• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Для роста экономики в России не хватает дорог и электросетей Министр финансов Алексей Кудрин увидел предпосылки кризиса в стране

Комсомольская правда. 2 апреля 2008

Адекватно ли снижать НДС до 12%, сокращая доходы бюджета примерно на 2% ВВП? - задавался вопросом вчера в Москве на конференции "Модернизация экономики и глобализация" Кудрин. - Получается, что, пока мы не знаем реальных перспектив, такое решение принимать можно, а если серьезно посчитать, то выяснится, что нельзя!

Последние два дня министр финансов Алексей Кудрин просто сыплет сенсационными заявлениями и не очень оптимистичными прогнозами. Мало того что он разглядел признаки грядущего экономического кризиса в стране, так еще и критикует предложенное и президентом, и главой правительства снижение налогов.

- Адекватно ли снижать НДС до 12%, сокращая доходы бюджета примерно на 2% ВВП? - задавался вопросом вчера в Москве на конференции "Модернизация экономики и глобализация" Кудрин. - Получается, что, пока мы не знаем реальных перспектив, такое решение принимать можно, а если серьезно посчитать, то выяснится, что нельзя!

А все потому, что в ближайшие 4 года придется снижать расходы федерального бюджета минимум на 1 - 1,5%. Потому как, по расчетам министра, выходит, что доходы от нефтегазового сектора из-за снижения объемов добычи год от года будут сокращаться. И сорить в такой ситуации бюджетными деньгами, как сейчас, просто не получится.

Еще Кудрин признался, что видит предпосылки к кризису в стране.

- Я бы сказал, что у нас в экономике есть перегрев, - заявил глава Минфина. - Перегрев характеризуется не только превышением спроса над предложением. Он характеризуется таким существенным отрывом спроса от предложения, когда новые предприятия не могут получить доступ к инфраструктуре и им приходится доплачивать за подключение.

Получается замкнутый круг. Товары дорожают, потому что растет спрос, который, в свою очередь, увеличивается из-за притока денег (это растущие госрасходы, нефтедоллары плюс граждане пристрастились к кредитам). Производство не успевает за аппетитом потребителей, последние начинают покупать импортную продукцию. Предприятия не могут увеличить производство, потому что в стране большие проблемы с инфраструктурой: плохие дороги или их отсутствие, дефицит электросетей и так далее. Выхода два: строить инфраструктуру, тем самым повышая предложение, или же снизить темпы экономического роста, чтобы сбавить спрос.

Кудрин провел параллели с Китаем и Казахстаном. Мол, эти страны тоже столкнулись с подобной проблемой. И, чтобы ее решить, нашим соседям пришлось замедлить темпы роста экономики.

- Сравнение не совсем точное, - комментирует Евгений НАДОРШИН, старший преподаватель Международного института экономики и финансов Высшей школы экономики. - Темпы роста экономики Китая зашкаливают за 10 процентов ежегодно, чего у нас не наблюдается. И Китай с нехваткой инфраструктуры активно борется: там в год вводят мощностей больше, чем в России за последние 15 лет. Нам же не нужно снижать темпы роста экономики, нужно просто строить новые энергетические мощности. Это "узкое" место в экономике, которое мешает росту производства. Государство должно принимать реальные меры по развитию инфраструктуры, которую с советских времен толком не модернизировали, а не устраивать дискуссии. Что касается перегрева экономики - это тоже не проблема, это лишь угроза. Перегрев - естественный этап в развитии любой экономики, оздоровительными мерами его можно отложить по времени. Бороться необходимо с реальными бедами: коррупцией, проблемами ЖКХ и так далее. Если не решать эти проблемы, экономика действительно может затормозить.

Оппонентом Кудрину выступила и министр экономического развития и торговли Эльвира НАБИУЛЛИНА: - Мы не можем себе позволить замедления темпов роста в отличие от некоторых развитых стран, - сказала она на конференции. - Мы только запустили маховик экономического роста, и важно его не охладить, в том числе разговорами о перегреве экономики. Цена замедления роста несравнима с тем, что мы можем получить.