• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Коллеги, присоединяйтесь!

Троицкий вариант. 2012. № 110. 14 августа

Информация о новой магистратуре НИУ ВШЭ для учителей словесности - "Филологическая герменевтика школьной словесности"

Обращаюсь к коллегам — преподавателям литературы: с нового учебного года в Высшей школе экономики появится магистратура с необычным и, на первый взгляд, неоправданно сложным названием: «Филологическая герменевтика школьной словесности» [1]. Однако название только кажется темным: речь идет о хорошо знакомом — об истолковании и объяснении художественного текста. Магистрантам предстоит разбираться в тонкостях произведений, составивших канон российского литературного образования. Поможет учебная программа, не похожая на привычные программы филологических факультетов: кроме курсов, развивающих языковое чувство, читательскую и исследовательскую интуицию (Языковая стилистика литературного произведения,Элементы стиховедения, Техники анализа и интерпретаций в различных школах литературоведения и др.), в программе предусмотрен ряд дисциплин, помогающих воспринимать произведение в контексте — художественном, историческом, политическом (Литература и политическая и социальная история, Литература и история европейской философии, Литературная жизнь XIX-XX веков в мемуарах и документах, Литература в кругу других искусств, Русская словесность на фоне европейской и др.).

Учиться здесь могут как действующие, так и будущие учителя, открыт прием и для преподавателей вузов (магистратура очно-заочная). Впрочем, слово учиться не вполне подходит: магистранты будут не столько слушателями, сколько исследователями:появится возможность подключаться к разнообразным научно-исследовательским проектам, ну и конечно, коллеги, если не делали этого до сих пор, научатся руководить исследованиями своих учеников.

Мы придумывали эту программу вместе с К. Поливановым и Е. Пенской и, возможно, выглядим прожектерами, но задумано вот что: на основе тех индивидуальных и коллективных проектов, которые магистранты будут выполнять (в том числе совместно с преподавателями магистратуры), со временем появится интернет-банк различных образовательных и просветительских продуктов — комментариев к текстам, хрестоматий, пособий, словарей и т.п. А главное, возникнет содружество учителей-исследователей, и у талантливого учителя-словесника появится, наконец, та профессиональная среда, которой сегодня ему так не хватает. Первый набор идет до середины сентября — приходите, давайте вместе попробуем сделать так, чтобы наш проект не стал прожектом, а превратился в реальность.