• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа или лицей - какое образование важнее?

Эхо Москвы. 20 апреля 2014

Директор лицея Высшей школы экономики Наталия Любомирская в программе "Родительское собрание" на радио "Эхо Москвы"

 
К. ЛАРИНА: Начинаем программу «Родительское собрание». Сегодня наша тема: «Школа или лицей – какое образование важнее?» И в гостях у нас сегодня в нашей студии Наталия Любомирская, директор лицея Высшей школы экономики – здравствуйте, Наталия.

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Здравствуйте. 

К. ЛАРИНА: И Ольга Николаева, замдиректора по научно-методической работе лицея №1581 при МВТУ имени Баумана – здравствуйте, Ольга. 

О. НИКОЛАЕВА: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Нашим слушателям напомню средства связи. Телефон для смс, для того чтобы вы могли свои смски и вопросы присылать - +7-985-970-45-45. Ну, давайте для начала напомним важное, то, что касается… по календарю у нас сейчас апрель уже пошел к финалу, и, насколько я знаю, сейчас идет как раз запись в лицей вот в Высшей школе экономики…

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Да. 

К. ЛАРИНА: До какого числа?

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: До 15 мая мы принимаем заявки, и заявки нужно подавать в электронном виде на сайте нашего университета, Высшей школы экономики, и на страничке лицея. 

К. ЛАРИНА: А у вас?

О. НИКОЛАЕВА: У нас до 12 мая. 

К. ЛАРИНА: До 12 мая. 

О. НИКОЛАЕВА: До 12-го, так же через сайт…

К. ЛАРИНА: То есть, лучше до праздников это сделать, наверное, да?

О. НИКОЛАЕВА: Ну, можно и после праздников немножко успеть. До 12 мая. 

К. ЛАРИНА: И тоже в электронном виде?

О. НИКОЛАЕВА: Через сайт, да, в электронном виде. 


К. ЛАРИНА: Прекрасно. Ну, и теперь мой первый вопрос, достаточно вот общий, поскольку тему я так определила: «Школа или лицей – какое образование важнее?» Вообще в этом есть какое-то противопоставление, школа – лицей, или это искусственно я придумала такое вот? Вам, Наталия…


Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Ну, вы знаете, школы очень разные, так же, как и лицеи очень разные. Поэтому противопоставление… ну, я бы не сказала, что имеет смысл так противопоставлять. Особенность лицеев, которые, как наш, например, мы созданы в рамках университета, мы именно не при университете, а мы в университете, мы являемся подразделением федерального университета Высшая школа экономики. И особенность, конечно – то, что мы активно очень используем, у нас есть дополнительные ресурсы, которых нет у обычных школ. В первую очередь, это наши преподаватели, которые являются преподавателями университета Высшей школы экономики, и наши студенты, которые… это потрясающий совершенно ресурс…

К. ЛАРИНА: Которые являются педагогами тоже. 

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Нет, нет, они не педагоги. Часть студентов работают ассистентами преподавателей, и им за это даже платит что-то университет. Огромное количество волонтеров, которые с удовольствием занимаются с нашими ребятами. Ну, просто в качестве примера. У нас есть один мальчик, который… у нас в этом году был маленький набор, мы всего 50 человек набирали, ну, в итоге взяли 58. Один мальчик хочет на востоковедение, но такой специальной группы мы не могли организовать для него одного. Но три студентки с отделения востоковедения приходят по субботам и с ним общаются, с ним занимаются, вот с одним. И это совершенно удивительно. И они получают удовольствие, им нравится, и, конечно, ребенку.

К. ЛАРИНА: Оль, а у вас как педагогический состав?

О. НИКОЛАЕВА: Вы знаете, у нас педагогический состав, в педагогический состав гораздо меньше входит преподавателей университета Бауманского, но зато мы много используем научно-образовательные центры, которые входят в структуру МГТУ. То есть, наши ребята имеют возможность прохождения практики, как ознакомительной на всех кафедрах, так и проектной практики на выбранных уже определенными детьми определенных направлений. То есть, они задумываются о своем более конкретно будущем, какие-то специальности. Так и просто посещение лабораторий. Вот, например, организуем Дом физики, либо нанотехнологии, вот все современные направления науки и техники, все, что МГТУ может предоставить, наши учащиеся посещают. 

К. ЛАРИНА: Ну, и все-таки если говорить о сравнении со школьным образованием, все-таки в чем принципиальная разница, давайте вот сразу…

О. НИКОЛАЕВА: Я думаю, принципиально, если именно образование, то это в первую очередь углубленное изучение профильных предметов.

К. ЛАРИНА: И, конечно, какое-то ориентирование сразу же профессиональное, когда дети понимают, чем они хотят заниматься в будущем. 

О. НИКОЛАЕВА: Да-да-да. То есть, вот именно изучение предметов плюс профориентация. Конечно, в лицеях, гимназиях профориентация, она имеет направленность определенную. В школах, я думаю, профориентация как бы более широкий спектр должна иметь, чтобы у ребенка была возможность после общеобразовательной школы выбрать себе дальнейшую дорогу. 

