• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Апрельская конференция: рациональное и эмоциональное

Полит.РУ. 5 апреля 2013

Второе пленарное заседание XIV Апрельской международной конференции ВШЭ было посвящено социальной политике как одному из важных факторов экономического развития

Второе пленарное заседание. Фото НИУ ВШЭ
Второе пленарное заседание. Фото НИУ ВШЭ
Второе пленарное заседание XIV Апрельской международной конференции ВШЭ состоялось 3 апреля 2013 г. Если накануне преимущественно говорили об экономике, то это заседание было по большей части посвящено социальной политике — прежде всего, как одному из важных факторов экономического развития. Консенсус состоял в том, что в общественной сфере необходимо многое изменить, причем радикально. А также в том, что это напрямую связано с успешностью экономических преобразований.

Общественная консолидация

Заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец, специализирующаяся как раз на вопросах социальной политики, в качестве «абсолютного приоритета» выделила развитие рынка труда. Основную проблему она видит в том, что из 86 млн. трудоспособных граждан страны только в отношении 48 млн. есть достоверная информация о занятости. Остальные обитают в серой зоне, чем заняты непонятно, а налогов и социальных взносов не платят (или платят, но не сопоставимо с уровнем дохода). Результатом становится недофинансирование. Тут, по мнению Голодец, важна, с одной стороны, прозрачность, а с другой стороны, общественная ответственность и воля к формированию такой культуры, в которой принято платить и нетерпимо относиться к тем, кто не платит, хотя зарабатывает. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов по этому поводу заметил, что запускать подобные общественные механизмы надо с большой осторожностью, так как внедрение такой платности бьёт, в первую очередь, по незащищенным слоям населения, а те, у кого действительно много денег с лёгкостью найдут обходные пути.

Помимо абсолютного приоритета, Голодец рассказала, какие еще области требуют пристального внимания и большой работы. Во-первых, необходимо повысить уровень квалификации труда в России, потому что сейчас этот показатель сильно уступает мировым стандартам. Но чтобы повысить, нужно сначала определиться с актуальными стандартами. Здесь трудность в том, что сейчас в России официальные профессиональные квалификации описаны настолько дробно, что стандартизировать что-либо трудно. Для того чтобы это исправить, нужно сделать систему четкой и сводимой к простым корневым категориям, а также унифицировать требования к профессиям — тут, по словам Голодец, большое внимание уделяется экспертному мнению. В ходе обсуждения этих новых общих категорий может существенно меняться и понимание профессиональных задач. Например, если прежде главной задачей школьного преподавателя считалась передача информации, то теперь первым требованием значится поддержание мотивации учеников.

Во-вторых, нужно перестроить всю систему образования, начиная с дошкольного. Голодец подчеркнула важность дошкольного, мотивировав это тем, что именно на этом этапе закладывается база для развития навыков и умений. Так как неизвестно, что понадобится ребенку во взрослом возрасте, на начальных стадиях нужно дать ему представление о самых разных областях, причем сделать это еще и так, чтобы это представление было не слишком поверхностным. Акцент она предлагает делать на гуманитарном образовании и многостороннем развитии талантов. В подтверждение своих слов Голодец привела в пример Стива Джобса, который был не только талантливым предпринимателем, но и хорошим дизайнером.

Кроме того, Голодец подчеркнула важность интегрирования детей, относящихся к уязвимым группам населения в более благополучную среду. В частности, отметила необходимость совместного обучения здоровых детей и детей с инвалидностью.

В-третьих, здравоохранение, то есть здоровье нации и, как следствие, улучшение социального самочувствия. Важным показателем здесь представляется продолжительность жизни, которая сейчас в России составляет 70 лет, что существенно меньше, чем во многих развитых странах (Голодец привела в пример сходную по климатическим характеристикам Финляндию, где средняя продолжительность жизни составляет 80 лет). Однако в обозримом будущем, сказала Голодец, продолжительность жизни планируется увеличить до 74 лет. Для этого нужно прививать новые стандарты лечебным учреждениям, повышать квалификацию врачей и контролировать соответствие нормам. Это должно понизить уровень смертности из-за некомпетентности врачей и отсутствия надлежащих лечебных условий. Есть и общественные причины — такие, как алкоголизм и отравления прочими вредными веществами, учащающиеся случаи ДТП, а также суициды. Тут государство тоже принимает меры по исправлению ситуации — в частности, преодолевая огромное давление со стороны лоббистов и несознательной общественности, предложило антитабачный закон.

Подводя итоги, Голодец еще раз подчеркнула, что для достижения положительных социальных изменений необходима консолидация и активность гражданского общества.

Образование и наука

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов продолжил тему развития общественного потенциала в применении к экономическому развитию. Задача в том, чтобы, с одной стороны, наладить связь между образованием и наукой, обеспечив приток учёных, которые способны делать вклад в своих областях; а с другой стороны, создать спрос на их работу со стороны государства и бизнеса. Пока этого нет, люди, которые могли бы развивать российскую науку, либо вообще работают не по специальности, потому что это нет спроса, либо уезжают работать по специальности за рубеж. С другой стороны, компании, за неимением выхода на отечественные разработки, вынуждены обращаться к зарубежным.

