• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Не надо охлаждать экономику" Эльвира Набиуллина и Алексей Кудрин впервые показали, что они по-разному смотрят на реформы У двух министерств экономического блока кардинально разошлись взгляды на то, что происходит в российской экономике и какие реформы ей нужны.

Новые известия. 2 апреля 2008

Это выяснилось вчера во время выступлений вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина и министра экономического развития и торговли Эльвиры Набиуллиной на научной конференции Высшей школы экономики. Чиновники по-разному смотрят на снижение налогов, увеличение кредитов и рост экономики вообще.

Раньше публичных споров между ключевыми экономическими ведомствами не было.

Если у них и были расхождения, то только по прогнозу инфляции. Однако затем в их стане произошел раскол. Это стало очевидным, когда Экспертное управление президентской администрации предложило заменить налог на добавленную стоимость ( НДС) налогом с продаж (НсП). Минфин доказывал, что из-за такой замены бюджет опустеет. "Эксперты" же возражали: после облегчения налогового бремени бизнесу станет проще, и он разовьется так сильно, что рост поступлений от НсП перекроет все потери от отмены НДС. Затем один из сотрудников Экспертного управления – Станислав Воскресенский – перешел на работу в МЭРТ и, более того, стал готовить выступления для руководства страны, в которых содержатся предложения как по сниже- нию НДС, так и по замене его на НсП.

Наконец, долгая осада Минфина вылилась в открытую и довольно жесткую полемику г-на Кудрина и г-жи Набиуллиной. Министры, разумеется, даже не повышали голос, тем не менее, их взгляды на российскую экономику, как стало очевидно, расходятся кардинально. Так, Алексей Кудрин заявил, что денег в экономике больше, чем надо.

Напомним, банкиры требуют от правительства увеличить количество денег, чтобы они могли активнее кредитовать бизнес, что, в свою очередь, приведет к росту экономики. Для этого, по их мнению, следует разместить в российских банках средства различных фондов – пенсионного, стабилизационного и прочих. Но, по словам министра, в прошлом году кредиты и так увеличились на 47%, а импорт – на 30%. При этом вся российская экономика выросла лишь на 8,1%. По мнению г-на Кудрина, это доказывает, что она "перегрета" – взятые россиянами кредиты тратятся в значительной степени на иностранные товары, так как отечественный производитель не успевает с такой скоростью наращивать выпуск продукции. А не успевает он потому, что инфраструктура не готова к росту промышленности. "Мне известно построенное предприятие, которое не могут запустить, так как ему не хватает газа.

Или, например, наши дороги рассчитаны на грузовики массой до 6 тонн, а по ним ездят 11-тонные трейлеры", – проиллюстрировал свою мысль глава Минфина. Чтобы обновить инфраструктуру, нужны деньги из госбюджета, а их можно взять только из налогов, поэтому снижать НДС нельзя, подытожил он.

Г-жа Набиуллина посмотрела на экономику с другой стороны. "Мы не можем снижать темпы роста. Мы только-только раскрутили экономику и не надо ее "охлаждать", в том числе разговорами о "перегреве", – сказала она. Напомним, что это старый тезис МЭРТ: чтобы Россия догнала западные страны, она должна не просто расти, а расти очень быстро. Поэтому снижение налогов нужно бизнесу, так как даст ему деньги на развитие, ведь у неразвитой банковской системы пока одолжить сложно. Что касается кредитования, то глава МЭРТ возразила: нашей экономике нужны не просто деньги (их достаточно), а "длинные" деньги, но пока банки могут опираться только на краткосрочные вклады населения, поэтому и кредиты они выдают краткосрочные.

Можно было бы сказать, что полемика между МЭРТом и Минфином завершилась вничью, если бы не заключительное слово первого зампреда Центробанка Алексея Улюкаева. После того, как министры ушли, он охарактеризовал настроение правительства афоризмом: "Лучше стоять за высокие темпы роста, чем сидеть за низкие " . Напомним, что в свое время президент Владимир Путин критиковал правительство Михаила Касьянова именно за "неамбициозность" – готовность пожертвовать экономическим ростом ради стабильности.