К. ЛАРИНА: У вас тоже 10-й – 11-й класс.

О. НИКОЛАЕВА: Нет, мы принимаем с 8-го класса.

К. ЛАРИНА: А, даже с 8-го. 

О. НИКОЛАЕВА: Да-да-да. И приемы ведем в 8-й, в 9-й и в 10-й. В 11-й, к сожалению, уже не ведем.

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Ну, у нас немножечко специфическая ситуация, потому что мы работаем по новому образовательному стандарту. И суть этого стандарта заключается в том, что ученик сам составляет свой индивидуальный учебный план. Да, есть правила выбора. Ну, если так метафору использовать, то профильный класс – это комплексный обед, а мы предлагаем полное меню, из которого ребенок выбирает себе те предметы, которые он хочет изучать. 

К. ЛАРИНА: То есть, какой-то индивидуальный план составляет. 

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Индивидуальный учебный план, который составляет сам ребенок, вот сам ученик лицея составляет такой учебный план для себя. То есть, мы выходим уже не просто на индивидуализацию, там, дифференциацию, а у нас персонализированное образование, когда уже сам ребенок становится субъектом своей образовательной деятельности. Это очень важный шаг. И это позволяет делать новый стандарт старшей школы, который у нас официально принят, но вводится по мере готовности школ. И, насколько мне известно, в нашей стране сейчас только две организации работают по этому стандарту – это наш лицей и еще гимназия 1505 московская, которая тоже апробирует вот новый стандарт. И это дает колоссальные возможности детям. Во-первых, они составляют… то есть, он может и русский язык и литературу изучать на углубленном уровне, и математику на углубленном уровне. То есть, нет вот жесткой привязки. Это первое.

И второе, конечно, это очень важно – то, что… это одна из целей нашего лицея, чтобы ребята смогли попробовать конкретно вот то, что они сейчас выбрали. Потому что, к сожалению, когда ребята приходят в 10-й класс в какой-то там профиль, у них, как правило, такие мифологемы, да? Вот про что экономика. Кто такой экономист? Это человек, который все знает про деньги, да? И так далее. Или, там, юрист, например – это тот, который выступает в суде. Вот они же смотрят всякие сериалы. Реально выясняется, что, как правило, речь адвоката в суде длится 30-40 секунд. Вот это все они должны увидеть и попробовать в реальности, что из себя представляет то, что они сегодня выбирают. И очень важно, чтобы они сделали дальше осознанный выбор. 

К. ЛАРИНА: А, кстати, вот сразу к вам тогда вопрос, Наталия, все-таки 10-й класс – это сколько? 16 лет, да?

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Ну, 15-16…

К. ЛАРИНА: 15-16. Вот вечный спор: готов ли ребенок в таком возрасте делать сознательный выбор, особенно подбирая себе какие-то предметы для изучения?

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: В 15-16 ему сложно, и мы, конечно, консультируем и помогаем. Но он же приходит, все равно он уже нацелен на что-то, понимаете? И наша задача, чтобы он это пощупал, попробовал в школе и понял, готов ли он этим заниматься всю оставшуюся жизнь. Потому что наше образование, оно дает возможность вот это попробовать, но одновременно и позволяет полностью изменить и повернуть свою жизнь в другую сторону. Более того, у нас это происходит вот уже сейчас, в 10-м классе. У нас есть ребята, которые отказываются от углубленного изучения экономики в пользу, например, истории культуры. 

К. ЛАРИНА: То есть, никогда не поздно поменять, да?

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Никогда, никогда. Мы не закабаляем детей.

К. ЛАРИНА: Давайте пусть Оля тоже расскажет. Тем более что в МВТУ, еще раз обращаю ваше внимание… уже есть вопрос, с какого класса у вас прием. Напомню, что в Высшей школе экономики в 10-й класс вы идете, а в МВТУ…

О. НИКОЛАЕВА: ... в 8-й, в 9-й и в 10-й. И как раз именно в связи с приемом в 8-м и в 9-м классе ребята углубленно изучают физику и математику, и, кроме того, у них как профильный предмет идет черчение и информатика, углубленное изучение. А с 10-го класса у них как раз уже профили идут: физико-математический и информационно-технологический. То есть, в старшей школе мы два профиля…

К. ЛАРИНА: Уже институтские, да, по сути?

О. НИКОЛАЕВА: Нет, это просто два профиля, они оба как бы к технике имеют отношение, технической направленности, но немножко разное количество часов на изучаемые предметы. Итак, профиль физико-математический и информационно-технологический. Конечно, у нас еще нет пока индивидуальных учебных планов, но у нас есть зато индивидуальные образовательные маршруты. То есть, это ребенок выбирает себе профиль обучения – раз, а во внеурочной деятельности, внеучебной, он уже может себе выбрать работу на определенной кафедре как проектную работу, либо олимпиадное движение углубляется тоже в какую-то предметную область. У нас как раз очень развито дополнительное образование вот в плане подготовки к олимпиадам и в плане проектной деятельности.

