• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Куда пропал Колмогоровский проект?

Русский журнал. 14 марта 2012

О новой Концепции выявления и развития молодых талантов и о забытых старых, в том числе о Колмогоровском проекте.

Президент Дмитрий Медведев под занавес решил-таки добиться выполнения одного из многих, так и не исполненных своих указаний: утвердить Концепцию российской национальной системы выявления и развития молодых талантов. Еще в апреле 2010-го он дал поручение создать две сети лицеев для «одаренных» детей – в федеральных округах и при ведущих университетах страны. До сих пор оно не выполнено. 27 февраля 2012-го, на заседании Президиума Госсовета, посвященного мерам господдержки талантливых детей и молодежи, на доработку Концепции выявления и развития молодых талантов выделен месяц.

Дело, на первый взгляд, хорошее. Но почему на Госсовете рассматривается именно эта концепция, подготовленная Комиссией при администрации Президента по ЕГЭ и работе с одаренными детьми? Ведь, по словам проректора МГУ, академика Алексея Хохлова, еще в 2008-м году под его руководством (и по поручению того же президента), совместно с Минобрнауки был разработанКолмогоровский проект. Поручение последовало после того, как группой крупных ученых и учителей Президенту было направлено письмо о необходимости поддержки уже имеющихся и созданию сети технических и гуманитарных школ, гимназий и лицеев для старшеклассников (сначала – в федеральных округах, а потом – в регионах), и сети заочного, дистанционного образования, которая помогала бы на более раннем этапе отбирать мотивированных ребят. Эти идеи легли в основу Колмогоровского проекта. Важной его частью стала мысль о том, что для детей в таких школах чрезвычайно важна среда, в которой они учатся. Она создается в равной мере учителями, и увлеченными учебой школьниками. Важно строить такие школы (или интернаты) при ведущих университетах страны, по примеру Колмогоровского интерната, входящего составной частью в МГУ. Они должны быть равномерно распределены по всей территории России.

Федеральное финансирование

Один из авторов «президентского» проекта, академик Алексей Семенов считает, что специализированные школы не должны быть при университетах. Ведь вузы получают федеральное финансирование на обучение студентов. Как только им поручают учить детей, это сразу создает проблемы. Даже у МГУ. Поэтому, по мысли академика Семенова, эти специализированные школы должны иметь федеральное подчинение и финансироваться отдельной строкой в бюджете. Это касается и сети дистанционного образования.

Лишним аргументом в пользу необходимости федерального подчинения, по мысли Алексея Семенова, является то, что такие школы не могут существовать в рамках существующего законодательства. Например, - в ситуации нормативно-подушевого финансирования (на него недавно перешли школы страны), когда количество денег зависит от числа учеников, а еще – от норматива региона (он везде – разный). Кроме того, спецшколам крайне вредно использовать новую систему оплаты труда (тоже – новшество последних лет). Ведь она не предполагает расходов на факультативы, дополнительные занятия, кружки (либо они сведены к минимуму). Альтернативой должен стать возврат таких школ к штатно-окладной системе. Вот такой парадокс! От себя заметим, что нормативная база сегодня такова, что работать с одаренными детьми школа не может в принципе.Базисный учебный план, концентры, которые вынуждают одно и то же изучать до 9-го класса, а потом – в 10-11-м, превращая учебу для одаренных детей в жвачку; невозможность брать в школу совместителей–ученых, и т.д.).

Но генеральная идея «президентской» концепции заключается в том, что детям, признанным одаренными, и учителям, которые их готовят, нужно давать гранты. Для чего необходим специальный фонд.

Этот пункт концепции вызвал критику не только потому, что слово «фонд» в нашем сознании часто связан с коррупционными схемами, а еще потому, что, по мнению авторов альтернативного, Колмогоровского проекта, методик определения одаренности не существует.Поэтому, если ввести «нормативное закрепление понятия одаренности» все может свестись к тестированию детей с помощью тестов, типа американского IQ. И поскольку родителей ребенка, признанного одаренным и его учителей, будут ждать гранты, за статус «одаренного» начнут бороться. Появятся «тренеры», которые будут «репетировать» на «IQ», курсы подготовки, учителя будут биться за таких учеников, переманивая их из других школ. А сами дети могут просто не выдержать: результаты окажутся плачевными для их психики. По мнению замдиректора Лицея «Вторая школа» Александра Ковальджи, чем моложе ребенок, тем опасней закреплять за ним тот путь, по которому он пойдет.Этого нет в Колмогоровском проекте, который позволяет детям свободно перемещаться по разным траекториям развития. По мысли Александра Ковальджи, «деньги нужно прежде всего давать тем, кто может работать не только с одаренными, но и с мотивированными, способными детьми.

Нельзя финансировать по результату

Главное отличие «президентского» проекта от Колмогоровского в том, что в первом финансирование, гранты выделяются в зависимости от достигнутого результата, в то время как в Колмогоровском проекте финансирование должно выделяться на саму работу. Ведь главный результат – победа в олимпиаде – далеко не всегда является гарантией одаренности. По мнению преподавателя информатики «Лиги школ» №1199 Сергея Бебчука, «дети, которые побеждали на Всероссийской олимпиаде, вовсе необязательно становились продуктивными взрослыми. И наоборот – школьники, яркие в учебе, но не показывавшие результаты в олимпиадах, чаще становятся выдающимися учеными». А, по мнению учителя литературы Лицея «Воробьевы горы» Евгении Абелюк, в гуманитарных школах победы в олимпиадах и вовсе не имеют такого значения, как в математическом и естественнонаучном профиле. Кстати, по мысли Евгении Абелюк, и гранты не являются решением проблемы: «Мы получили грант Москвы, но это не помогает работе с одаренными детьми. У нас есть дополнительные предметы «мифология» и «поэтика». А часов на них с каждым годом меньше. Их отбирают».

