• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наркоконтроль вместо Минздрава

Независимая газета. 15 апреля 2014

ФСКН всегда имела и имеет сегодня огромные полномочия. Тем не менее ожидаемых результатов это не принесло. Вызывает большие сомнения, что предлагаемые законопроектом суперполномочия помогут эффективности борьбы с распространением наркотиков. Зато возникает реальная угроза нарушения прав граждан и злоупотреблений в этой сфере.

Как стало известно, правительство рассматривает проект нового федерального закона «Об органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ». Проект этот существенно расширяет полномочия органов наркоконтроля. Ряд положений его не может не вызвать тревогу медиков, и не только.

Напомним, что до 2003 года в России преступлениями, связанными с наркотиками, занималось МВД. Затем Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при МВД РФ был преобразован в Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль России). В 2004 г. Госнаркоконтроль был преобразован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН).

Как следует из утверждений самой ФСКН, за почти 10 лет ее существования проблема наркомании в России не стала меньше. 

Теперь ФСКН предлагается наделить дополнительными полномочиями. Новый федеральный орган по контролю за оборотом наркотиков становится министерством с подчинением президенту, как Минобороны или ФСБ. Авторы законопроекта полностью исключили общественный контроль и гласность в отношении его деятельности. Предлагается предоставить ему беспрецедентные возможности в сборе и хранении данных на граждан России и иностранных граждан, а также право на почти неограниченное насилие не просто над гражданами, а над целыми территориями: право на закрытие территорий для въезда, на выселение граждан с территорий и из зданий, на использование бронетехники и угрожающего перечня «спецсредств».

Кроме контроля за производством и распространением наркотиков органам наркоконтроля присваивается странная, чтобы не сказать больше, функция «снижения незаконного спроса на наркотические средства и психотропные вещества». Это дает им право вмешательства в жизнь граждан, которые являются конечным пунктом «незаконного спроса», до того как граждане станут «незаконными потребителями». Иными словами, в сферу деятельности наркоконтроля включаются все граждане, поскольку они могут формировать «спрос».

Законопроект присваивает органам наркоконтроля и межведомственную координацию «в сфере реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих немедицинское потребление» наркотиков. Между тем подобным координатором может быть только Минздрав. Законопроект использует формулировку «лица, допускающие... потребление». Допуск – это разрешение, согласие. Получается, что всякий, кто допускает потребление, может быть объектом воздействия органов наркоконтроля.

Очевидно, что речь идет о лицах, употребляющих контролируемые вещества с немедицинскими целями. Но, как представляется, это не ошибка в терминах, а одна из многих статей, расширяющая возможное применение закона к любому гражданину. И право на медицинское освидетельствование дается наркоконтролю, а не только медицинским организациям. Тем самым функция медицинской помощи и освидетельствование из независимого превращается в элемент оперативно-разыскной деятельности.

Здравоохранение, в компетенцию которого входит помощь лицам с проблемами, связанными с употреблением наркотиков, оказалось в сфере особенного интереса авторов законопроекта. Сотрудникам наркоконтроля дается право задерживать лиц, предпринявших попытку самоубийства. Видимо, авторы законопроекта руководствовались благородными побуждениями, но это выходит за всякие границы законности. Только медицинские работники должны иметь право ограничивать свободу человека по подобным показаниям.

Мало того: органам наркоконтроля предоставляется право задерживать лиц, осуществивших побег из психбольниц. Авторы законопроекта, видимо, не знают, что в России медицинская помощь оказывается при наличии добровольного информированного согласия больного. Если человек бежит из психиатрической больницы, то уголовному преследованию должны подвергаться сотрудники больницы, которые удерживали его там помимо воли. Ни о каком розыске и задержании не может быть и речи.

Статья 9 проекта предоставляет право наркоконтролю присутствовать на заседаниях Федерального собрания РФ и иных законодательных и исполнительных органов страны и ее регионов, то есть фактически право контроля над законодателем.

Как показала практика, самыми эффективными в оказании социальной помощи лицам, страдающим наркоманией, и бывшим наркоманам являются общественные организации. Очевидно, это раздражало ФСКН. Поэтому органам наркоконтроля предлагается дать право устанавливать критерии эффективности работы общественных организаций, занимающихся профилактикой наркомании, и участвовать в оценке их эффективности. Это не свойственная для государственного органа функция.

Ключевое положение в законопроекте занимает беспрецедентное расширение прав сотрудников органов наркоконтроля получать доступ к персональным данным граждан, «имеющим отношение к расследованию уголовных дел». Иными словами, право доступа предоставляется фактически к данным любого гражданина, поскольку «имеющий отношение» не является определенным процессуально зафиксированным статусом. Предполагается право неограниченного сбора и систематизации любых сведений, в том числе видеоданных, на любого, если наркоконтроль посчитает это необходимым. Более того, законопроект позволяет эту информацию передавать любым российским и иностранным организациям.

Предусматривается предоставление права наркоконтролю «принимать решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина в РФ». Безусловно, такое право должно принадлежать только миграционной службе. Таких узурпаций прав разных органов власти в пользу наркоконтроля в законопроекте множество, например право принимать решение о блокировании сайтов Интернета по перечисленным основаниям, но не указываются процедуры принятия решения. Иными словами, органы наркоконтроля смогут сами принимать такие решения.

ФСКН всегда имела и имеет сегодня огромные полномочия. Тем не менее ожидаемых результатов это не принесло. Вызывает большие сомнения, что предлагаемые законопроектом суперполномочия помогут эффективности борьбы с распространением наркотиков. Зато возникает реальная угроза нарушения прав граждан и злоупотреблений в этой сфере.