К. ЛАРИНА: Ну, и так же дети сдают ЕГЭ по окончанию?

О. НИКОЛАЕВА: Конечно, да, обязательно, обязательно ЕГЭ. Тем более в этом году ЕГЭ по профильному предмету, вот, например, физика для нас, да, как МГТУ имени Баумана, ЕГЭ надо не менее 65 баллов набрать, в любом случае. 

К. ЛАРИНА: А чем, в принципе, тогда отличаются лицейские классы от подготовительных курсов? Это какие-то взаимозаменяемые вещи или все-таки разные?

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Я могу сказать четко совершенно. У нас же есть факультет довузовской подготовки в университете. У него свои задачи и своя…

К. ЛАРИНА: Там платно, по-моему. 

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Да. И своя…

К. ЛАРИНА: А лицей, кстати, обращаю внимание...

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Абсолютно бесплатно.

К. ЛАРИНА: … задают вопросы сразу наши слушатели. Бесплатно. 

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Да, абсолютно все бесплатно. Значит, там готовят к поступлению в университет, в наш университет готовят к поступлению. Мы не ставим своей жесткой задачей подготовить к поступлению, дальше поступил – и как получится. А мы готовим их к учебе, к успешной учебе в нашем университете. То есть, не только к поступлению, но и к учебе. Дело в том, что Высшая школа экономика сталкивается с таким явлением, ну, называется так на сленге «выживаемость», да? Что довольно много студентов отчисляется после первых двух модулей или в конце первого курса. И вот…

К. ЛАРИНА: Не выдерживают такой уровень. 

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Не выдерживают, да. У нас очень…

К. ЛАРИНА: … жестко.

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Очень жесткая система. 

К. ЛАРИНА: Я знаю, да. 

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Да. И мы как раз, вот наша задача – чтобы наши ребята ни в коем случае не попали вот в эту категорию. Потому что, понимаете, быть отчисленным – это очень опасно. И мы хотим, чтобы наши ребята были успешны и в учебе в лицее, и в учебе в университете, естественно, поступив туда, и в дальнейшей жизни. Поэтому мы ставим огромные совершенно задачи такого, я бы сказала, именно образовательного характера. Социализации, вот умения рисковать, умения взвешивать все за и против, принимать решения, самоопределяться и затем, соответственно, нести ответственность за выбор своего решения. Поэтому вот ключевая наша задача – это именно давать детям возможность сделать выбор, и он у нас начинается именно с построения собственного индивидуального учебного плана.

К. ЛАРИНА: А у вас тоже есть подготовительные курсы, да, в МГТУ?

О. НИКОЛАЕВА: В МГТУ в самом есть, да, в структуре МГТУ подготовительные курсы, но мы работаем с ними параллельно, у нас действительно немножко разные задачи. И наша задача, я с Наталией совершенно соглашусь – это именно подготовить ребят к обучению в МГТУ. Аналогично, жесткие условия, и в основном-то мы с МГТУ свою задачу видим вместе – это подготовка будущей инженерной элиты. Ну, мы, конечно, занимаемся общеобразовательной подготовкой, они более серьезной подготовкой, уже профессиональной, но задачи такие единые для себя рассматриваем. 

К. ЛАРИНА: А материально-техническая база позволяет вообще вот так всерьез уже заниматься будущей профессией?

О. НИКОЛАЕВА: Значит, материально-техническую базу, я уже говорила, мы достаточно широко используем именно базу МГТУ, то есть, их лаборатории, их научно-образовательные центры. То, что они могут предоставить студентам, они раскрывают двери для старшеклассников-лицеистов. 

К. ЛАРИНА: Я напомню, что сегодня мы говорим о преимуществах лицейского обучения и образования, и в нашей студии лицей Высшей школы экономики в лице директора Наталии Любомирской и лицей при МВТУ… МГТУ имени Баумана в лице Ольги Юрьевны Николаевой, заместителя директора по научно-методической работе. Мы сейчас делаем перерыв на новости, потом возвращаемся в программу и продолжим наш разговор. И обязательно на ваши вопросы тоже будет отвечать.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Возвращаемся в программу «Родительское собрание». Сегодня мы говорим о лицейском образовании, у нас в гостях лицей Высшей школы экономики и лицей при МГТУ имени Баумана. Я вот перед программой прочитала очень интересное интервью ректора как раз Вышки Ярослава Кузьминова, и он там говорит в том числе о том, какие предметы изучаются в лицее. Мне очень понравилось его определение: предметы, которые формируют то, что называется интеллигентом – человека, имеющего разнообразные интересы и большой запас «необязательного знания». Мне кажется, это очень важно, вот то как раз, чего в школе в нашей нет. Она очень, к сожалению, в этом смысле такая вот узкокоридорная. Есть там математика, русский, английский... А вот здесь, вот я посмотрела, есть, допустим, риторика, право, история кино – это я говорю только про Высшую школу экономики.