Для того чтобы это изменить, нужны серьезные преобразования, требующие основательного предварительного проектирования — в частности, это касается работы фондов, финансирующих исследования.

Кроме того, необходимо стимулировать развитие научного сообщества, и начинать надо с вузов, откуда в это сообщество вливаются кадры. Ливанов назвал три линии работы в этой области. Во-первых, это борьба с псевдовузами (вузами, которые плохо учат); во-вторых, - поддержка тех, кто готов заниматься наукой на высшем уровне; в-третьих, - создание эффективных механизмов взаимодействия внутри сообщества. Под эффективностью понимается упор на саморегуляцию и сокращение бюрократизации. Что касается псевдовузов, лучшим подспорьем для фильтрации, по мнению Ливанова, остается мониторинг. Он сказал, что первый раунд мониторинга, навлекший на себя большое количество критики, в том числе небезосновательной, уже дал некоторые показательные результаты. В частности, по итогам этого мониторинга сократится система филиалов, которые не справляются со своими обязанностями. Дальше в процедуру будут вноситься изменения, повышающие её точность и эффективность, но суть останется. Основные требования к инспектируемым вузам — это поддержание связи, с одной стороны, с работодателями, а с другой стороны, с научным сообществом и его деятельностью.

Наряду с санацией некачественного сегмента образования, Ливанов считает важным поддерживать кластеры высокого качества — в том числе в региональных университетах. Это нужно для того, чтобы повышать инновационный потенциал и устанавливать связи с промышленностью. Планируется также создавать «островки качественной научной деятельности» по всем регионам. С этой целью в 2014 г. должна быть запущена программа «1000 научных лабораторий». Ливанов подчеркнул важность стимулирования как фундаментальных, так и прикладных направлений.

После выступления Ливанова, правда, пришел первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов и рассказал, что из-за бюджетного дефицита государство мало на что может выделить средства. В расчетах бюджета на ближайшие три года приоритетной задачей считается оптимизация транспортной системы, а на другие крупные начинания денег пока не хватает. Разве что из региональных или частных источников появятся.

Рациональное и эмоциональное

Обобщающие соображения о значении социальной политики и её связи с экономикой высказал Ярослав Кузьминов. Он сказал, что обычно социальную политику позиционируют как средство стабилизации общества в условиях расслоения. Однако бедность, скажем, существовала и в XIX веке, а социальной политики как таковой не было, хотя была благотворительность. Из этого следует, что социополитика как инструмент стабилизации появляется тогда, когда в обществе нарастает напряженность из-за недовольства существующим положением, причем источник этого недовольства — не всё общество, а его наиболее активные слои. Например, в отношении гастарбайтеров, сказал Кузьминов, которые, к слову, приехали из бывших советских республик, не будет социополитики, пока не возникнет массового гражданского недовольства, вызванного тем, что их притесняют. Иными словами, важную роль в изменении социополитики играет адвокация.

А такая солидарность граждан в отношении тех или иных социальных реалий обеспечивается, в свою очередь, существованием определенных социальных мифов. Таким образом, эта проблематика находится где-то между рассудочной социополитикой, которая пытается добиться объективности, опираясь на анализ, и ценностно-эмоциональной. Экономисты традиционно боятся массовых эмоций и стараются от них дистанцироваться, но при этом предмет их исследования — это фактически устойчивые эмоциональные состояния общества.

Нынешняя социополитика в России может довольно успешно существовать на уровне риторики, когда есть обещания, но нет фактических изменений. Её положение характеризуется тем, что она унаследована из Советского Союза. Однако если в СССР она была актуальна, потому что соответствовала общественному запросу, то сейчас запрос изменился. В СССР это выражалось в действии рациональной распределительной системы командной экономики. Рынок был фактически пустой оболочкой — купить можно было только то, что не было особенно редким или ценным (газировку, например). А редкое и дорогое (квартиры, образование и т. п.) оказывалось вне рынка и распределялось через государство. Эта система носила выравнивающий характер и, надо отдать ей должное, вносила в общество элементы справедливости.

В первые двадцать лет существования СССР это была политика для бедных. Никто не предусматривал социополитики для, например, среднего класса: во-первых, ресурсов не было, во-вторых, уровень бедности был очень высоким. Между тем, сейчас мы имеем установившийся разрыв между рассудочным и ценностным направлениями социополитики, и политическая борьба его эксплуатирует.

При этом Кузьминов считает, что российское общество находится на рубеже серьезных изменений, так как меняется его структура и понимание справедливости. Это связано с тем, что в России к настоящему моменту сформировался большой средний класс — 22-23% населения. Под средним классом Кузьминов подразумевает семьи с месячным доходом выше 30 000 рублей и располагающие квартирой и машиной. Характерная черта среднего класса в том, что у людей есть некоторые ресурсы, позволяющие им выбирать товары и социальные услуги. Привыкнув к этому, они уже не соглашаются довольствоваться отсутствием выбора. Это порождает неудовлетворенность и скепсис, а как следствие — активность и потребность не в стабильности, а, наоборот, в изменениях к лучшему. Таким образом, специфика сложившейся сейчас в обществе ситуации в том, что у социальной политики появился новый потребитель, и с этим придется считаться.