• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

За диплом заплатим больше

Независимая газета. 10 апреля 2012

В Высшей школе экономики прошла XIII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В рамках секции «Развитие образования» состоялся круглый стол «Дифференциация университетов: новый институциональный ландшафт высшей школы». Выводы таковы: высшее образование сжимается, больших результатов от вузов ждать в ближайшее время не следует. Им нужно время на развитие.

Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина рассказала о сломе, который произошел в системе высшего образования за последние годы. С 1995 по 2005 год был образовательный бум — росла численность студентов, обучающихся как в государственных, так и частных вузах на бюджетной или платной основе. Эта картина меняется с 2006 по 2011 год из-за демографического спада и финансового кризиса. Ужесточается бюджетная политика со стороны государства в отношении вузов. В будущем того роста финансирования, которое было в последние годы, уже ожидать не следует. Образовательный рынок из расширяющегося становится сжимающимся. А падение общественного спроса на образование на фоне избыточности предложения выводит на первый план вопрос конкуренции по качеству продукта.

Ведущие вузы по количественным характеристикам вырвались вперед, но с их качественными характеристиками не все так однозначно. Ярким показателем того, что ведущие вузы совершили рывок, может стать увеличившееся количество иностранных студентов и преподавателей. Но этого сегодня пока нет. Для выхода на мировой рынок образовательных услуг нужны ресурсы. А с ними в ближайшее время могут возникнуть проблемы. Чтобы развитие вузов не прекратилось, предлагается создать при федеральных университетах свободные экономические зоны технико-внедренческого типа (как в Турции). Еще один выход видят в реализации проектов частно-государственного партнерства и включении федеральных экспертов в состав попечительских и наблюдательных советов вузов.

Наши университеты по-прежнему не спешат выходить на мировой рынок образовательных услуг, говорилось на круглом столе в ВШЭ. Пожалуй, единственным исключением из правил здесь стал МГУ имени М.В.Ломоносова, который открыл свои филиалы в Казахстане и Киргизии. В зарубежной практике у вуза обычно насчитывается до 50-60 филиалов в разных странах, и качество обучения в них мало чем отличается от центра.

Не оправдались пока надежды на связь вузов с практикой — они не спешат встраиваться в амбициозные инвестиционные проекты. И вдобавок идет процесс, который неоднозначно воспринимается уже сегодня — вузы стараются объединяться (укрупняться) по отраслевому принципу. Тенденция нехороша, потому что закрепляет индустриальную модель вузов. А она, по мнению экспертного сообщества, уже не соответствует сегодняшним вызовам экономики и развития общества.

 

А теперь несколько цифр.

Объем платных услуг в сфере образования возрос с 42 млрд. руб. в 2000 году до 327 млрд. руб. в 2010-м. В высшем образовании с 2007 по 2010 год — на 24%. В среднем за студента платят сегодня 25 520 руб. Количество вузов уменьшилось с 1134 в 2008 году до 1080 в 2012-м. Количество студентов сократилось за счет студентов вечернего отделения на 15% и дневного обучения на 3%. Численность платных студентов в РФ на 10 тыс. населения составляет 310 человек и бюджетных студентов — 183. Итого это 493 человека. Если сравнить с другими странами, то мы уступаем здесь только США (612), Польше (551) и Румынии (514).