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Да. 

К. ЛАРИНА: То есть, появляются предметы, которых в школьной программе нету, да? 

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Совершенно верно. У нас учебная неделя шестидневная, но шестой день, он отдан физкультуре и факультативам. Факультативные занятия, их огромное количество. У нас работают кружки по подготовке к олимпиадам по обществознанию, по истории, по русскому языку, литературе, математике – в общем, по любому предмету, все, что ребята заявляют. И это дает свои результаты, у нас в этом году есть победители, два призера заключительного этапа Всероса, Всероссийской олимпиады школьников. Помимо этого, наши студенты ведут вот… у нас есть кружок «Осмысленный мир» - это студенты философского факультета занимаются со школьниками. У нас совершенно потрясающий курс истории культуры, который не похож на курс МХК, это не МХК школьное, а это именно культурология. Они, например, сейчас занимаются, изучают культуру города. Они очень много выходов делают, ходят, там, в Макдональдс делают свои наблюдения, еще в какие-то там ресторанчики, кафе. Потом, у нас есть дебаты на английском. Это был запрос ребят. То есть, все, что студенты наши могут предложить, мы это предложили ребятам, и ребята потом выбирали, что они хотят. То есть, самый широкий спектр. И это очень важно, потому что, понимаете, вот это же общее образование, вот сейчас и происходит закладка того будущего специалиста, который…

К. ЛАРИНА: И личности. 

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: … и личности, конечно, и социальная зрелость должна наступить. Это все вот очень важные моменты, на которые мы обращаем колоссальное внимание. У нас неслучайно, он сам собой появился, но как бы слоган нашего лицея – это «Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса». И вот это то, на чем зиждется наш лицей. Поэтому ребята, они раскрываются совершенно фантастически в лицее. Мы их не загоняем в какие-то рамки: учись, учись, учись, вот сплошной академизм. Мы даем очень много свободы ребятам. И эта свобода, она выстреливает просто таким расцветом, то, что они выдают – это просто фантастика.

К. ЛАРИНА: Наверное, чувство ответственности возрастает

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Конечно.

К. ЛАРИНА: Чем больше свободы…

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: И потрясающая самоорганизация. Ну, вот вплоть до того, что ребята пришли ко мне, говорят: мы хотим испанский. У нас исходно испанского как второго языка не было, потому что не набралась группа. Хотим испанский. Я говорю: ну, хорошо, организуйте группу больше 6 человек – подумаем. Приходят через день, говорят: мы нашли 20 человек, которые с нуля хотят изучать, и 5 человек, которые уже изучали. Я говорю: ну, ладно, найдете, куда вставить в наше расписание… расписание у нас особенное, именно потому, что это индивидуальный учебный план, у ребят есть окна, оно очень сложное, потому что они на один предмет ходят в одной группе, на другой предмет они ходят с другими своими одноклассниками. Я говорю: вот найдете, куда в расписание вставить – будем искать учителя. Они приходят, говорят: мы нашли. Вот эти вот тогда-то, а эти вот тогда-то. Я говорю: ну, хорошо, будем искать учителя. Еще через день приходят: а мы учителя нашли. Понимаете? То есть, это вот…

К. ЛАРИНА: И все вставили в план учебный. 

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Да, да, да, да, да. И все, теперь они вот занимаются. Потрясающая самоорганизация. Они сами организуют команды на какие-то там олимпиады. Ну, например, они участвовали в олимпиаде Henkel innovation strategy, сами сколотили команду. Причем это было еще в самом начале, они только-только начали учиться у нас в лицее. Выиграли там отборочный тур, заняли первое место. Но им пришлось отказаться от дальнейшего участия, потому что вообще-то она для студентов и молодых сотрудников, а они всего лишь десятиклассники. То есть, дальше они не смогли пойти, им нет 18, но студентов обошли на этом отборочном туре. И вот эта вот способность к самоорганизации, она, конечно же, формируется за счет того характера отношений, который у нас существует в лицее.

К. ЛАРИНА: Давайте теперь Оля расскажет о своих возможностях, да. 

О. НИКОЛАЕВА: Да, знаете, хотелось бы рассказать вот больше про внеурочную деятельность.

К. ЛАРИНА: То есть, там есть тоже необязательные, кстати, предметы, которых в школе нет, в программе?

О. НИКОЛАЕВА: Которых в школе нет… вот, значит, даже та же физика и математика, ее можно настолько разнообразить… Например, по физике отдельно идет курс теории, семинарских занятий, то есть, решение задач, и практикум. Ну, и по математике, там алгебра-геометрия, математический анализ, которого в школе нет. И планируется начертательная геометрия отдельно, потому что это некие сложности для ребят, это для десятиклассников. Вот. И сложности, мы так как сотрудничаем с МГТУ тесно, мы поняли, что это вот на первом курсе, вызывает трудности у детей, поэтому вводим эти какие-то элементы, основы этих предметов заранее. Кроме того, лекционно-семинарская вообще система занятий по профильным предметам, которая у нас организована, она проводится, она дисциплинирует ребят и подготавливает к обучению в МГТУ. То есть, всегда преподаватели МГТУ отмечают лицеистов сразу, говорят, видно их даже на лекциях, как они уже умеют себя вести на лекциях, умеют слушать, умеют записывать. 

