• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Безграмотностью россиян решили заняться на государственном уровне

Труд. 11 ноября 2013

Президентская администрация решила создать ассоциацию учителей-филологов, которые, как надеются в Кремле, сумеют научить детей и взрослых говорить по-русски

В понедельник стало известно, что 13-14 ноября в Москве по инициативе администрации президента состоится учредительный съезд Ассоциации учителей русского языка и литературы. На него должны прибыть 250 учителей со всей России.

Данная организация, – пояснили в Кремле, – создается прежде всего с целью повышения качества преподавания русского языка и литературы в российских школах и вузах. Также членство в ассоциации позволит учителям более эффективно отстаивать свои интересы перед чиновниками.

Правда, обозреватели не преминули отметить, что организация мероприятия не обошлась без досадных накладок: так, из-за позднего информирования на съезд не смогут прибыть представители некоторых отдаленных субъектов федерации – например, Еврейской автономной области.

Спасение «тонущих» предметов – дело людей, их преподающих

Как рассказал газете «Известия» источник в администрации президента, ситуацию, которая в последние годы сложилась в нашей стране в плане преподавания двух дисциплин, которые считались одними из важнейших – русского языка и литературы, – можно назвать плачевной. Это подтверждается сравнением успехов российских школьников с достижениями их иностранных сверстников.

По последним данным международного исследования PISA, по качеству чтения и понимания текста российские старшеклассники занимают только 41-е место из 65 возможных. Хотя, – с горечью констатируют специалисты, – еще несколько лет назад наши дети находились на 27-й строчке рейтинга.

Впрочем, – отмечают обозреватели, – такой результат является вполне закономерным. Ведь учебные планы выделяют сейчас на изучение родного языка и литературы меньше часов, чем на освоение, скажем, английского.

Исправить положение можно было бы увеличением часов на преподавание этих предметов. Но тогда увеличится общая нагрузка на школьников, да и платить учителям придется больше.

Чиновники предполагают подправить ситуацию за счет повышения связанности учебных программ разных предметов. Так, отмечается, что на уроках литературы школьники проходят сейчас роман Льва Толстого «Война и мир» намного раньше, чем приступают к изучению войны 1812 года по истории. Одновременное же изучение этих позиций на уроках по обоим предметам, по мнению специалистов, могло бы значительно улучшить усвоение материала.

«За» и «против»

Писатель Юрий Поляков, уже заявивший о своем участии в предстоящем учредительном съезде, отмечает, что Ассоциация учителей станет неким регулятором, специалисты которого будут решать конкретные проблемы языка и литературы.

«Подобное объединение специалистов необходимо. У нас есть всякие департаменты по образованию, общественные советы, но подобного всероссийского объединения специалистов именно в области преподавания русского языка и литературы нет, – отмечает писатель. — У нас сегодня в этих предметах много нерешенных методологических и мировоззренческих вопросов. А мы знаем, что литература — это часть воспитания, в том числе и патриотического, поэтому неудивительно, что государство хочет создать объединение, которое поможет через образование решать и воспитательные вопросы».

Несколько другую точку зрения озвучил заслуженный учитель России Евгений Абелюк. По его мнению, создание профессиональной ассоциации, безусловно, необходимо. Однако «лучше, чтобы она создавалась самими специалистами, а не кем-то сверху. В последнем случае возникает опасение, что она создается для поддержки каких-то решений чиновников», – отметил Абелюк.

Одним из таких решений, по мнению заслуженного учителя, может стать создание некоего единого учебника по русскому языку или по литературе, которое сам Абелюк считает совершенно ненужным делом.

Что же касается специалистов от Минобразования, то они видят в Ассоциации удобный инструмент для работы с педагогами. «Некоторые наши преподаватели в школах так преподают литературу, что лучше бы не преподавали, – заявил по этому поводу член комиссии по образованию ОП РФ и член Общественного совета при Минобрнауки, также преподающий русский язык и литературу – Сергей Волков. – Не говоря о том, чтобы им выделить еще и дополнительные часы. Нужно делать так, чтобы педагоги могли дать качественное образование по своему предмету, а потом увеличить часы».