце. Практика публичных деклараций есть во многих странах, например во Франции и Великобритании, знает директор Института модернизации государственного и муниципального управления Владимир Южаков: «В России их аналогами могли бы стать ежегодные доклады о достижении основных показателей деятельности, но они слишком объемны и не всегда интересны простому человеку».

Декларации можно публиковать на сайте ведомства, пишет Кузьминов, из них должно быть ясно, каких общественно значимых результатов министры стремятся достичь. Это будет ориентиром не только для общества, но и для сотрудников, объяснил Кузьминов «Ведомостям»: они поймут, какие задачи особенно важны для начальства.

Кузьминов предлагает опробовать механизм на Минобрнауки, Минсвязи, Минэнерго, Минприроды и МЧС. Если опыт выйдет удачным, остальным ведомствам будет поручено до конца полугодия принять аналогичные декларации.

Комиссия по координации деятельности «открытого правительства» одобрила идею Кузьминова, для начала она будет внедряться в пяти предложенных министерствах, затем опыт будет проанализирован, рассказывает министр «открытого правительства» Михаил Абызов, контроль за выполнением обязательств может быть ежеквартальным, через общественные советы. По словам Абызова, идея публичных деклараций возникла после того, как в феврале председатель правительства Дмитрий Медведев поручил проработать механизм ее реализации. Что такое публичная декларация, Медведев показал лично: на первом заседании нового правительства в мае 2012 г. он обозначил семь целей на год и в декабре подвел итоги их исполнения, напоминает Абызов.

Дмитрий Медведев неоднократно говорил о необходимости повышения открытости ведомств и их работы с гражданским обществом, напоминает пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова: «Декларации станут одним из способов решения этих задач».

«Проблем нет: скажут — напишем и объявим, — отшучивается высокопоставленный чиновник Минэкономразвития. — Но не всегда достижение цели зависит от одного ведомства».

Министр связи Николай Никифоров считает идею полезной, у Минкомсвязи уже есть похожий сайт с задачами до 2018 г. (развитие 4G-интернета, 80% госуслуг в электронном виде и др.).

Министр образования Дмитрий Ливанов полагает, что принимать публичные обязательства лучше со следующего года — в этом прошло слишком много времени.

Публичная декларация позволит министру защититься от нападок, если он достигает целей, и дает шанс его оппонентам на конкретных примерах доказывать, что чиновник профнепригоден, считает Кузьминов. Ответственность должна быть персональной, согласен Абызов. И максимально жесткой, уверен Южаков: «В декларации должны быть показатели профильной госпрограммы, на которую руководитель получил деньги».

Декларации полезны для министров — можно четко ограничить круг ответственности, отмечает вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Но нужна ответственность за недостижение социальных ключевых показателей, согласен он с Южаковым: «Пусть это станет частью отчета правительства перед Госдумой, а в перспективе — условием для премий министрам».