И вот по поводу внеурочной деятельности. Она у нас, знаете, как системно так создана, начиная с ребят, которые к нам только поступили, маленькие, восьмиклассники, в 8-й класс поступили либо в 9-й, мы их уже организуем летом, в июне ежегодно у нас летний лагерь при лицее существует, он уже более десяти лет существует.

К. ЛАРИНА: Тоже бесплатный?

О. НИКОЛАЕВА: Абсолютно бесплатный, также под эгидой Департамента образования Москвы, как все летние городские лагеря при школах и лицеях, там, гимназиях. И лагерь этот имеет свою направленность, в принципе, общетехническую, но называется он «Созвездие». Это не только потому, что там некая космическая направленность, но потому что мы считаем, что дети наши, как звездочки, которые к нам уже поступили, бережем их. И, в первую очередь, они еще малы, они, в общем-то, семиклассники еще, им надо приспособиться к условиям проезда до лицея. Потому что приезжают к нам со всей Москвы и даже из ближнего пригорода Москвы. Им надо приспособиться ко времени начала обучения. То есть, вот какие-то транспортные особенности. В сентябре они, если бы пришли только в сентябре, столкнулись бы с тем, что им надо приспособиться друг к другу, к учебе в лицее, к учителям лицея, то есть, адаптация такая. А у них происходит ранняя адаптация уже в июне. И поэтому в сентябре они готовы просто к учебе, они уже знают друг друга, они знают учителей, они знают лицей. Вот. Лагерь этот всегда проходит очень интересно. Три недели выделяет Департамент образования на летние лагеря, и мы, соответственно, три недели с ними также работаем.

Далее, когда они уже обучаются у нас, ребята настолько мотивированны, что раньше мы проводили практики для десятиклассников, в этом году уже девятиклассники просят раньше посещать МГТУ имени Баумана. То есть, 8-9 класс имел возможность посещать кружки с преподавателями МГТУ, и они их посещали именно на территории МГТУ. А сейчас ребята просятся не просто в определенный кружок, а посещать определенные кафедры МГТУ, именно 8-е – 9-е классы, то есть, пораньше сами дети просят об этом. И ребята также сами просят посещать вот все эти кафедры, для того чтобы раньше включиться в проектную деятельность. То есть, они сами стремятся раньше выбрать более узкий профиль для себя. То есть, не просто профиль обучения, а профиль дальнейшего обучения. 

К. ЛАРИНА: Но это не отменяет изучение гуманитарных предметов: русского, литературы, истории?

О. НИКОЛАЕВА: Нет, все предметы абсолютно в лицее полностью: история, география, языки – все как в общеобразовательной школе, в полном объеме часов, как положено. И плюс, конечно, вот больше часов на профильные предметы. В 10-м классе, в течение 10-го класса ребята обязательно посещают разные кафедры МГТУ. Это как ознакомительная практика, она растянута так на год, чтобы по окончании 10-го класса концентрированно провести проектную практику. То есть, это уже непосредственный выбор проекта, выбор кафедры 

К. ЛАРИНА: А вот, кстати, все эти проекты, которые они защищают, и у вас, и у вас, когда они занимаются проектной деятельностью, она как-то учитывается при поступлении в институт?

О. НИКОЛАЕВА: Да, вот порядка 70% ребят, которые поступают в МГТУ, они выбирают уже конкретную кафедру в процессе проектной деятельности. И это учитывается как некий вариант льготного поступления. То есть, льготное – это что может быть? Либо засчитывается как 100 баллов по профильному предмету, либо поступление на конкретную кафедру. Вот как раз проектная деятельность дает возможность поступления на выбранную учеником кафедру. Олимпиада дает набор как бы спектра кафедр, спектра специальностей. Но ребята участвуют и в том, и в другом, оно совершенно параллельно происходит. То есть, ребенок уже при поступлении выбирает, какой льготой ему воспользоваться. И в заявлении учитывается, фиксирует, какой льготой будет воспользоваться, если есть у него такая возможность.

К. ЛАРИНА: Я понимаю, что все равно невозможно, наверное, всех принять, кто прошел обучение в лицее, там же тоже есть какой-то конкурсный отбор при поступлении…

О. НИКОЛАЕВА: Они аналогично…

К. ЛАРИНА: Или в общем потоке идут со всеми?

О. НИКОЛАЕВА: Они в общем потоке…

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Точно так же у нас. 

О. НИКОЛАЕВА: Да, в общем потоке.

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Никаких преференций.

