• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Полубюджет с полуреформой

ПОИСК. Еженедельная газета научного сообщества. 21 апреля 2009

Профессиональное образование в России имеет “полубюджетный” характер, что становится, с одной стороны, источником низкой экономической эффективности вузов, с другой - фактором стабильности, благодаря которому в условиях глобального экономического кризиса вузы даже выигрывают на рынке труда.

Чтобы сделать российское образование более эффективным, были запущены два процесса - модернизация системы и изменение принципов финансирования образования. Модернизация, по сути, реально началась только в 2006 году, когда в рамках Приоритетного нацпроекта “Образование” начали поддерживать проекты развития вузов. К сожалению, из-за кризиса то и другое оказались под угрозой. Об этом, в частности, говорил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, представляя на X международной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества доклад “Сценарии воздействия экономического кризиса на систему образования в России”, подготовленный группой экспертов Высшей школы экономики. Основой доклада послужили две записки, которые университет направил в Правительство России в последние полгода.

По словам ректора ГУ-ВШЭ, кризис в первую очередь ударил по экономически эффективным учебным заведениям и дорогим программам элитного образования. Тот, “кто сидел под лавкой, может радоваться - у них под лавкой ничего не изменилось”. Падение доходов семей приведет к сокращению спроса, в первую очередь, на дорогие программы обучения. Абитуриенты будут выбирать что-нибудь подешевле или бюджетные места в вузах, дающих менее качественное образование. Но эта экономия дорого обойдется и им, и обществу в целом, поскольку молодые люди не овладеют теми компетенциями, которые могли бы получить после освоения элитных программ.

Я. Кузьминов обозначил и другие негативные факторы влияния кризиса на развитие образования. В результате секвестра “незащищенной” части бюджета образования под сокращение попадают программные расходы, а ведь именно они создают потенциал для послекризисного развития. Кроме того, кризис еще дальше отодвигает вопросы оптимизации структуры системы образования, “замораживает” неэффективные институты. “Как не боролись с наперсточниками, так и не боремся - кризис!” - посетовал ректор ВШЭ. Откладывается и переход вузов в статус автономных учреждений. Законодательная база функционирования АУ не отрегулирована. Субсидии, через которые должны финансироваться АУ, относятся к незащищенным статьям бюджета и могут быть урезаны на 30%. В этих условиях даже ГУ-ВШЭ не решается на смену статуса.

Эксперты ВШЭ сделали вывод, что на образование окажет влияние не столько глубина кризиса, сколько его продолжительность. Если он продлится более двух лет, это может привести к негативному влиянию ряда факторов и, как следствие, к нарастанию качественного отставания социальной сферы и науки России не только от наиболее развитых государств, но и от других стран группы БРИК. Возможно, выход в том, чтобы все же “провести реформы, которые мягко ушли в песок”. Об этом говорил Марк Агранович, руководитель Центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования. Однако, считает Я. Кузьминов, власть вряд ли на это пойдет.