Почему в законе «Об образовании» нет гимназий и лицеев

Скоро профильные гимназии и вовсе лишатся своих факультативов и дополнительных часов. И вообще – своего статуса. Это происходит, благодаря «титанической работе» по «модернизации» образования: в проекте нового интегрированного закона «Об образовании» вообще нет типологии школ. То есть, нет лицеев, гимназий, спецшкол. И даже если случится чудо, и особым Указом главы государства вновь создающиеся Президентские лицеи и школы-интернаты при ведущих университетах переведут на федеральное финансирование, проблему работы с мотивированными детьми в целом это не решит. Ведь в эту категорию не попадут известные многопрофильные гимназии. Такие, как знаменитая московская «Пятьдесят седьмая школа», лицей «Вторая школа», и еще где-то полтора десятка учебных заведений только в столице. Заметим, что хорошие специализированные школы разбросаны по всей стране. Президентская концепция выявления и работы с одаренной молодежью явно не предполагает существования гимназий и лицеев. По мнению ее авторов – главное – результат, а не название.

Но ведь результата можно скорее добиться в гимназиях и лицеях, где до сих пор позволено иметь усиленную программу и дополнительные часы, деление на группы по профильным предметам, наличие ассистентов, специализированные кабинеты и лаборатории. Там - больше свободы в выборе содержания и форм работы. Основная задача таких школ – подготовка будущих исследователей во всех областях интеллектуальной деятельности. Да и во всех рейтингах школ гимназии и лицеи занимают верхние строчки. Вузы тоже пока еще держатся за счет выпускников специализированных (при вузах) лицеях и гимназиях. Так, треть факультета Московского Института электроники и математики до определенного момента состояла из выпускников их физматшколы. Сегодня треть абитуриентов, поступивших в институт, не учатся вовсе: они пришли из обычной школы с нулем знаний. По мнению преподавателя этого факультета, их баллы ЕГЭ и победы в олимпиадах вуз совершенно не волнуют. А волнует, можно ли их учить. Но они не учатся и разлагают остальных. Хотят и могут учиться в основном, - выпускники лицеев при вузах. И если завтра их не станет, произойдет образовательная катастрофа.

По мнению Александра Ковальджи, главный посыл президентской концепции – несостоятельность лицеев, гимназий и других «статусных» учреждений, которые превратились в элитарные школы для детей обеспеченных родителей. А дальше делается простой вывод – разогнать их и сделать обычными школами с обычным финансированием. При этом они готовы нарушить работу успешно работающих лицеев, гимназий. Как при коллективизации: раскулачить «богатых» и сделать всех равными в нищете. Последствия будут как в Китае, который сначала ликвидировал все лицеи, а потом мучительно их восстанавливал. Между тем, отличить школу, лишь носящую звание «гимназия» от качественного учебного заведения, достаточно просто. Нужно требовать от школ повышенного уровня соответствующих результатов, привлекая для этого все формы независимого, в том числе, общественного контроля. Тогда «элитарность» выветрится сама собой, апоявится «элитность» в смысле способностей и трудолюбия учеников.

Что делать?

Кто составляет Концепции работы с одаренной молодежью, которые «несовместимы с жизнью»? В том-то и дело, что об авторах мало что известно. Можно лишь строить догадки. Как сказал Сергей Рукшин, ученики которого завоевали больше 80 медалей на международных олимпиадах школьников, учитель великого Перельмана, «за последние годы никто мне не предложил поучаствовать ни в одном обсуждении программы для одаренных детей».

В итоге получается, что Концепция, которую предложил до конца месяца доработать Президент, недееспособна. Если Лицеи в федеральных округах и лицеи при университетах еще можно Указом Президента, вывести из-под действия существующих законов, то, что делать с успешными профильными гимназиями и лицеями, не попадающими в эту категорию? Ведь в будущем законе «Об образовании» их просто нет. Значит, лицеи и гимназии превратятся в обычные школы, лишенные дополнительных часов на факультативы, кружки и т.д. Потери для государства - огромны.

Напрашивается простая мысль: а не отменить ли принятые за последнее десятилетие «образовательные» законы? Они тормозят развитие как обычных, так и специализированных школ. Это позволило бы хотя бы не разрушать то хорошее, что есть. Оставить качественные лицеи и гимназии. Но возвращение старых законов – факт беспрецедентный. Должна быть политическая воля.

И, конечно, необходимо делать то, о чем говорится в Колмогоровском проекте – развивать по всей стране широкую сеть школ и школ-интернатов для мотивированных старшеклассников. Впрочем, по словам академика Алексея Хохлова, в президентской концепции об этом не говорится вовсе. «После того, как я написал письмо президенту Медведеву, в комплексе мер появилась одна строчка о развитии системы интернатов и т.д. Но если все остальные меры предлагается реализовать в 2012-13 годах, то эту – в 2016-м. Это означает, что никто поддерживать такие школы не собирается».

Между тем, от решения этой задачи напрямую зависит безопасность страны. 20 февраля Владимир Путин в своей очередной предвыборной статье написал: "Мы приняли и реализуем беспрецедентные программы развития Вооруженных сил и модернизации оборонно-промышленного комплекса России. В общей сложности в предстоящее десятилетие на эти цели выделяется порядка 23 триллионов рублей".

Возникает подозрение, что модернизировать оборонно-промышленный комплекс скоро будет некому.