О. НИКОЛАЕВА: Они только предъявляют свои льготы при поступлении, которые заработали, учась, там, в школе или в лицее, где бы они ни учились в период вот общеобразовательной подготовки. Эти льготы, они в июне, в июле предъявляют во время вступительной кампании в вузы. И, естественно, они поступают в общий поток, но дети лучше подготовлены. 

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Они лучше подготовлены, да.

О. НИКОЛАЕВА: Поэтому в общем потоке они чувствуют себя уже более уверенно со своими льготами, которые могут предъявить. 

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: У нас индивидуальный проект – это требование нового стандарта, поэтому те ребята, помимо того, что они выполняют огромное количество учебных проектов по ходу обучения… ну, например, у нас ребята, изучающие социологию, они проводят социологические опросы, какие-то исследования социологические проводят. То же самое по экономике, по русскому языку. То есть, огромное количество учебных проектов, которые просто встроены…

К. ЛАРИНА: Групповых, да?

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Да, да, они в первую очередь именно групповые, которые встроены в учебный процесс. Кроме этого, они должны в течение двух лет сделать, выполнить индивидуальный проект. Это уже фактически проба пера настоящей взрослой студенческой работы, потому что этот проект, он похож на курсовую работу студента. То есть, это исследование. Область он выбирает сам, в чем хочет, в том и занимается этими исследованиями. Что касается учета вот таких проектов при поступлении, то пока у нас этого нет. Но, насколько я знаю, в Высшей школе экономики – ну, потому что правила, каждый год немножко меняются правила поступления – насколько я знаю, в Высшей школе экономики сейчас идет активно обсуждение того, что будет учитываться портфолио. И вопрос идет о том, что будет входить в это портфолио. Ну, понятно, там всякие грамоты, достижения и так далее, но я думаю, что мы туда обязательно включим еще и проектную деятельность. То есть, это будет давать дополнительный вес этого портфолио. 

К. ЛАРИНА: Вот еще вопрос, который тоже обсуждается давно, по поводу классно-урочной системы, вот насколько она совершенна, не устарела ли она в принципе как факт. У вас, как я предполагаю, наверняка различные формы есть, ну, вот о многом мы уже сегодня поговорили. Но все-таки основная часть программы обучения, она по-прежнему в традиционном проходит… в традиционной форме или все-таки лекционной, семинарной, уже больше приближающей к институтской?

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Значит, фактически у нас вот такой традиционной классно-урочной системы у нас нет.

К. ЛАРИНА: А, даже так. 

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Да. Прежде всего, у нас нет классов. У нас это ребята, которые делятся на учебные группы, в зависимости от своего индивидуального учебного плана. Потому что если бы мы начали формировать под каждый учебный план класс, то у нас было бы, наверное, 40 классов.

К. ЛАРИНА: Так у вас там уже 28 десятых классов, Кузьминов говорит.

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Нет.

К. ЛАРИНА: 28 десятых классов. 

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Нет, это, понимаете, это как бы для тех, кто мыслит… вот у нас трудно отказаться от этой системы…

К. ЛАРИНА: Другой нет.

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: … но учебных групп будет даже больше, чем 28, наверняка.

К. ЛАРИНА: То есть, это именно речь идет об учебных группах.

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Да, речь идет об учебных группах, да, именно учебные группы. И это первое. Второе. У нас организовано, конечно, все парами, как и у студентов. Здесь есть целый ряд преимуществ. Во-первых, это удобнее в расписании. Во-вторых, получается, ну, условно говоря, вот у них 8 часов математики, они в понедельник, в среду и в пятницу. В пятницу четыре урока, из которых два алгебра и начало матанализа, а два – геометрии. А вот вторник и четверг – у них более гуманитарные предметы. В эти дни идут экономика, социология, там, история. То есть, вот идет такая разбивка. На самом деле здесь есть еще одна хитрость. Когда все организовано парами, то меньше домашних заданий. Не по объему, а по количеству. Вот. И это очень выигрышно для ребят, мы идем им навстречу.

К. ЛАРИНА: То есть, урок не в том традиционном школьном смысле проходит: доска, парта…

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Плюс еще у нас есть такая форма смешанного обучения, когда мы активно используем электронное обучение, используем электронный ресурс. Ну, например, у нас ребята могут, при желании – таких у нас набралось под 25 человек – физику и биологию изучать дистанционно, с использованием электронного ресурса. И тогда у них это вообще в расписании нет этого предмета, они им занимаются тогда, когда у них есть время. Но они по графику должны выполнять работы из этого электронного ресурса, наши же преподаватели проверяют эти работы, выставляют им отметки. И у ребят есть возможность проконсультироваться у учителя, если ему нужно. Он может с ним либо договориться о встрече, списавшись по электронной почте или через нашу систему LMS, вот. Либо просто в школе подойти, найти его, поймать за хвост и сказать: вот у меня возник вопрос. 

К. ЛАРИНА: А классный руководитель или тьютор, как там называется?..

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Ну, сейчас пока…

К. ЛАРИНА: Существует какой-то куратор отдельно класса, отдельно группы?

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Вот сейчас пока у нас 58 детей всего, у нас все эти функции выполняет один человек – это замдиректора по воспитательной работе. Естественно, когда будет много ребят, то они будут организованы уже в некие группы, у которых будет куратор свой. Но я еще раз говорю, это не значит, что они вот этой группой будут ходить по всем предметам, потому что на предметы они могут ходить в разных группах. Это еще создает такое единое целое из всего лицея, вот единая общность, то, что они постоянно перемешиваются. То есть, на один предмет он с одними одноклассниками, на другой предмет с другими одноклассниками. Конечно, когда их будет очень много, здесь уже возникнет вот эта система. Во-первых, мы сейчас набор ведем по направлениям. Ну, это мы делаем, для того чтобы облегчить себе жизнь, чтобы система была более управляемой при большом количестве учащихся. Вот. У нас 6 направлений: гуманитарное, социально-экономическое, математика и информатика – это такие широкие, вот крупные блоки. Ну, социально-экономическое, там участвуют шесть факультетов университета в руководстве этим направлением. И есть более узкие – это право, дизайн и востоковедение.

К. ЛАРИНА: Так дизайн неожиданно как-то возникает.

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Почему? Ну, вообще в Вышке, в Высшей школе экономики 34 факультета, поэтому они все широко представлены и все заинтересованы в наших лицеистах.

К. ЛАРИНА: Давайте чуть позже, под конец еще про набор спрошу, а вот к Ольге тоже обращаюсь по поводу системы…

О. НИКОЛАЕВА: Классно-урочной?

К. ЛАРИНА: Да-да-да. 

О. НИКОЛАЕВА: Ну, да, я уже отметила, что лекционно-семинарская система по профильным предметам, и по остальным предметам, безусловно, обычная классно-урочная система, потому что у нас представлен полный спектр общеобразовательных предметов. Поэтому организовать на полный спектр предметов детей по индивидуальному расписанию было бы, наверное, еще сложнее, чем вот в лицее при Высшей школе экономики. И тем более у нас набор достаточно большой, в параллели десятых классов пять классов, в параллели одиннадцатых тоже пять классов, и в параллели девятых много классов, четыре как минимум. Поэтому нам достаточно сложно организовать совершенно индивидуальные учебные планы, и, естественно, классно-урочная система процветает по всем-всем общеобразовательным предметам, и плюс лекционно-семинарская по профильным предметам. В том числе, кстати, и информатика, потому что физика-математика я говорила, в том числе информатика у нас как профильный предмет имеет несколько специализаций как бы. Это тоже компьютерный дизайн, программирование и, собственно, информатика и КТ.

К. ЛАРИНА: Ну, и педагоги у вас – в основном учителя, которые работают именно в школах, да?

О. НИКОЛАЕВА: Педагоги в основном у нас учителя, у нас как бы так традиционно сложилось, с тех пор, как лицей сам создавался, складывался. То есть, мы вышли из общеобразовательной школы и постепенно перешли к лицею. Поэтому у нас так и сложилось. Допобразование у нас широко развито педагогами МГТУ имени Баумана. И как бы вот такое вот соотношение, оно сложилось. Но в том числе хочу сказать, что у нас учителя настолько высокой квалификации, что они же и преподают в МГТУ имени Баумана. Поэтому, именно выйдя из учителей, такую большую квалификацию высокую имеют, что они же… их и берут как преподавателей МГТУ имени Баумана.

К. ЛАРИНА: Теперь вопрос по поводу поступления и набора. Тут есть два главных вопроса, которые наши слушатели задают. Только москвичи имеют право поступить в ваши учебные заведения? 

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Значит, наш лицей, он финансируется Московским Департаментом образования. Дело в том, что хотя мы не подчиняемся Московскому Департаменту образования, мы относимся к федеральному образовательному учреждению, но мы получаем от департамента субсидии. Понятно, что Московский департамент образования, он будет платить только за москвичей. Но мы на самом деле принимаем сейчас заявки и от ребят из Подмосковья и даже, может быть, из другого города, потому что у нас есть такие случаи, у нас есть сейчас один мальчик, у которого, после того как он поступил, родители решили переехать в Москву ради нашего лицея.

К. ЛАРИНА: То есть, все равно нужна московская регистрация. 

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Да, нужна московская регистрация. То есть, если это регистрация даже временная, то все равно годится. Но наш ректор в этом году объявил, что до 20 ребят из Подмосковья университет готов обучать из собственных средств, то есть, без учета вот субсидий от московского департамента. Поэтому мы заявки принимаем от всех сейчас. 

К. ЛАРИНА: А у вас?

О. НИКОЛАЕВА: Так как мы тоже финансируемся Департаментом образования Москвы, то мы принимаем москвичей, то есть, с постоянной московской регистрацией, либо детей с временной московской регистрацией. 

К. ЛАРИНА: Ну, и второй вопрос, который тоже здесь задается часто в течение программы. Нужны ли какие-то вступительные экзамены при поступлении в лицей? Как вообще это происходит все?

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: У нас есть вступительные испытания. Они, в общем, разделяются на три тапа. Первый этап – это при подаче заявки нужно написать небольшое эссе о себе, ну, которое скорее такое мотивационное письмо. 

К. ЛАРИНА: Почему я хочу именно к вам, да?

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Там есть еще один вопрос. То есть, это два вопроса. Первый вопрос – это зачем вам лицей, а второй вопрос – это зачем вы лицею, то есть, что еще лицей приобретет в вашем лицей, вот, лицей в лице. И это вот важный момент. Хотя он не играет ключевой… то есть, отбора на этом этапе, скорее всего, не будет, потому что, ну, не умеют ребята писать и нельзя их на этом основании…

К. ЛАРИНА: То есть, заявки все принимают.

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Заявки принимают все. 

К. ЛАРИНА: А дальше? Дальше идет тестирование. Тестирование у нас по трем предметам. Вообще все это подробно описано на нашем сайте.

К. ЛАРИНА: Ну, так хотя бы коротко скажите, к чему готовиться.

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Тестирование по трем предметам – это русский язык, математика и иностранный язык. Иностранный язык тот, который ребята в заявке указывают как свой первый. То есть, это может быть и английский, и немецкий, и французский, и испанский…

К. ЛАРИНА: Это на уровне школьной программы к 10-му классу?

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Да, да. Ну, он скорее уровня вот ГИА, да, уровня Государственной итоговой аттестации за 9-й класс. И это вот ключевое. Причем тест рассчитан на два часа, там по 10 вопросов, которые короткие ответы, и одно небольшое письменное задание. И вот эти три предмета все за два часа. Причем мы выдаем тест сразу, то есть, ребята, необязательно, что они сначала одно, потом другое, потом третье, он может в любой последовательности, в любом порядке выполнять эти задания. И на основании этого мы строим рейтинг. И дальше ребята, которые проходят вот этот этап, они приглашаются на собеседование. Собеседование уже будет с преподавателями соответствующих, руководителями соответствующих направлений. Главная задача на собеседовании – это понять, действительно ли ребенок, ну, как бы вот есть у него склонность к тому, что он назвал как свое направление. Поскольку мы разрешаем ребятам менять направление, потому что, ну, всяко бывает в жизни, то вот этот этап ключевой для того, чтобы отсечь тех, кто схитрил и подал на востоковедение, а потом переводится на социально-экономический. Ну, потому что понятно, что это самое востребованное у нас направление, социально-экономическое. Востоковедение, в силу того, что это более узкое направление, там меньше. И вот три таких этапа.

К. ЛАРИНА: Давайте, успеем еще сказать...

О. НИКОЛАЕВА: У нас поступление в 8-й, в 9-й и в 10-й с обязательным собеседованием по физике и математике. Но так как эти науки точные, то собеседование… и очень большое количество детей поступающих, да, первый этап собеседования мы проводим в письменной форме, от полутора до двух часов задания выполняются. Отдельно физика, отдельно математика. И для поступающих в 10-й класс русский язык. Там покороче, в виде теста, как диктанта, может быть, с продолжением, то есть, некое продолжение как сочинение…

К. ЛАРИНА: То есть, сначала собеседование, да?

О. НИКОЛАЕВА: Сначала обязательные предметы физика и математика, и потом уже те, кто… Кстати, мы детям результаты сообщаем в виде привычной для них оценочной вот такой системы пятибалльной. И устное собеседование дальше проходит также по профильным предметам, только те, кто имеет некий средний такой результат: 3, 3,5 мы даже можем такую оценку вот ребенку ориентировочно выставить и с ними дальше устно собеседуемся. И потом, естественно, русский язык. И еще, кто поступает в информационно-технологический профиль, в этой направленности отдельно собеседование по информатике после всех-всех-всех собеседований, в июне-месяце.

К. ЛАРИНА: Ну что ж, я доверчивый человек, я думаю, что все, что сказали, так оно и есть, соответствует действительности. Я вот сейчас вас слушала и подумала, что, может быть, как-нибудь получится к вам прийти на какие-нибудь уроки…

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: С удовольствием. 

К. ЛАРИНА: … просто посмотреть, как это все происходит.

О. НИКОЛАЕВА: Милости просим. 

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Да, приглашаем.

К. ЛАРИНА: Спасибо большое. Напомню, что наши сегодняшние гости – Наталия Любомирская, директор лицея Высшей школы экономики, и Ольга Николаева, замдиректора лицея при МГТУ имени Баумана. Благодарю вас, удачи, и с праздником. 

Н. ЛЮБОМИРСКАЯ: Спасибо. 

О. НИКОЛАЕВА: Спасибо, и вас тоже. 

Видеозапись эфира можно посмотреть на сайте "Эхо Москвы"